Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
4 МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь, человек, его права, свободы, их признание и защита в государстве возлагаются на само государство, а также на все его органы, организации и учреждения [1].
Одним из таких специализированных органов становится прокуратура с целью осуществления надзора над исполнением законов, соблюдением прав и свобод личности, а также охраняемых законом интересов государства и общества.
Активные дискуссии о месте и принципах организации и деятельности прокуратуры ведутся с 80-х годов прошлого века и продолжаются по сей день. По основному вопросу, касающемуся сущности прокуратуры и ее основных функций, по-прежнему наблюдаются разногласия.
В связи с этим продолжается поиск концептуальной модели деятельности прокуратуры. Следует отметить, что в ходе любых реформ в общественном и государственном строительстве потребность в деятельности органов прокуратуры остается на высоком уровне, что определяет большую значимость и актуальность исследования принципов организации и деятельности прокуратуры.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с реализацией организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие понятие, сущность и систему целей, задач и принципов организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь.
Цель исследования – комплексный анализ основ правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
– исследовать конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь;
– проанализировать систему органов прокуратуры в Республике Беларусь;
– рассмотреть задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь;
– изучить место и роль прокуратуры Республики Беларусь в системе государственных органов.
При разрешении поставленных задач использовались следующие методы: логический метод; формально-юридический метод; метод системного анализа; метод комплексного исследования.
Структура курсовой работы включает введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.
1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В ст. 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства [1].
Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в целом.
Функции государства зависят от задач, стоящих перед ним. На том или ином этапе его развития одни функции государства выдвигаются на передний план, другие, хотя и действуют, но остаются как бы в тени.
Одной из постоянных функций государства является правоохранительная функция, которая состоит в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами, одним из которых и признано считать органы прокуратуры [2, с. 45].
Органы прокуратуры в Республике Беларусь занимаю весьма важное место среди иных государственных органов. Именно органы прокуратуры выполняют функции, непосредственно связанные с осуществлением надзора, за исполнением законодательства, и в пределах своих полномочий принимает решения о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушении требований законодательства. Органы прокуратуры, как и многие иные государственные органы Республики Беларусь прошли длительный путь становления и развития.
Начальный этап формирования органов прокуратуры Республики Беларусь характеризуется сильным влиянием советского периода, что нашло свое отражение прежде всего в принятых нормативных правовых актах, которые непосредственно и регулировали правовой статус данного государственного органа.
2 СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Согласно ст. 16 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь [6].
Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.
Возглавляет систему прокурорских органов республики Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание ведомственных нормативно-правовых актов – приказов, указаний, распоряжений, а также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокурорских органов.
Согласно Закону «О прокуратуре Республики Беларусь» вопрос о создании, реорганизации и ликвидации органов прокуратуры решается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора [6].
Освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики может иметь место в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.
3 ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Прежде всего, приведем определения целей и задач прокуратуры.
Так, целью прокурорского надзора является результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, а также его важнейшая функция – надзор.
Задачи прокуратуры обусловлены стоящими перед прокуратурой целями и вытекают из требований законодательства и состояния законности, сложившихся в государстве или в конкретном регионе.
Цели деятельности прокуратуры определяются ее статусом, местом и ролью в государстве. Они вытекают из требований Конституции Республики Беларусь и законодательства об организации и деятельности прокуратуры. Особенно значительна роль прокурорского надзора как основной функции прокуратуры [8, с. 8].
В Законе «О прокуратуре» установлено, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения:
1) верховенство закона;
2) укрепление единства и законности;
3) защита прав и свобод человека и гражданина;
4) охраняемые законом интересы общества и государства [6].
Обобщенно можно сказать, что целью деятельности прокуратуры является достижение точного и единообразного исполнения законов, действующих на территории страны, всеми физическими и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция прокуроров. В перспективе предполагается достичь более высокого уровня законности.
4 МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Прокуратура Республики Беларусь – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Республики Беларусь надзор за соблюдением Конституции Республики Беларусь и исполнением законов, действующих на территории Республики Беларусь. Кроме того, прокуратура Республики Беларусь выполняет и другие функции, определенные законами [11, с.73].
Вопросы о месте прокуратуры в системе государственных органов всегда носили дискуссионный характер. Например, Г. Я. Каспир пришел к выводу, что представление об органах прокуратуры, как о структуре надзорной власти, вполне оправдано [18, с.24].
В Конституции 1994 г. положения, касающиеся прокуратуры, были включены в главу 7 «Судебная власть». На этом основании некоторые исследователи считали, что институт прокуратуры следует отнести к судебным органам. Эта позиция, однако, противоречит Конституции, согласно которой судебная власть в стране осуществляется только судами [1].
Прокуроры, в соответствии с уголовным процессуальным законодательством Республики Беларусь, участвуют в рассмотрении дел судебными органами, вынесении приговоров, постановлений и иных актов судов, противоречащих закону, что прямо предусмотрено Законом «О прокуратуре».
Согласно уголовно-процессуальному законодательству, прежде всего, прокурор выступает как государственный обвинитель, т. е. поддерживает обвинение от имени государства [20].
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК), прокурор правомочен обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Происходящие в нашей стране демократические преобразования, курс на построение правового государства и провозглашение приоритета личности создают основу для повышения роли прокуратуры как централизованного надзорного органа в укреплении правопорядка и законности в государстве, защите конституционных прав и свобод граждан.
Прокуратура за время своего существования прошла большой путь, демонстрируя эффективность и обоснованность своей деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что современный этап существования прокуратуры характеризуется дискуссиями о законодательном совершенствовании ее статуса, о ее перспективах и назначении.
Принципы организации и деятельности прокуратуры являются формой реализации основных идей, начинаний, отраженных в правовых положениях, лежащих в основе деятельности прокуратуры Республики Беларусь, вытекающих из закономерности развития общественных отношений. Эти принципы, среди прочего, можно разделить на положения, установленные Конституцией Республики Беларусь или вытекающие из ее положений, и положения, содержащиеся в других законах.
Характеризуя принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь в современных условиях, следует, прежде всего, обратить внимание на то, что они составляют системную основу органов прокуратуры. Совокупность присущих ей принципов определяет функции прокуратуры, необходимые для их осуществления правовые средства, организационную структуру системы прокуратуры, характер взаимодействия между ее отдельными элементами (звеньями).
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., прин. на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
2. Храпнюк, В.Н. Теория государства и права: учеб. пос. / под ред. В. Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2017. – 384 с.
3. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховн. Совета Респ. Беларусь, 27 июля 1990 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1991. – № 31. – Ст. 536.
4. О концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховн. Совета Респ. Беларусь, 23 апреля 1992 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1992. – № 16. – Ст. 270.
5. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 29 января 1993 г. (утратил силу) // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1993. – № 10. – Ст. 95.
6. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З с изм. и доп.// Эталон – Беларусь [электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
7 Мыцыкова, О. А. Участие прокурора в конституционном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве / О. А. Мыцакова // Прокурорская и следственная практика. – 2014. – № 3/4. – С. 114-122.
8. Ткачев, И.В. Проблемы законодательного регулирования деятельности прокуратуры / И.В. Ткачев // Законность. – 2015. – № 12. – С. 7–10.
9. Смищук, С. А., Гаглова, Е. В. Место прокуратуры в государственно-правовом механизме (аппарате) / С.А. Смищук, Е.В. Гаглова // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 466–472.
10. Винокуров, А. Ю. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» / А.Ю. Винокуров. – Мн., 2016. – 250 с.
11. Васильева, Т. В., Решетникова, А. И. Прокурорский надзор: учебно-методическое пособие. Практикум / Т.В. Васильева, А.И. Решетникова. – Калуга, 2016. – 180 с.
12. Мусеибов, У.А. Процессуальные функции и полномочия прокурора / У.А. Мусеибов // Следователь. – 2016. – № 21. – С. 6–10.
13. Ястребов, В. Б. Прокурорский надзор: учебник для юридических вузов и факультетов / В.Б. Ястребов. – М.: Зерцало-М, 2015. – 432 с.
14. Иванов, В. В. Основные направления деятельности прокуратуры / В.В. Иванов. – М.: Эксмо, 2015. – 120 с.
15. Ергашев, Е. И. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов: дисс. … доктора юрид. наук / Е.И. Ергашев. – Екатеринбург, 2018. – 254 с.
16. Воробьев, Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры / Т.Н. Воробьев // Современное право. – 2016. – № 6. – С. 38–42.
17. Щабельский, Л. М. Прокуратура: организационно-правовая основа деятельности, цели и задачи прокурорской деятельности / Л.М. Щабельский. – М.: Проспект, 2016. – 120 с.
18. Каспир, Г. Я. Правовое регулирование государственной правоохранительной службы / Г.Я. Каспир. – М.: Норма, 2017. – 103 с.
19. Липендин, В.И. Актуальные проблемы принципов деятельности прокуратуры / В.И. Липендин // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 5(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 29-32.
20. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З // Эталон – Беларусь [электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
21. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года : одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 года // Эталон – Беларусь [электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты