Рабовладельческое государство в Афинах
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рабовладельческое государство в Афинах»
по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»
2021
45.00 BYN
Рабовладельческое государство в Афинах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Государство и право античного мира
2 Полис как форма античной государственности
3 Реформы Солона, деление общества на разряды
4 Упадок Афинской демократии
5 Основные черты Афинского права
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основные черты хозяйственной структуры государств– полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н. э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово–промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под влиянием многих социально–экономических, этических и политических факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая первым в истории образцом демократической государственности, способствовавшей в V–IV вв. до н. э. расцвету афинского общества – его производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры. Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н. э., не ослабевает на протяжении многих веков.
Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и т. п. проблем наших дней. В последние годы этот процесс заметно оживился и в России: в условиях воссоздания в нашей стране ряда демократических институтов изучение античной демократии приобрело особую актуальность.
Объект исследования: Древняя Греция.
Предмет исследования: рабовладельческое государство в Афинах.
Цель: определить особенности развития рабовладельческого государства в Афинах. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать государство и право античного мира.
2. Выявить особенности полиса как формы античной государственности.
3. Описать реформы Солона, деление общества на разряды.
4. Установить причины упадка афинской демократии.
5. Выделить основные черты афинского права.
Методы: общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные исторические (историко–генетический, ретроспективный, историко–системный).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников.
1 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА
Слово «античный» означает «древний». Так называли историю Древней Греции и Древнего Рима, когда еще не был открыт историю Египта, Вавилона и других, гораздо более древних, а, следовательно, гораздо более «древних» государств. Начиная с конца XVIII века (во многом благодаря экспедиции Наполеона в Египет), было обнаружено и затем прочитано историю более древнюю, но термин «античная» уже было «оккупировано» Грецией и Римом и за ними и остался. Однако понятие «античный» означает гораздо больше, чем просто Греция и Рим. Античный мир – это особый тип истории, состоящий в условиях развитого гражданского общества, когда оно доминирует над государством. Если в «азиатском» типе общество простым продолжением государства, то в античном государство является продолжением общества. Глубокой основой античной цивилизации является хозяйственный порядок, основанный на частнохозяйственных отношениях. В античном типе государство не является монополистом хозяйственных отношений, как это было в «азиатских» цивилизациях. Здесь общество, а, следовательно, и личность имеют экономический и политический суверенитет, личность обладает большими степенями свободы, исторически более активной и поэтому создает более высокую гуманистическую культуру. Если «азиатское» общество обращено к «порядку», то античное – к человеку. Конечно, это общие, «контурные» характеристики двух типов истории и цивилизации. Изнутри они не такие «простые» и имеют гораздо глубже и богаче содержание. Античная история, античная культура, античное государство и право – основа европейской истории и европейской цивилизации. Для современного европейца античность – его "родительский дом". Здесь мы учились читать и писать, рассуждать о начала мироздания, постигали азы истории, мир искусства, учились жизнерадостном взгляда на мир и человека; сколько существует мир, люди будут изучать античную философию; имена великих "Антик" Гомера, Аристотеля, Платона, Геродота, Александра и Цезаря уже никогда не сотрутся из памяти человечества. Для нас, юристов, античный мир – это школа политики, государственности, школа демократии и тирании, школа права [21, с. 219–220].
2 ПОЛИС КАК ФОРМА АНТИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
С точки зрения управления греческие полисы имели республиканскую структуру. Высшая власть принадлежала Национальному собранию, которое в принципе состояло из всех полноправных граждан. Национальное собрание управляет политикой вместе с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (обычно один год). Постоянного государственного аппарата не было, за исключением небольшого технического персонала. Как правило, переизбрание на ту же должность не допускалось. По истечении срока своих полномочий должностные лица отчитывались перед Национальным собранием или его органами. Доминирующее значение Национального собрания и Совета воплощает основной принцип политического мышления древних греков: право участвовать в управлении всем гражданским коллективом. Право решать дела своей политики, государственного управления считается одним из важнейших прав граждан [22, с. 126].
Полис был сообществом, в которое входило не только сельское, но и городское население. Человек может стать членом общины при двух условиях: 1) если он грек по национальности; 2) если он был свободен и владел частной собственностью.
Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), что позволяло им участвовать в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называется гражданским обществом. Члены общины, граждане и фермеры, не знавшие проблемы отчуждения от государства, объединились в один, достаточно замкнутый коллектив, который представлял собой экономическое, политическое и идеологическое целое [14, с. 203].
3 РЕФОРМЫ СОЛОНА, ДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА РАЗРЯДЫ
Положение крестьян в Аттике VII–VI вв. до н.э. было крайне сложно. Главной бедой села было ростовщичество, которым занималась часть евпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если обычное лицо не выплатит свой долг вовремя, земля фактически переходит в собственность кредитора, хотя должник продолжает владеть ею на законных основаниях. Безземельных крестьян заставляли брать деньги для обеспечения личной свободы. Если долг не будет возвращен вовремя, кредитор может продать как должника, так и членов его семьи в рабство.
Солон является потомком королевской семьи Медонтиди и получил известность по всей Греции. После победы афинян под командованием Солона над Мегарой в 594 г. до н.э. Солон был избран первым архонтом–архонтом с таким же именем. Он поставил перед собой задачу умиротворить крестьянство и сохранить политическое и экономическое господство евпатридов. Таким образом, первой и крупнейшей реформой Солона была сисахфия, «сбрасывающая вес». Он освободил от рабства многих должников, тех самых, которые были проданы в рабство за границу, государство купило за свой счет; запрещено личное рабство, продажа неплатежеспособных должников в рабство [9, с. 67–68].
Кроме того, Солон издал законы, ограничивающие владение землей, закон, разрешающий экспорт оливкового масла за границу и запрещающий экспорт зерна. Своими указами Солон поощрял развитие ремесел и торговли, проводил денежную реформу. Логическим венцом реформ Солонова стала тимократическая собственность (греч. «Временная» собственность, квалификация), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан.
4 УПАДОК АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
Официальное равенство афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое к концу V века резко возросло. до н.э Наряду с процветанием небольшой группы крупных (размером с Афины) землевладельцев, торговцев и ремесленников, положение большинства граждан – мелких фермеров, ремесленников и люмпенов – значительно ухудшилось. Также участились споры между афинянами и людьми с ограниченными правами. Все это привело к острому кризису афинской демократии, кризисная ситуация резко обострилась, в результате чего в 431 г. до н.э. началась Пелопоннесская война между Афинами и странами Афинского морского союза, возглавлявшего Пелопоннесский союз. Поражение в войне, повлекшее за собой большие материальные и человеческие потери, распад военно–морского союза и, как следствие, потерю возможности использовать ресурсы стран, входивших в него, привело к олигархическому перевороту в целом. рабовладельцы, которые были обременены демократическим порядком и особенно финансовыми обязательствами, возложенными на них по отношению к бедным и государству. Правда, вскоре демократия была восстановлена, но после сдачи Афин в войне 404 г. до н.э. последовал новый олигархический переворот. Его успех также был недолгим. Была восстановлена демократическая система, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была опустошена, государственная казна опустела, торговля снижалась, морская гегемония ушла в прошлое. Жители села обанкротились, продали землю и пополнили ряды городской бедноты, не получившей достаточной помощи из государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабовладельцев, которые теперь вынуждены поддерживать свободных бедняков, единственного союзника в лице угнетенных рабов, только за свой счет [22, с. 114–115].
5 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АФИНСКОГО ПРАВА
Афинское право было наиболее развитой правовой системой в Древней Греции, которая оказала ощутимое влияние на правовые системы других политиков, особенно тех, которые входили в Афинский морской союз.
Источником закона в Афинах изначально был обычай, а в 621 г. до н.э. появился писаный закон – Законы Дракона, запись действующих норм права. Афинский закон признает разделение собственности на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).
Среди прав собственности различают собственность и владение.
Частная собственность считалась производной от государственной. Понятие права собственности еще не сформировалось.
Обязательные отношения могут возникать как из письменного договора, так и из устного деликта [7, с. 291].
Афинское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:
1. договор купли–продажи;
2. договор найма;
3. договор ссуды;
4. договор подряда;
5. договор займа;
6. договор хранения вещей;
7. договор товарищества;
8. договор поручения;
9. комиссионный договор.
Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания.
Договоры обычно заключались в письменном виде. Обязательства из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда.
Средствами обеспечения договорных обязательств служили: задаток, залог, поручительство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Афины располагались в Средней Греции, в области Аттика – это малоплодородная область, омываемая морем. Античная история, античная культура, античное государство и право – основа европейской истории и европейской цивилизации. Античная история, античная культура, античное государство и право – основа европейской истории и европейской цивилизации. Развитое рабовладельческое общество, построенное в странах Европы (Греция и ее колонии, Римская империя и ее провинции), было закономерным этапом в развитии человеческой цивилизации. Общие морально–религиозные принципы были сформулированы греками в виде заповедей Хирона (чтить богов, родителей, уважать гостя).
2. С точки зрения управления греческие полисы имели республиканскую структуру. Высшая власть принадлежала Национальному собранию. В рамках политики постепенно формируется гражданское право, т.е. были приняты законы, определяющие права и обязанности членов сообщества, дающие им определенные социальные гарантии. Основой экономики полиса было сельское хозяйство. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1/5 афинян. Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (притани). Афины достигли наивысшего расцвета, четко сформировались основные классы – рабы и рабовладельцы. Древнегреческий полис представлял собой город–государство с республиканской формой правления, сообщество свободных граждан–собственников.
1. Андреев, Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портр. греч. Цивилизации / Ю.В. Андреев. – СПб.: Алетейя, 1998. – 214 с.
2. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян / Аристотель. – М.: Государственное социально–экономическое издательство, 1967. – 255 с.
3. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: Прогресс, 1988. – 496 с.
4. Генкина, Е.В. Ценности античного досуга как социально –культурная система: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.В. Генкина. – Санкт–Петербург: Санкт–Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1998. – 24 с.
5. Геродот. История / Геродот; пер. Г.А. Стратановского. – Л.: Наука, 1972. – 600 с.
6. Гиро, П. Быт и нравы древних греков / П. Гиро. – Смоленск.: Русич, 2002. – 624 с.
7. Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. – Санкт–Петербург.: Алетейя, 1995. – 474 с.
8. Голубцова, Е.С. Античная Греция. Проблемы развития полиса / Е. С. Голубцова. – М.: Наука, 1983. – 423 с.
9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Лаэртский Диоген. – М.: Азбука, 2020. – 608 с.
10. Дройзен, И. История эллинизма / И. Дройзен. – СПб.: Наука, 1995. – 605 с.
11. Колобова, К.М. Как жили древние греки / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. – Ленинград: УЧПЕДГИЗ, 1959. – 165 с.
12. Ксенофонт. Греческая история / Ксенофонт. – СПб.: Алетейя, 2000. – 448 с.
13. Лурье, С.Я. История Греции / С.Я. Лурье. – СПб.: Издательство Санкт–Петербургского университета, 1993. – 680 с.
14. Ляпустин, Б. С. Древняя Греция / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. – М.: Дрофа, 2007. – 527 с.
15. Мавринская, Т.В. Брачно–семейные отношения в Древней Греции / Т.В. Мавринская, Е.Б. Калашникова // Интерактивная наука. – 2017. – №13. – С. 35–36.
16. Никитюк, Е.В. Быт античного общества / Е.В. Никитюк. – Санкт–Петебург: Питер, 2005. – 312 с.
17. Плутарх. Избранные жизнеописания / Плутарх. – М.: Правда, 1990. – 592 с.
18. Суриков, И. Е. История и культура Древней Греции / И. E. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 729 с.
19. Тумов, В.В. Правовые принципы регулирования брачных отношений в обществе Древнего мира / В.В. Тумов // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2008. – №2. – С. 19–23.
20. Фукидид. История / Фукидид. – Л.: Наука, 1981. – 542 с.
21. Хаммонд, Н. История Древней Греции / Н. Хаммонд. – М.: Центрполиграф, 2008. – 704 с.
22. Элиан Клавдий. Пестрые рассказы / Клавдий Элиан. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. – 188 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты