Правовой механизм изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовой механизм изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Правовой механизм изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во всех современных государствах в качестве основного, связующего элемента всей правовой системы признается демократическая Конституция. Конституция — ядро правовой системы. Вокруг Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития. В то же время следующим важнейшим юридическим свойством Конституции является ее верховенство и непосредственный характер действия [1, с.11].
Термин «конституция» возник в древнем Риме и использовался для обозначения декретов римских императоров.
В современном понимании конституция возникла в XVII веке в результате борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция считалась основным документом государства, направленным на ограничение пределов государственной власти и обеспечение защиты индивидуальных прав и свобод.
В своей наиболее общей форме конституция может быть определена как нормативный правовой акт (совокупность нормативных правовых актов), который обладает высшей юридической силой и регулирует основу взаимоотношений между человеком и государством, конституцией государства и организацией государственной власти.
В сознании современного человека, как нам кажется, сложилось убеждение, что государство и Конституция являются явлениями, которые существуют в одно и то же время, что они присущи друг другу. Однако государства возникли гораздо раньше, чем тексты конституций. Исторически сложилось, что конституция - явление моложе государства. Общепризнано, что первое, как считают исследователи, конституции - в США в 1787 году, а затем в Европе в мае 1789 года в Польше и несколько месяцев спустя во Франции. После того, как эта конституция, как действия, близкие по форме и содержанию к их современному пониманию, стала появляться в других государствах [2, с.10].
Для конституции, как акта, обладающего наибольшей юридической силой, характерно решение по меньшей мере трех задач:
а) учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции;
б) определение основ правового статуса граждан данного государства;
в) определение взаимоотношений между государством и гражданами, что позволяет характеризовать политический режим.
Объектом исследования является сравнительная характеристика первых белорусских конституций.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Фактическая конституция имеет место в любом, в том числе бесклассовом обществе.
Юридическая конституция является официальным определением фактического порядка вещей, средством правового регулирования реальных социальных отношений. Фактическая конституция существует независимо от того, нашел ли она свою юридическую фиксацию или нет.
Фактические и юридические конституции являются полностью независимыми явлениями и не могут быть идентифицированы. С другой стороны, правовая конституция может считаться производной от фактической конституции.
Фактическая конституция не может не определять структурные и функциональные характеристики правовой конституции, основными из которых являются реальность и соответствие фактическим конституционным отношениям, отсутствие которых приводит к фиктивной конституции.
Если фактические и юридические конституции совпадают, то конституционная система является реальной. Если они не совпадают, они существуют сами по себе, тогда конституционная система является фиктивной, нереальной.
Все конституции также делятся на юридические, а также фактические.
Юридическая конституция - фактически существующий документ, который фиксирует основы такой государственной структуры, как:
- государственные;
- Политические;
- Экономические.
Важно понимать, что правовая конституция - это, по сути, просто документ, когда он фактически используется в жизни, возникает множество проблем и двусмысленностей, которые разрешаются конкретными законодательными актами, которые уже приняты различными властями и должностными лицами в выполнении положений конституции.
Таким образом, в некоторых конституциях четко указывается на необходимость принятия ряда конституционных законов, собственно, сама конституция является основой, общим планом законодательной базы государства и не может дать решения конкретных вопросов.
Он содержит только основные принципы, которые предназначены для использования гражданами, должностными лицами и организациями всех типов и форм собственности в данной стране. Таким образом, нормативные правовые акты, определяющие положения конституции, можно назвать фактической конституцией этого государства.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята в феврале 1919 года I съездом Советов БССР.
Структурно Конституция состояла из Декларации прав и трудящегося и эксплуатируемого народа, трех разделов (раздел 1 – «Общие положения»; раздел 2 – «Конституция Советской власти» и «О Центральном Исполнительном Комитете»; раздел 3 – «О гербе и флаге ССРБ») и 32 статей [17].
Данная конституция была рассчитана на переходный период и вводила ряд правовых ограничений для определенных категорий населения.
Так, закрепляя демократическое всеобщее избирательное право для трудящихся, Конституция предусматривала лишение избирательных прав для отдельных категорий граждан (так называемые бывшие эксплуататорские классы, служители религиозных культов и др.).
Особенностью системы представительства в Советы по Конституции 1919г. было также закрепление не вполне равных норм представительства в Советы от рабочих и крестьян: некоторые избирательные преимущества предоставлены были рабочему классу. Прямые выборы по Конституции 1919г. осуществились лишь при формировании городских и сельских Советов. Выборы же на съезды Советов были двухстепенными и многостепенными.
В целом Конституция БССР 1919г. – документ исторического значения. В ней впервые в истории человечества в законодательном порядке была закреплена государственная власть рабочих и крестьян, оформлены основы нового общественного и государственного строя.
В первой Конституции были закреплены и прогрессивные нормы: провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды; предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации); предусматривалось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности.
ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С конца 80-х годов 20 века Конституцию 1978 года приходилось беспрерывно обновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы, и главы. Это свидетельствовало о том, что действующее конституционное законодательство уже во многом перестало соответствовать требованиям времени.
Возникли новые исторические предпосылки, с которыми необходимо было считаться.
Выделим несколько групп причин, определивших необходимость принятия Конституции Республики Беларусь 1994г. Это причины исторического, политического, социально-экономического и идейно-теоретического характера.
К историческим причинам следует отнести:
1. приобретение Республикой Беларусь полного суверенитета;
2. распад СССР как государства.
Политический строй общества, однопартийная система привели к регрессу во всех сферах государственной и общественной жизни. Прежняя политическая система и ее руководящие органы не смогли обеспечить выход страны из кризиса. Потребовались глубокие демократические преобразования, включая обновление структур государственной власти, что и было сделано путем принятия новой Конституции.
К причинам социально-экономического характера отнести:
1. неспособность одного государства без участия граждан-производителей удовлетворить быстро растущие и самые разнообразные потребности общества в материальных благах.
2. утверждение новых рыночных отношений.
Идейно-теоретические причины:
1. Крушение однопартийной системы власти и ее идеологии.
2. Утверждение принципа политического плюрализма, согласно которому допускается многообразие политических институтов, идеологий и мнений.
Все эти причины и предопределили необходимость разработки и принятия новой конституции.
История первой Конституции независимой Беларуси начинается 22 июня 1990 г. Именно в этот день на сессии Верховного Совета депутаты XII созыва решили создать специальный орган, который бы занимался вопросами, связанными исключительно с будущей Конституцией. Постановлением Верховного Совета была образована Конституционная комиссия, в составе которой были созданы две альтернативные рабочие группы, позже слитые в одну. На всем протяжении своей деятельности (1990 – 1994 г.г.) Конституционная комиссия осуществляла трудный и противоречивый, но все же непрерывный процесс работы над Основным Законом страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства.
Конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. И в этой связи сущность конституции может изменяться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание.
Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Конституция, как и любой текст, должна характеризоваться единством содержания и формы. Эффективность структуры конституции в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности, связности и соразмерности частей.
Структура конституции той или иной страны обусловлена как собственными традициями государственно-правового строительства, так и зависит от выбора целей и конкретной конституционной модели, в основе которой лежат те или иные базовые ценности, например, идеи прав человека, правового государства, гражданского общества или, напротив, приоритета классовых, религиозных, национальных и иных интересов. Как правило, конституции демократической европейской модели охватывают схожий круг проблем, в связи с чем имеют и схожую структуру. Она включает преамбулу (введение), основную часть, заключительные, переходные и дополнительные положения и иногда приложения. В конституциях отдельных государств может и не быть некоторых (кроме, разумеется, основной части) структурных подразделений.
1. Василевич, Г. А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г.А. Василевич // ВЕСТН. МОЛОДЕЖНОГО НАУЧ. О-ВА. - 2001.-№ 1.-С.11-19.
2. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. - 2005.-N 1.-С.10-15.
3. Лассаль, Ф. О. сущности Конституции. Что же теперь? : две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. — 64 с.
4. Государственное право Российской Федерации / под. ред. О.Е. Кутафина.- М., 1996. – 584 с.
5. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин. - Сравнительное конституционное право. - М., 1996.
6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 1998.
7. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции/ Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. - № 5. - С. 24-36.
8. Златопольский, Д.Л. О сущности конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал Российского права. - 1997 - № 10.
9. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.
10. Кузин, Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. посо- бие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф.А. Кузин. – М.: «Ось-89», 2000. – 320 с.
11. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Д, Экономические и юридические науки. - 2012. — № 6. — С. 97—106.
12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.
13. Каргин, К.В. Юридические документы / К.В. Каргин; науч. ред. В.А. Толстик. – М.: Юристъ, 2008. – 191 с
14. Пугачев, А.Н. Общесоциальные функции конституции / А.Н. Пугачев // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию юрид. образования на Полоцкой земле (Новополоцк, 18-19 мая 2012 г.) : в 2-х т. Т.1 / Полоцкий государственный университет; редкол.: А.Н. Пугачев (отв. ред.) др. - Новополоцк : ПГУ, 2012. - С. 134-138.
15. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 200 с.
16. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3-х т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2. – М.: ИКД “Зерцало-М”, 2001. – 528 с.
17. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (Принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
18. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 327 с.
19. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс]: Постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/.
20. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: Постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
21. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/.
22. Василевич, Г.А. 1991 год: хроника пикирующей страны / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2012. – 171с.
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: «Беларусь», 2006. – 97 с.
24. Республиканский референдум 24 ноября 1996 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-24-noyabrya-1996-goda.
25. Республиканский референдум 7 сентября 2004 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-17-oktyabrya-2004-goda.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты