Проблема истины в философии
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблема истины в философии»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Проблема истины в философии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА 3. УСТАНОВЛЕНИЕ ИСТИНЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Истина – это центральное понятие, имеющее постоянное значение как для философии, так и для частных наук. Понятие Истины является основным пунктом всего философского учения. В конце концов, философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлеченных от конкретики) уровнях.
В этике философ стремится познать истину о Добре, в эстетике –истину о Красоте, в методологии – определить путь поиска истины в ходе научно-философских исследований. В религиозной философии, в неопозитивизме, в прагматизме, в экзистенциальной философии – истина является величайшей социальной и личной ценностью. Она коренится в жизни общества, играя в нем важную социальную и морально-психологическую роль.
Ценность истины всегда неизмеримо велика, и время только увеличивает ее. Истина обычно определяется как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, полученная посредством его сенсорного или интеллектуального понимания или сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения его надежности. Таким образом, истина существует не как объективная реальность, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина – это свойство знания, а не самого объекта знания.
Основоположником классической интерпретации был Аристотель. Именно его определение вы найдете в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит и Фома Аквинский.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ
Истина – одна из основных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческого знания объективной реальности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения [8, с. 9].
Термин «истина» представляет собой ценностно-теоретическое понятие субъектно-объектного ряда, содержанием которого является оценочная характеристика знания в контексте его взаимосвязи с предметной сферой – с одной стороны, и со сферой процессуального мышления – с другой. Таким образом, понятие истины предполагает рефлексивную и конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знаний, а также отнесение к системе ценностей, в которой идеал этого совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями.
Истина, как философская категория, обладает следующими свойствами:
– конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий ее получения;
– объективность – это содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от личности [12].
Истина – это оценка суждения, которое точно отражает свойства и отношения рассматриваемого объекта. Истина-это знание, которое по определению не зависит от интересов людей.
Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения. Заблуждение – это оценка содержания знания, которое не соответствует действительности, но принимается заблуждающимся человеком как истинное.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ
Теория познания, или гносеология – это раздел философии, изучающий природу знания и его возможности. Вопрос о познании человеком мира занимает центральное место в любом философском учении. В философии все эти вопросы решались на протяжении всего исторического пути развития философии [14].
Проблема истины занимает центральное место в гносеологии поскольку вопрос о том, что такое истина, достижима ли она и каковы ее критерии, – это вопрос познаваемости мира, способности человека получить достоверное знание. Слово «истина» переводится с греческого как «тайна». Это, по мнению М. Хайдеггера, и есть откровенность бытия.
Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона –получение истины сопровождается прохождением знания через сознание субъекта. Объективная сторона – это реальность, которая не зависит от человека.
В структуре истины различаются субъект и объект. Объектом истины является окружающая действительность или ее часть. Субъект истины – это индивид, группа людей, общество [7, с. 98].
В эпистемологии различают различные формы истины, которые делятся по характеру отражаемого (известного) объекта, по типам объекта, по степени познаваемости объекта и другим основаниям. В литературе существуют субъективные и экзистенциальные, концептуальные и операциональные формы. По специфике видов познавательной деятельности различают научную и обыденную, нравственную и художественную (истинную). В рамках науки формы истины различаются в зависимости от областей научного знания: математики, физики, биологии, истории. Важное место в эпистемологии занимают такие формы истины, как абсолютная и относительная, отражающие исторический процесс познания объективной реальности.
ГЛАВА 3. УСТАНОВЛЕНИЕ ИСТИНЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из основных задач правоприменения является установление истины по делу. Достижение истины является руководящим началом, принципом деятельности органов, применяющих право, необходимым условием строгого соблюдения законности, успешной борьбы с правонарушениями.
Одним из самых проблемных моментов теории права и отраслевых юридических наук является отсутствие единообразного понимания истины. Это один из наиболее дискуссионных вопросов в науке.
Под истиной понимают то, что существует в действительности, отражает действительность; утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом и т.д.[5].
С точки зрения правоприменения истина – это полное и точное соответствие (адекватность) знания субъектов правоприменения имеющим правовое значение фактам реальной деятельности и правоотношениям, т.е. верное знание имевшей место действительности [3, с. 44].
Большее практическое значение имеет вопрос об объективности истины, т.е. о соответствии выводов правоприменителя действительности.
Достижение объективной истины с позиции применения норм права должно заключаться в следующем:
– правоприменитель устанавливает фактические обстоятельства дела именно такими, как это было на самом деле: достоверное событие, т.е. происшедшее;
– достоверное знание достигается на основе соответствующего исследования и должной оценки доказательств;
– правоприменитель должен правильно разобраться в спорных правах и обязанностях сторон [1];
– мотивированно принять обоснованное и законное решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истина – это категория, в которой собраны все знания о возможных последствиях, возникающих в результате практических действий или теоретических усилий. Поскольку познание есть отражение, воспроизведение реальности, то, следовательно, истинно такое знание, которое правильно, правильно отражает, воспроизводит эту реальность.
Истина есть отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он якобы существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
Истина – это адекватная информация об объекте, полученная посредством его сенсорного или интеллектуального понимания или сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения его надежности.
Понимание проблемы истины как феномена субъективной реальности ведет к более глубокому пониманию онтологических и гносеологических корней философского и идеологического плюрализма. Серьезной ошибкой является стремление искать во всем абсолютно объективную истину, совершенно независимую от человека. В этом случае в рамках сухой науки, без субъективного человеческого измерения, моральные проблемы непостижимы.
Истина – это не что-то фиксированное, раз и навсегда данное, статичное. Это процесс, в котором человек, как субъект знания, переходит от незнания к знанию, от неполного, неточного, относительного знания к более полному, точному, абсолютному знанию. Истина достигается не сразу.
Установление истины по делу – одна из главных задач правоохранительных органов. Достижение истины является руководящим принципом, принципом деятельности органов, применяющих закон, необходимым условием строгого соблюдения законности и успешной борьбы с правонарушениями.
1. Азаров, В. А. Действительно ли объективная истина – цель доказывания в уголовном судопроизводстве? / В. А. Азаров // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2012. – № 4 (5). – С. 7 –10.
2. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2012. – 592 с.
3. Боруленков, Ю. П. Стремление к истине – высший закон правосудия / Ю. П. Боруленков // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2012. – № 4 (5). – С. 40 – 49.
4. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: И. Т. Фролов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Республика, 2003. – 623 с.
5. Воскобитова, Л. А. Некоторые особенности познания в уголовном судопроизводстве, противоречащие мифу об истине / Л. А. Воскобитова // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2012. – № 4 (5). – С. 56 – 64.
6. Карякин, Е. А. Концептуальные основы формирования судебной истины в уголовном судопроизводстве / Е. А. Карякин // Доказывание и принятие решений в современном уголовном судопроизводстве : сборник научных трудов. – М. : ООО Элит, 2011. – 250 с.
7. Кириленко, Г. Г. Философский словарь [Текст] : справочник студента / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М. : Слово : АСТ, 2002. – 704 с
8. Лимонов, И. Б., Мартынычев, И. В., Синюк, А. И. Проблема истины в философии и науке. Истина и субъективность : учебное пособие / И. Б. Лимонов, И. В. Мартынычев, А. И. Синюк. – Альметьевск : Академия наук социальных технологий и местного самоуправления; Закамское отделение, 2004. – 54 с.
9. Маганкова, А. А. Достижение юридической истины как условие соответствия приговора суда требованию справедливости / А. А. Маганкова // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). – М. : Ваш полиграфический партнер, 2011. – С. 15 – 17.
10. Мезинов, Д. А. Объективна ли истина, устанавливаемая в уголовном процессе? / Д. А. Мезинов // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2012. – № 4 (5). – С. 177 – 190.
11. Миркин, Е. Ю. Проблема истины в философии и науке. Истина и субъективность : учебное пособие / Е. Ю. Миркин. – Альметьевск : Академия наук социальных технологий и местного самоуправления; Закамское отделение, 2009. – 54 с.
12. Новейший философский словарь / Сост. и главн. ред. А.А. Грицанов. – Минск : Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
13. Свиридов, М. К. Задача установления истины и средства ее достижения в уголовном процессе / М. К. Свиридов // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2013. – № 2. – С. 56 – 60.
14. Философия в вопросах и ответах. Под ред. Проф. Е. Е. Несмеянова. – М. : Гардарики, 2000. – 351 с.
15. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М. : Норма, 2005. – 928 с
16. Философия : Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 4-е изд.; стереотипное. – М. : Гардарики, 2008. – 828 с.
17. Философия : Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юристь, 2004. – 520 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты