Понятие, классификация и формы правовых актов управления
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие, классификация и формы правовых актов управления»
по дисциплине: «Административное право»
2021
45.00 BYN
Понятие, классификация и формы правовых актов управления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить нормативный или ненормативный характер.
Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления издаются органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, – органами законодательной и судебной властей. В последнем случае акты управления (приказы, распоряжения, регламенты) направлены на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов в системе самих этих органов. К ним относятся акты руководителей органов законодательной власти, прокуроров, председателей судов. Судьи выносят также постановления по делам об административных правонарушениях.
Объектом исследования данной работы выступает общественные отношения, направленные на исследование понятия, классификации и форм правовых актов управления.
Предметом исследования послужила совокупность правовых норм Республики Беларусь, а также учебные пособия и научные статьи по теме исследования.
Целью курсового исследования является комплексное изучение понятия, признаков, юридического значения, классификации правовых актов управления и предъявляемых требований к ним.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды форм управленческой деятельности;
- исследовать понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления;
- изучить классификацию и формы правовых актов управления.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широка и многогранна компетенция органов государственного управления. Она осуществляется в различного рода действиях, совершаемых ими, в различного рода приемах, способах управляющего воздействия на объекты управления. Поэтому возникает необходимость правового анализа форм практического осуществления компетенции [1, c. 162].
Форма управления – это внешнее выражение содержания управления, ограничение конкретных управленческих действий, непосредственно осуществляемых государственными учреждениями и органами местного самоуправления. Форма управления – это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц. Каждая форма управления предполагает выполнение конкретным субъектом определенных действий, раскрывающих содержание управленческой деятельности определенным образом, само управленческое воздействие.
Основными понятиями, позволяющими рассмотреть термин «форма управления», являются «цели управления», «функции управления», «задачи управления», «полномочия», «компетенция». Эти понятия также определяют выбор методов управления (методов управленческого воздействия субъектов управления на объекты управления) в конкретной управленческой ситуации. Функция управления определяет основное содержание управленческой деятельности. Все формы управления, используемые руководителями, подчиняются целям управления. Посредством формы управления органы управления осуществляют полномочия, соответствующие компетенции этих органов, установленной нормативным законом. Форма управления – это средство реализации функций управления для достижения целей управления.
Поэтому содержание процесса управления раскрывается понятием функций управления, методов управления и форм управления. Теория управления основана на этих основных категориях. Практика управления напрямую зависит от разработки этих концепций.
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Правовая форма государственного управления – это юридически оформленное деяние органа исполнительной власти (иного властного субъекта), его представителя (должностного лица), осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, то есть обладающее свойствами юридического факта.
Сегодня, в административном праве, правовые акты управления (административные акты) являются основным инструментом для осуществления всех важнейших функций государственного управления. Они составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления.
Все виды государственной власти обеспечены соответствующими нормативными правовыми актами. Законодательная власть (Национальное собрание Республики Беларусь) принимает законы; судебная власть (судебные органы), включая Конституционный Суд, – акты правосудия (судебные постановления); Конституционный Суд – заключения; органы прокуратуры – акты прокурорского надзора; объективированным выражением правовой формы деятельности субъектов государственного управления является правовой акт управления (административный акт).
В литературе актами управления признаются:
а) действия, направленные на установление правовых норм или же влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений;
б) юридические документы, принятие которых государственными органами означает установление правовых норм или возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений;
в) как форма исполнительно-распорядительной деятельности субъектов государственного управления [7, с. 193].
ГЛАВА 3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Цели, задачи, функции и методы исполнительной власти реализуются в разнообразных правовых управленческих актах. Они образуют самостоятельную систему юридических актов, внутри которой можно обнаружить их определенные группы или виды, отличающиеся один от другого соответствующими признаками.
Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации.
Классификация правовых актов управления имеет важнейшее значение не только для содержательного познания сущности института правового акта управления, но и для практического применения административных актов, для их поиска и эффективной работы с ними.
Деление актов на виды возможно по различным основаниям. В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:
- по юридическим свойствам;
- по органам, их издающим;
- по времени действия;
- по порядку издания;
- по кругу субъектов, на которые распространяется [17, c. 132].
По юридическим свойствам акты подразделяются на нормативные (общие), индивидуальные (административные), акты смешанного характера.
Нормативными являются те акты, которые содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на длительный срок действия и не имеют конкретного, персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в Правилах дорожного движения, пожарной безопасности). Нормативные акты рассчитаны на многократное применение, поэтому нормативный акт подлежит применению всегда, когда какой-либо субъект вступает в сферу отношений, регулируемых данным актом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Правовой акт управления является важнейшей формой управленческой деятельности. Закон о регулировании предусматривает правила обязательного поведения в области государственного управления, правовые нормы или конкретные (индивидуальные) регулирующие отношения.
Вопросы, связанные со вступлением в силу административных актов и их временными и пространственными последствиями, имеют важное значение для обеспечения верховенства права.
В законодательстве установлены правила вступления в силу законов, актов Президента, постановлений и распоряжений Совета Министров, актов других органов исполнительной власти.
Акты управления прекращают своё действие по различным основаниям.
Правовые акты управления многочисленны, и разнообразны. Деление актов на виды возможно по различным основаниям.
Акты государственного управления подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).
Также правовые акты органов государственного управления (исполнительной власти) можно классифицировать и по иным основаниям:
- по сроку действия: бессрочные, срочные, временные;
- по территории действия: акты управления, действующие в масштабе всей страны и акты управления, действующие в масштабе административно – территориальной единицы;
- по характеру компетенции органов, издающих акты: акты общего управления, акты отраслевого управления, акты межотраслевого управления.
Общее обязательное требование ко всем административным актам заключается в том, чтобы административные акты принимались компетентными органами в пределах их компетенции в соответствии с законом и его целями, в форме и порядке, установленных законом, в интересах граждан и государства.
1. Ясинская-Казаченко, А. Административное право: Учеб. программа для высших учеб. заведений по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» / сост. А. Ясинская-Казаченко – Минск: БНТУ, 2013. – 668 с.
2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Амалфея, 2018. – 703 с.
3. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2016. – 616 с.
4. Рябцев, Л.М. Административное право: учеб. пособие / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 368 c
5. Капский, Д.В. Административное право : учеб. пособие / ДВ. Капский, Д.П. Ходоскин, О. А. Ходоскина; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2013. – 210 с.
6. Рябцев, Л.М. Административное право: учеб. / Л.М. Рябцев [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – 607 c.
7. Гавриленко, Д.А. Административное право: учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
8. Бородин, С.С. Административное право. Общая и особенная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко. – С-Пб.: ГУАП, 2017. – 432 с.
9. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т.2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2002. – 600 с.
10. Лопатина, С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект / С.Н. Лопатина // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 45-47
11. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь / А.А. Постникова. – Могилев, 2015. – 172 с.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
13. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г., №424-З: в ред. от 17 июля 2018 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=H11000108.
14. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г., № 108-З: в ред. от 18 декабря 2019 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=H11000108.
15. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г., № 3: в ред. от 21 мая 2020 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=H11000108.
16. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г., № 130-З [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11800130.
17. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь / Д.А. Гавриленко. – Мн.: Дикта, 2004. – 411 с.
18. Телятицкая, Т.В. Административное право: ответы на экзаменационные вопросы / Т.В. Телятицкая. – Минск: Тетралит, 2013. – 224 с.
19. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю. Н. Старилов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2018. – 816 с.
20. Забелов, С.М. Административное право: курс интенсив. подгот. / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Минск: ТетраСистемс, 2007 – 271 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты