Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
2021
45.00 BYN
Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации (предприятия)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Заработная плата: экономическое содержание и методы регулирования
1.1 Понятие, формы, виды и функции заработной платы
1.2 Характеристика элементов государственного регулирования оплаты труда
2 Анализ системы государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
2.1 Анализ динамики соотношения номинальной и реальной заработной платы
2.2 Анализ динамики заработной платы в отдельных отраслях
3 Направления совершенствования государственного регулирования оплаты труда
3.1 Мировой опыт государственного регулирования оплаты труда
3.2 Развитие нормативно-правовой базы государственного регулирования оплаты труда
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема регулирования заработной платы всегда представляла интерес для специалистов, в то время как существующие тенденции в социально-экономическом содержании заработной платы, ее взаимосвязи с занятостью населения определялись конкретной социально-экономической ситуацией.
В связи с изменившимися условиями в социально-экономической среде оплата труда персонала является основным источником регулируемого труда, важным для формирования рынка труда в регионе.
Государственное регулирование в области заработной платы и занятости населения больше не является просто функцией государственных органов, эта функция также осуществляется административными органами, которые заинтересованы в реализации экономической политики, направленной на содействие росту валового внутреннего продукта, в связи с его увеличением в качестве гарантии повышения уровня занятости при реализации.
Низкооплачиваемая рабочая сила обходится обществу чрезвычайно дорого. Она непродуктивна, не обеспечивает нормального регулирования рабочей силы, не развивает инициативу. Но при повышении заработной платы необходимо учитывать способность национальной экономики удовлетворять растущий платежеспособный спрос населения. В противном случае неизбежно произойдет разгон инфляции со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что заработная плата была и остается для большинства членов общества основой их благополучия, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результативности труда и продаж в целом.
Предметом курсовой работы является государственное регулирование оплаты труда.
Объектом курсовой работы является оплата труда.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования оплаты труда.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить заработную плату: экономическое содержание и методы ее регулирования;
- провести анализ системы государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь;
- отразить направления совершенствования государственного регулирования оплаты труда.
Методологической и теоретической основой исследования является экономическая литература и материалы периодической печати. Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени.
1 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие, формы, виды и функции заработной платы
На рынке труда цена труда выражается в форме заработной платы, соответствующей стоимости потребительских товаров и услуг, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы для удовлетворения физических потребностей работников их семей.
Заработная плата определяет факторы трудовой мотивации и материального стимулирования сотрудников к активному труду для достижения целей организации.
С экономической точки зрения денежная доля труда работников организации указывает на заработную плату. Это личное потребление сотрудников, поэтому это самый важный смысл растущей озабоченности сотрудников в результате их работы, повышения ее производительности, улучшения и качества продаваемой продукции [1, с. 47].
С социальной точки зрения оплата труда рассчитывается, как правило, в денежном выражении, согласно трудовому договору, который при выполнении работником работы оплачивает собственник или уполномоченный орган [2, с. 37].
В соответствии с законом о труде наемных работников работодатель путем установления и реализации гарантий, связанных с отношениями системы «оплата труда», иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами [3, с. 25].
В свою очередь, как отмечает П.Э. Шлендер «заработная плата» – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера [4, с. 91].
Таким образом, понятие «оплата труда» значительно шире чем «заработная плата», и отличается от последнего тем, что предусматривает не только систему расчета (определения) заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п.
Термины «оплата труда» и «заработная плата» достаточно четко определены в действующем трудовом законодательстве.
Согласно ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь, заработная плата – это совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работником в зависимости от количества, качества затраченного им труда и результатов деятельности всего предприятия [12].
Вознаграждение включает в себя сумму, полученную из фонда заработной платы за наличный вид заработной платы за работу и рабочее время, стимулирующие выплаты выплачиваются за нерабочее время, а другие выплаты включают выплаты заработной платы (выходные пособия, расходы на обучение сотрудников в образовательных учреждениях).
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ динамики соотношения номинальной и реальной заработной платы
Для макроэкономического анализа и оценки уровня заработной платы принято различать понятия номинальной и реальной заработной платы.
Номинальная среднемесячная заработная плата делится по расчету и вносится в подоходный налог и обязательное страхование работников, включая фонд заработной платы, который делится на среднюю численность работников за ряд месяцев.
По данным Национального статистического комитета, с 2010 года среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь номинально выросла более чем в шесть с половиной раз.
Наиболее полная картина уровня оплаты труда работника в стране складывается в основном по показателям фактической заработной платы, первоначальной нулевой динамике номинальной заработной платы и потребительских цен.
Характеристики фактической заработной платы обусловлены изменениями в отчетном периоде в невыплаченной заработной плате небольшой величины покупательной способности по сравнению с ценами на потребительские товары и услуги в базовом периоде.
С этой целью фактический индекс заработной платы, деленный на расчет, номинальное возникновение является тем же периодом для индекса ИПЦ, что и заработная плата.
Как неотъемлемая часть и реализация элементов в структуре социально-трудовой сферы, особая роль консервативного труда заключается в реформировании образования, здравоохранения, модернизации пенсионной системы как приоритета политики, сокращении бедности и так далее.
Являясь основным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и их семей, он формирует определенный платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги в части.
В условиях изменения напряжения требуются значительные, многократные уровни повышения заработной платы, что связано с появлением ряда новых явлений, характерных для рыночной экономики.
Среди них некоторые положения, которые оплачивают переход к форме личной заботы о развитии, значительное увеличение образования, здравоохранения, социальных услуг, отмену цен на жилье и услуги, вывод населения на большую пользу, сокращение средств общественного потребления, таких как социальные расходы учреждений из государственного бюджета.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
3.1 Мировой опыт государственного регулирования оплаты труда
В рыночной экономике цена наемного труда формируется как товар, а на рынке труда как основа сочетания интересов работодателя и работника, оплаты за его использование в течение определенного времени.
Дело в том, что заработная плата социально-экономического значения является основным доходом работников и средством улучшения как их самих, так и их семей. Это означает стимулирующую роль заработной платы в улучшении результатов труда и обеспечении роста доходов, получаемых на этой основе.
Поэтому при определении ее размера необходимо учитывать стоимость всех жизненных товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги. Она напрямую зависит от заработной платы, а наоборот-от уровня цен на потребительские товары и платные услуги.
Так, например, система отдельных стран характеризуется уникальными особенностями: Германия – стимулирование повышения производительности труда, США – оплачиваемая квалификация, Великобритания – оплата личных контрактов, индивидуальная заработная плата, Франция и Италия – оплата коллективных и индивидуальных надбавок в отрасли тарифных ставок и допусков, связанных с повышением затрат.
Наибольшее внимание заслуживает так называемый классический рынок (например, Франция, Германия, Швеция, Япония и др.). Основными формами регулирования заработной платы в этих странах являются:
- государственное регулирование-установление минимальной заработной платы, предельный размер ее роста в период инфляции, налоговая политика;
- регулирование колдовства на национальном и промышленном уровнях;
- на контрактной основе между правительством, отраслевым руководством и профсоюзами определяется общая процедура индексации доходов, форм и систем заработной платы, размер единовременного повышения уровня, пособий по социальному обеспечению и пособий (включая пособия по безработице);
- фирмы определяют размер тарифных ставок и заработной платы, доплаты и доплаты, утверждают систему участия в прибыли и т. д.;
- рынок труда – определяет среднюю зарплату и т. д.
Все вышеперечисленные формы тесно связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга, создавая единый механизм регулирования заработной платы. Рассмотрим более подробно особенности конкретных регуляторных инструментов и организации заработной платы в некоторых развитых зарубежных странах.
Во Франции государственное регулирование заработной платы осуществляется в трех направлениях: через налоговую систему, законодательство и трудовые соглашения, а также в зависимости от роста фонда заработной платы от динамики инфляции. В национальных трудовых договорах также устанавливается опыт работы для повышения заработной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заработная плата определяет факторы трудовой мотивации и материального стимулирования сотрудников к активному труду для достижения целей организации.
С экономической точки зрения денежная доля труда работников организации указывает на заработную плату. Это личное потребление сотрудников, поэтому это самый важный смысл растущей озабоченности сотрудников в результате их работы, повышения ее производительности, улучшения и качества продаваемой продукции.
Суть заработной платы заключается в том, что она является ценой труда в рыночной экономике. Цена рабочей силы основана на затратах на рабочую силу. Как известно, цена рабочей силы формируется на рынке труда в соответствии со спросом и предложением, которые там преобладают. Часто совпадает с затратами на рабочую силу.
Форма и система, взаимодействие заработной платы распределения труда и тарифных систем, позволяет применять заработную плату в каждой группе и категории работников определенного порядка заработной платы, установленного функциональными отношениями между измерением труда и платежами, с целью более точного учета объема труда, вложенного в производство, и конечного результата.
Простая система заработной платы, основанная на времени, представляет собой работу с конкретными количественными и качественными таблицами о результатах премирования, дополненными системой премирования заработной платы, основанной на времени. В соответствии со спецификой работы над премиями, к которым относятся фактические часы работы сверх тарифов наемных работников этой системы, существуют заданные показатели.
Критерием определения минимальной заработной платы является минимальный потребительский бюджет (МРОТ) – стоимость покупки набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные физиологические и социокультурные потребности человека.
В соответствии с бюджетом разработчика, он может установить основные потребности людей в продуктах питания, одежде, обуви, лекарствах, транспорте, культурных продуктах и т.д.
На протяжении анализируемого периода происходит рост как номинальной, так и реальной заработной платы.
В первом случае, показатель вырос с 722,0 руб. в 2016 г. до 1250,9 руб. в 2020 г. Реальная заработная плата в Республике Беларусь выросла с 801 руб. в 2016 г. до 1474 руб. в 2020 г.
С начала года в СМИ неоднократно обсуждался уровень заработной платы работников бюджетной организации на январь 2020 года, рассчитанный в новых условиях.
1. Азаренко, А. В. Организация труда и заработной платы / А. В. Азаренко. – Минск : Амалфея, 2017. – 312 с.
2. Акулич, В. А. Оценка эффективности использования средств на оплату труда / В. В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 2. – С. 37-43.
3. Арзуманова, Т. И. Экономика и планирование на предприятиях: учеб. / Т.И. Арзуманова [и др.]. – 2–е изд. – М.: Дашков и К, 2015. – 276 с.
4. Архипенко, Д. Грейдирование: мотивируем работников с учетом личного вклада каждого / Д. Архипенко // Юрист. – 2016. – № 10. – С. 91-100.
5. Вашкевич, Н. Ф. О труде и заработной плате от «С» до «Э» / Н.Ф. Вашкевич, А.А. Фандо // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. – № 3. – С. 18–29.
6. Вашкевич, Н. Ф. О труде и заработной плате: от «А» до «М» / Н.Ф. Вашкевич, А.А. Фандо // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. – № 1. – С. 24–37.
7. Витун, С. Е. Понятие категории «заработная плата» и реализация ее функций в современных условиях в Республике Беларусь / С. Е. Витун, А. Л. Воронович // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 27–33.
8. Гараева, А. Внедряем систему оплаты труда на основе грейдов / А. Гараева // Главный бухгалтер. – 2015. – № 8. – С. 26–33.
9. Косенко, З.Г. Меры государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь / З. Г. Косенко // Вестник БГУ. – 2016. – № 2. – С. 80-82.
10. Новикова, И. Н. Регламентация вопросов оплаты труда в трудовом договоре и локальных нормативных актах / И. Н. Новикова // Налоги Беларуси. – 2016. – № 9. – С. 47–61.
11. О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово–хозяйственной деятельности: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда: Указ Президента Респ. Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы: Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2002 г. №124-З // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь: Постановление Министерства труда Респ. Беларусь от 23 марта 2001 г. № 21 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения: Постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 11. Июля 2011 г. № 67 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Об утверждении Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях: Постановление Минтруда и соцзащиты Респ. Беларусь от 21 окт. 2011 г. № 104 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
18. Пелькова, С. В. Организация оплаты труда за рубежом / С.В. Пелькова // Вопросы структуризации экономики. – 2016. – № 9. – С. 379-394.
19. Попова, И. Г. Выбор и разработка эффективной системы оплаты труда в организации / И.Г. Попова // Главный экономист. – 2015. – № 8. – С. 15–25.
20. Трудовой кодекс Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296–З (в ред. от 15.09.2017 г.) // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Тур, В. М. Зарубежный опыт применения форм и систем оплаты труда / В.М. Тур // Труды БГТУ. – 2016. – № 7. – С. 113-116.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты