Экономический суд как обязательный субъект хозяйственных процессуальных правоотношений
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономический суд как обязательный субъект хозяйственных процессуальных правоотношений»
по дисциплине: «Хозяйственный процесс»
2021
45.00 BYN
Экономический суд как обязательный субъект хозяйственных процессуальных правоотношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Хозяйственный процесс
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
Глава 1 История становления органов экономического правосудия в Республике Беларусь
Глава 2 Система экономических судов в Республике Беларусь
2.1 Структура и состав экономических судов
2.2 Задачи, функции экономических судов
2.3 Компетенция экономических судов
Глава 3 Порядок рассмотрения дел экономическими судами
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь в последние десятилетия характеризуется масштабными преобразованиями всех сфер жизни как человека, так и государства. Произошедший переход от централизованной экономики с абсолютным господством ее плановой организации к рыночной модели потребовал пересмотра всех принципов государственного регулирования хозяйственной жизни, а также методов контроля. Несмотря на достаточно свободный характер рыночной экономики, хозяйственная деятельность может быть эффективно организована только при соблюдении правового порядка посредством единых, однозначно понимаемых и неукоснительно соблюдаемых правил экономической деятельности. [8, с. 57] В этой связи ключевая роль государства в этом процессе - это создание системы нормативно-правового регулирования экономики посредством специализированных экономических судов и формирование такой системы правосудия, которая способна адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям. Этим, на наш взгляд, обусловлена актуальность избранной темы.
Объект исследования – экономический суд Республики Беларусь как обязательный субъект хозяйственных процессуальных правоотношений.
Предмет исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследуемой тематике, а также нормы правовых актов, относящиеся к теме.
Целью курсового исследования является углубленное изучение организационно-правовых основ системы экономических судов Республики Беларусь как обязательного субъекта хозяйственных процессуальных правоотношений.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Система судебных органов, развиваясь и претерпевая изменения, окончательно сформировалась в XVI веке.
Соответствующие структуры с максимально близкой сегодняшним экономическим судам компетенцией действовали не постоянно. Так, прообраз современных экономических судов появился только после включения Беларуси в состав Российской империи в результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, когда Именным Указом императора Николая I от 14 мая 1832 года был утвержден проект Учреждения коммерческих судов и Устава их судопроизводства. В соответствии с данным Указом Правительствующему Сенату повелевалось учредить коммерческие суды «в обеих столицах, а потом в тех городах, где по важности и пространству торговли признано будет сие учреждение нужным». [6, с. 41] К компетенции существовавших коммерческих судов были отнесены все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязательствам «словесным и письменным», а также все дела о торговой несостоятельности, «к какому бы званию ни принадлежали лица, впавшие в нее, и хотя бы эти дела сопряжены были с несостоятельностью и в дворянском того лица состоянии». [6, с 54]
Результатом проведенной работы стало преобразование всех судов, созданных до 1832 года, а новообразованные коммерческие суды просуществовали до 1917 года.
В годы гражданской войны и в период военного коммунизма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров. В связи со слабым развитием товарно-денежных отношений споры между казенными предприятиями не допускались. [7, с. 34]
С развитием экономических отношений в послеоктябрьский период и с переходом к НЭПу от административного способа разрешения хозяйственных споров пришлось отказаться, что привело к возрождению института коммерческих судов, который к 1931 году приобрел форму Государственного арбитража (а впоследствии и ведомственных арбитражей). В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного под¬чинения, в ведомственном – подчиненные одному ведомству (министерству, комитету). А в 1933 году на рассмотрение Госарбитражей были переданы и споры, возникающие в связи с заключением хозяйственных договоров. [7, с. 36]
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура и состав экономических судов
Спорные отношения, составляющие предмет правосудия по экономическим делам, возникают и развиваются по поводу собственности, или же, как гласит Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ХПК), при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. [19, ч. 16 ст. 1]
Повторимся, что с 1 января 2014 года произошло объединение общих и хозяйственных судов республики в единую систему судов общей юрисдикции. Начало данному процессу положено подписанием главой государства Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» [10] и Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь». [11]
Ранее существовали две системы судов - общие суды и хозяйственные суды, компетенция между ними разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным Судом Республики Беларусь, система хозяйственных судов - Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. На сегодняшний день действует единая система судов общей юрисдикции, которая объединила общие и хозяйственные суды. Последние переименованы в экономические суды областей и города Минска с сохранением своих функций. [10, ч. 2 п. 1]
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и Верховный Суд Республики Беларусь объединены, образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь. [10, ч.1 п. 1]
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУДАМИ
Правом на обращение в экономический суд обладают, как правило, юридические лица и граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Граждане и организации, не являющиеся юридическими лицами, обладают правом на обращение в суд в случаях, предусмотренных законодательными актами. [19, ст. 6]
Представительства иностранных компаний, аккредитованные в Беларуси, самостоятельным правом на предъявление иска не обладают. Представительство вправе это сделать только в том случае, если его главе или иному лицу головной компанией выдана доверенность с такими полномочиями.
Экономические суды рассматривают споры, связанные с ведением экономической деятельности: возмещение убытков, невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств истребования имущества из чужого незаконного владения, признание сделок недействительными, признание права собственности, [19, ст. 41] споры, связанные с защитой деловой репутации, об экономической несостоятельности (банкротстве), о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и т.п. [19, ст. 47] Эти же суды рассматривают споры по искам к государственным органам, если их действия и решения затрагивают интересы компаний и они расценивают такие действия как неправомерные. В частности, в экономический суд предъявляются иски о признании недействительными решений государственных контролирующих органов (налоговых инспекций, милиции, органов финансовых расследований и др.). В этих же судах могут быть оспорены некоторые действия республиканских и местных органов управления и их должностных лиц. Конфискация имущества компаний, включая иностранные, осуществляется только экономическими судами. Это правило не распространяется на административные таможенные правонарушения, по которым конфискация осуществляется судами общей юрисдикции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения поставленных вопросов автором были раскрыты следующие основные аспекты.
Экономические суды в Республике Беларусь предназначены для осуществления правосудия в области хозяйственных, или экономических, правоотношений с целью защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.
Система хозяйственных судов как специализированная ветвь судебной власти пришла к нам только в 1991 году, когда Законом «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» учреждались Высший Хозяйственный Суд республики, хозяйственные суды областей, а также с 1992 года - специализированные суды, действующие в сфере хозяйственных отношений. С 1 января 2014 года после предпринятых мер по модернизации всей системы органов судебной власти общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. По сути, Высший Хозяйственный Суд вошел в состав Верховного суда, а хозяйственные суды переименованы в экономические с сохранением своих функций.
Таким образом, правосудие в сфере экономической деятельности осуществляется в Республике Беларусь экономическими судами, систему которых составляют экономические суды областей и города Минска - суды первой и апелляционной инстанции, а также коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Республики Беларусь - кассационная инстанция. Споры с участием резидентов иностранных государств могут также рассматриваться Международным арбитражным (третейским) судом при Белорусской торгово-промышленной палате. Практика подтверждает достаточно высокую активность использования третейского разбирательства некоторых категорий экономических споров.
1. Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н. Бибило. - Мн.: Изд-во «Право и экономика», 2001. - 328 с.
2. Гаджиева, Ф.Р. Суд как основной субъект процессуальных правоотношений / Ф.Р. Гаджиева // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 3(24). – С. 15-16.
3. Калинкович, В.Л. О становлении и развитии судебной власти независимой Беларуси В.Л. Калинкович [Электронный ресурс]. – 2021. - Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/o-stanovlenii-i-razvitii-sudebnoy-vlasti-/
4. Каменков, В.С. Передача хозяйственных споров на разрешение третейского суда / В. Каменков // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
5. Каменков, В.С. Цели, задачи и функции хозяйственных судов / В.С. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 6. - С. 39-48.
6. Лукин, Ю.М. Становление и развитие коммерческих судов в Росийской Империи. Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства 1832 г. Комментарий к Учреждению коммерческих судов Российской Империи 1832 г. / Ю.М. Лукин // Вестник гражданского процесса. – 2013. - № 5,6. – С. 41-55.
7. Мартыненко, И.Э. Судоустройство и судоустройство по хозяйственным спорам: учеб. Пособие / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 599 с.
8. Названова, К.В., Шумов, П.В. Роль судов в государственно-правовом регулировании экономики / К.В. Названова, П.В. Шумов // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 11-1. – С. 57-62.
9. О международном арбитражном (третейском) суде: Закон Респ. Беларусь от 9 июл. 1999 г., № 279-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.07.2014 г., № 174-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
10. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
11. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 529 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
12. О создании Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 окт. 1997 г., № 507 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
13. О судоустройстве и статусе судей: Закон Респ. Беларусь от 13 янв. 1995 г., № 3514-XIIЗ // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
14. О судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июн. 2006 г., № 139-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.12.2020 г., № 63-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
15. О хозяйственном суде в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 5 июн. 1991 г., № 836-XIIЗ // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
16. Об образовании Президиума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 июл. 1997 г., № 17 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
17. Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов: сб. науч. тр. / редкол.: А.В. Барков (гл. ред.) [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. – 288 с.
18. Суетина, А.В. Особая роль суда в гражданском процессе / А.В. Суетина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 1. – С.61-63.
19. Хозяйственный процессуальный кодекс: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.01.2021 г., № 90-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты