ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА С СЕМЬЁЙ
1.1 Подходы к изучению детско-родительских отношений
1.2 Проявления эмоциональной жизни ребенка и восприятие детьми отношений в семье
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА С СЕМЬЁЙ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Описание результатов экспериментального изучения эмоциональных отношений ребёнка с семьёй
2.3 Рекомендации по результатам исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения стали носить менее эмоциональный и духовный характер. Эмоциональное формирование ребёнка закладывается именно в детстве – это и база доверия, и стабильность, и устойчивая психика, которые в дальнейшем способствуют тому, что ребёнок объективно воспринимает окружающий мир и уверенно держится в социуме. Здоровое эмоциональное становление индивидуума ведет к сохранению его целостности и гармоничным отношениям в семье, учитывая различные изменения в социуме.
Характер внутрисемейных отношений зависит от многих факторов, таких как: социальное положение семьи, ее состав и жизненный цикл, возраст членов семьи, степень их эмоциональности, уровень интеллекта и способность к открытому общению.
В современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а взаимодействие с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Однако, дети – это будущее нации. И необходимо понимать, что именно родители являются проводниками детей в мир человеческой культуры. И от того, как их воспитывают взрослые, зависит очень многое в жизни общества. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывали и оказывают своё специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей.
Для полноценного развития личности ребёнка в семье необходимо создавать благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Особенности взаимодействия ребёнка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на отношения ребёнка с другими людьми, как на протяжении всего периода детства, так и на всю его дальнейшую жизнь.
Психические потребности ребёнка лучше всего удовлетворяет благоприятная семейная обстановка. Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но и вводит его естественным образом в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создаёт предпосылки для его социализации. Таким образом у ребёнка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов его семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА С СЕМЬЁЙ
1.1 Подходы к изучению детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения рассматриваются в психологии с точки зрения двух направлений. Детско-родительские отношения представляют собой отношения между родителями и детьми во всем их многообразии. Среди составляющих компонентов детско-родительских отношений ученые выделяют: родительские установки, родительское воспитание, семейные роли, отношение ребенка к родителям.
С другой точки зрения, детско-родительские отношения рассматриваются как система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителям. Сюда же относятся и особенности их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов в виде целей, намерений и т.д.
По мнению Е.В. Куракиной, "детско-родительские отношения представляют собой двусторонний процесс взаимодействия, в нем принимают участие две стороны – ребенок и родитель" [9, с. 121]. С позиций О.А. Карабановой, детско-родительские отношения представляют собой двунаправленный процесс, где оба партнера занимают активную позицию [6].
По мнению А.Я. Варга, "родительское отношение – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков" [2, с. 58].
Родители выполняет функцию трансляции сложившихся в обществе культурных ценностей от одного поколения к другому, выступая механизмом сохранения культурного опыта социальной группы, общества в целом. Они задают образцы поведения, оценивают, контролируют и подкрепляют желаемые модели поведения, дают объяснения и интерпретации поступкам и нормам, обеспечивая условия усвоения детьми тех компетенций и способностей, которые приняты в данном обществе и обеспечивают успешную социализацию ребенка [9].
К. Сьюпер и С. Харкнесс рассматривают семью как фактор психического развития ребенка, которое осуществляется тремя способами: 1) влиянием физического и социального окружения; 2) традициями и практикой воспитания и ухода за ребенком; 3) психологическими особенностями родительской позиции. При этом все указанные факторы реализуются через родителей, их взаимодействие и общение с ребенком [6].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА С СЕМЬЁЙ
2.1 Организация и проведение исследования
В нашем исследовании приняли участие 30 семей, 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 11-13 лет и их родители (один из родителей), все дети из полных семей.
Цель исследования – изучение эмоциональных отношений ребенка с семьёй.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему и подобрать методы исследования.
На основном этапе в соответствии с анализом научных данных было проведено эмпирическое исследование, направленное на их изучение эмоциональных отношений ребенка с семьёй.
На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, анализу и интерпретации.
Задачи исследования:
1. изучить детско-родительские отношения с помощью тест-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
2. изучить межличностную зависимость ребенка от семьи с помощью теста межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной).
3. изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и межличностной зависимости ребенка от семьи.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
2. Тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной).
Кратко опишем подобранные методики.
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на который необходимо ответить согласием или несогласием. Шкалы методики: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребёнка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребёнком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребёнка. Текст и стимульный материал к методике представлены в Приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения представляют собой отношения между родителями и детьми во всем их многообразии, в которых они занимают активную позицию. Компонентами детско-родительских отношений выступают: родительские установки, родительское воспитание, семейные роли, отношение ребёнка к родителям. Детско-родительские отношения могут быть нормальными и нарушенными. Последние непосредственно обуславливают трудности в развитии ребёнка.
Отношения между людьми, которые ребёнок наблюдает в семье, как собственно и все другие компоненты окружающей его действительности влияют на формирование его психики, личности, базовых и всех прочих установок. В первую очередь модели отношений между разными членами семьи сказываются на том, какое поведение ребёнок будет считать нормой, а какое – противоречием норме, какое проявление в социуме будет воспринимать за идеал, комфорт и безопасность, а какое – сформируется в табу. Ребенок из благополучной семьи, где родители уважают и любят друг друга, и так же относятся к ребёнку, в своей взрослой жизни не согласиться на меньшее, так как именно такое отношение он будет считать для себя нормальным и естественным. И, соответственно, именно такую модель семьи будет строить, отказываясь от неподходящих партнёров и не попустительствуя своему собственному малодушию. Ребёнок, семья которого с треском развалилась или формально существуя, была наполнена враждой между родителями, вырастая конечно, как и все, желает счастливых и гармоничных отношений, но успешную модель семьи воспринимает не как естественную норму, а как идеал.
Каждая из ошибок в семейном воспитании негативно отражается на эмоциональной сфере детей и вызывает повышение уровня тревожности. Нерешенные психологические проблемы родителей, проецируются на ребёнка и могут повториться у него в усугубленном виде.
Цель исследования – изучение эмоциональных отношений ребенка с семьёй.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной).
Высокие показатели у родителей детей преобладают по следующим шкалам родительского отношения: "принятие-отвержение" и "кооперация".
По шкале "принятие-отвержение" ребёнка высокий уровень выявлен у всех родителей. Это говорит о том, что все родители детей принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность, проявляют положительное отношение к своему ребёнку, одобряют его интересы, планы, проводят с ребёнком много времени и не жалеют об этом.
1. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / А.И. Божович. – М.: Академия, 2005. – 287 с.
2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
3. Гарибашвили, Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии / Т.И. Гарибашвили // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2016. – Т. 68. – № 13. – С.119-120.
4. Григорьева, С.А. Семейное неблагополучие как главный факторы заниженной самооценки подростка / С.А. Григорьева // Аллея науки. – 2019. – №11. – С. 145-160.
5. Громова, В.Н. Семейное неблагополучие как фактор предрасположенности к появлению форм девиантного поведения у подростков / В.Н. Громова // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. – 2020. – №2. – С. 237-242.
6. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект / О.А. Карабанова // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 15-26.
7. Крутецкий, В.А. Психология / В. А. Крутецкий. – М.: Академия, 2006. – 258 с.
8. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 208 с.
9. Курагина, Е.В. Понятие и история изучения детско-родительских отношений в малообеспеченных семьях / Е.В. Куракина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 2. – С.120-126.
10. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс // учебное пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений – М.: Академия, 2008. – 432 с.
11. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И.И. Мамайчук. – СПб.: Питер, 2008. – 126 с.
12. Мамайчук, И.И. Психолого-педагогическая помощь семье / И.И. Мамайчук, Л.А. Киреева. – СПб.: Питер, 2004. – 198 с.
13. Маралова, Т.П. Взаимосвязь стиля воспитания, отношения к родителям и нормативности поведения в старшем подростковом возрасте / Т.П. Маралова // Концепт. – 2019. – № 6. – С. 131-140.
14. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Москва: МОДЭК, 2013. – 256 с.
15. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2005. – 247 с.
16. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
17. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
18. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с
19. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер 2001. – 416 с.
20. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада / А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2. – 41 с.
21. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 3–13.
22. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 2007. – 266 с.
23. Солынин, Н.Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н.Э. Солынин, М.В. Колгушкина // Молодой ученый. – 2021. – № 6. – С. 313-315.
24. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 366 с.
25. Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
26. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304 с.
27. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
28. Эльрих, И.В. Психологические особенности межличностных отношений подростков с родителями / И.В. Эльрих // Актуальные проблемы современности. – 2019. – № 2. – С. 96-99.