Оценка эффективности производства и реализации продукции в организации
МГОК (Минский государственный областной колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка эффективности производства и реализации продукции в организации»
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
2021
45.00 BYN
Оценка эффективности производства и реализации продукции в организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации (предприятия)
Организация: ондитерская фабрика Слодыч, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс 2018-2020 гг.
Поделиться
Введение
1 Роль и значение объемных показателей в повышении эффективности хозяйственной деятельности организации
1.1 Система показателей производства и реализации продукции организации
1.2 Методики анализа и планирования объемов производства и реализации продукции организации
1.3 Сущность и классификация расходов на реализацию, нормативная база
2 Организационно-экономическая характеристика организации
3 Оценка эффективности производства и реализации продукции в организации
3.1 Анализ показателей производства и реализации продукции организации
3.2 Исследование динамики расходов на реализацию продукции организации
3.3 Пути увеличения объемов производства и реализации продукции организации
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Выпуск и реализация готовой продукции, работ, услуг являются основными показателями, характеризующим деятельность организации, а также завершающей стадией процесса кругооборота средств. Реализация в рыночной экономике становится решающим фактором при разработке производственной программы, так как организация должна производить столько продукции сколько она может реализовать, а не работать на склад. Именно на стадии реализации готовый продукт превращается в деньги, а также удовлетворяются производственные потребности населения в материальных благах. В процессе реализации организации возмещаются в денежной форме средства, которые были затрачены на производство и сбыт готовой продукции. Но для того, чтобы организация работала рентабельно, необходимо, чтобы полученная выручка превышала сумму затрат на производство продукции и ее реализацию.
Чтобы своевременно обеспечить бесперебойную работу предприятия материальными, трудовыми и другими ресурсами, необходимо осуществлять планирование объемов производства. Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения организации.
Основной целью организации производства является максимальное получение прибыли, потому что именно прибыль становится основным источником, за счет которого финансируется воспроизводство, и решаются социальные проблемы в трудовом коллективе любой организации.
Большую роль в решении этих задач играет экономический анализ хозяйственной деятельности организаций, методика которого направлена на обоснование бизнес-планов и управленческих решений; систематический контроль за их выполнением; изучение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; поиск резервов повышения эффективности производства и разработку мероприятий по их освоению; оценку деятельности предприятия по использованию возможностей повышения эффективности производства.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Система показателей производства и реализации продукции организации
В условиях рыночных отношений объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия. В конкурентной борьбе предприятие должно производить только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступит место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п. [1, c. 71].
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях [2, c. 86].
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Открытое акционерное общество «Кондитерская фабрика «Слодыч» (ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч») является крупным производителем на рынке печенья и мучных кондитерских изделий Республики Беларусь, обладающим сильным и известным брендом, структурированной системой продаж и продвижения, широким ассортиментом, учитывающим различные вкусовые предпочтения потребителей. Форма собственности – смешанная. Ведомственная подчиненность отсутствует. Юридический адрес: г. Минск, ул. Радиальная, д.54/2.
История основания начинается в 1905 г., когда начала свою работу в г. Минске фабрика «Жорж», принадлежавшая Георгию Викентьевичу Рачковскому.
После Великой Октябрьской революции на базе бывшей кондитерской мастерской был создан трудоколлектив кондитеров, названный позже «Первой белорусской кондитерской фабрикой», переименованной в 1926г. в Минскую кондитерскую фабрику «Прогресс», а в 1929 году фабрика была названа «Коммунарка».
В 1936 году в связи с расширением производственных помещений фабрики «Коммунарка» и увеличением выпуска кондитерских сахаристых и мучнистых изделий, производство печенья и пряников было выделено в самостоятельное предприятие – «Минскую бисквитную фабрику» с численностью работающих 90 человек.
Во время Великой Отечественной войны фабрика была частично разрушена, восстановлена в 1945 году и наряду с печеньем и пряниками выпускала макаронные изделия. В 1947 году цех макаронных изделий был переведен в г. Борисов и на высвободившихся площадях организована типография.
Согласно приказу Минсккондитерпрома №297 от 01.07.1992 г. Минская бисквитно-полиграфическая фабрика, расположенная в г. Минске по ул. Коммунистическая, 83, была ликвидирована.
Параллельно с бисквитно-полиграфической фабрикой до ее ликвидации с января 1991 года начала работу Минская кондитерская фабрика №2 Производственного объединения кондитерской промышленности «Коммунарка», которая расположилась в новом здании по ул. Радиальной, 54. С 01.11.1994 г. переименована в государственное предприятие – Кондитерская фабрика «Слодыч», а решением от 2 февраля 2001 года – ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч».
ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» выпускает более 100 наименований различных видов печенья: сахарное, затяжное, сдобное, глазированное, диабетическое печенье и крекер. Торговая марка «Слодыч» известна 90% жителей Беларуси. Печенье фабрики «Слодыч» самое продаваемое в сетевом ритейле. Продукция фабрики экспортируется в страны Евросоюза и СНГ, в США, Сербию, Монголию, Китай, Израиль, Грузию, Азербайджан, Иран, Украину, Молдову, Узбекистан и др.
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Анализ показателей производства и реализации продукции организации
Ассортиментный перечень производимой продукции ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» очень широкий:
- сдобные сорта печенья – 23 наименования;
- сахарные сорта печенья – 53 наименования;
- затяжные сорта печенья – 14 наименования;
- крекеры – 10 наименований;
- вафли – 5 наименований.
Насыщенность товарной номенклатуры – 105 единиц.
По всем видам продукции в 2019 г. произошло увеличение объемов производства. В 2020 г. произошло снижение объемов производства затяжных сортов печенья на 288 тыс. руб. (1,8 %), сахарных сортов печенья – на 80 тыс. руб. (0,2 %), крекеров – на 651 тыс. руб. (15,8 %), вафлей – на 284 тыс. руб. (11,6 %)
Структура производства продукции ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» за 2018-2020 гг. представлена на рисунке 3.1.
В структуре производства набольший удельный вес приходится на сахарные сорта печенья. Их доля в 2019 году выросла на 1,1 п.п. до 46,3 %, а в 2020 году доля снизилась на 0,6 п.п. до 45,7 %. Значительную доля в структуре производства занимают также сдобные сорта печенья и затяжные сорта печенья. Так доля сдобных сортов печения в 2020 году составила 26,7 %, что на 2,5 п.п. больше уровня 2019 года и на 0,6 п.п. больше уровня 2018 года. Удельный вес затяжных сортов печенья в 2020 году составил 20,3 %, что на 0,6 п.п. меньше уровня 2019 года и на 0,7 п.п. меньше значения 2018 года.
Выводы и предложения
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально реализовать.
Большую роль в решении этих задач играет экономически анализ субъекта хозяйствования, методика которого направлена на обоснование бизнес-планов и управленческих решений; систематический контроль за их выполнением; изучение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; поиск резервов повышения эффективности производства и разработку мероприятий по их освоению; оценку деятельности организации по использованию возможностей повышения эффективности производства и реализации.
Открытое акционерное общество «Кондитерская фабрика «Слодыч» (ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч») является крупным производителем на рынке печенья и мучных кондитерских изделий Республики Беларусь, обладающим сильным и известным брендом, структурированной системой продаж и продвижения, широким ассортиментом, учитывающим различные вкусовые предпочтения потребителей. Объем производства продукции, товаров, работ, услуг в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличился на 9 953 тыс. руб. (15 %), в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличился на 824 тыс. руб. (1,1 %). Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 8 915 тыс. руб. (14,1 %), в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 223 тыс. руб. (0,3 %). Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг увеличилась в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 6 396 тыс. руб. (13,6 %), в 2020 г. по сравнению с 2019 г. уменьшилась на 746 тыс. руб. (1,4 %). Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2018 г. составляла 6 468 тыс. руб., в 2019 г. увеличилась на 1 204 тыс. руб. (18,6 %) и составила 7 672 тыс. руб., в 2020 г. уменьшилась на 2 325 тыс. руб. (30,3 %) и составила 5 347 тыс. руб. Чистая прибыль в 2019 г. по сравнению с 2018 г. уменьшилась на 52 тыс. руб. (2,8 %), в 2020 г. по сравнению с 2019 г. уменьшилась на 1 503 тыс. руб. (84,1 %). Среднегодовая стоимость основных средств в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 58 тыс. руб. (0,3 %), в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 91 тыс. руб. (0,5 %). Рентабельность продукции в 2018 г. составила 13,8 %, в 2019 г. увеличилась на 0,6 % и составила 14,4 %, в 2020 г. рентабельность продукции уменьшилась на 4,2 % и составила 10,2 %. Рентабельность продаж в 2018 г. составила 10,2 %, в 2019 г. увеличилась на 0,4 % и составила 10,6 %, в 2020 г. уменьшилась на 3,2 % и составила 7,4 %. Производительность труда в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 9,6 тыс. руб./чел. (10,2 %), в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизилась на 5,8 тыс. руб./чел. (5,6 %).
1 Арзуманова, Т. И. Экономика организации / Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. - Москва :Дашков и К, 2018. - 240 с.
2 Баскакова, О. В. Экономика организации : учебник для бакалавров / О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели. - 2-е изд., перераб. - Москва : Дашков и К, 2020. - 306 с.
3 Витебская, Е. С. Экономика организации : учебное пособие / Е. С. Витебская. - Минск : РИПО, 2020. - 295 с.
4 Витун, С.Е. Финансы организаций / С.Е. Витун, А.И. Чигрина [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/ finansi_ org/index.htm.
5 Забелина, Е.А. Экономика организации. Учебная практика : пособие / Е.А.Забелина. — Минск : РИПО, 2019. - 270 с.
6 Иванов, Г. Г. Экономика организации (торговля) : учебник / Г.Г. Иванов. — М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 352 с.
7 Маевская, Е. Б. Экономика организации : учебник / Е.Б. Маевская. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 351 с.
8 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
9 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. 30.12.2018 г. №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
10 О некоторых вопросах правового регулирования определения состава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2006 г. № 380// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой инорм. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов от 30.09.2011 г. № 102 с изменениями в постановлении № 96 от 31.12.2013 г. № 80 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой инорм. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12 Фридман, А. М. Экономика организации : учебник / А. М. Фридман. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 239 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс 2018-2020 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты