ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ХАРАКТЕРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 ПОНЯТИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ХАРАКТЕРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ХАРАКТЕРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современной психологии смысложизненные ориентации рассматриваются как стержень сознания, важнейший элемент внутренней структуры личности. Ценностные ориентации представляют мир отношений, значений, фиксирующих и обобщающих социальный и индивидуальный опыт.
Проблема ценностей и смысложизненные ориентаций является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. Целесообразно различать ценности двух типов: ценности общества и социальных групп и ценности личности (индивидуальные ценности).
Ценности человека определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро жизненной активности человека.
Исследования показывают, что ценности современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачных взаимоотношениях присутствовали понятия морали, идеи, социального равенства, долга, жертвенности, то сегодняшние семьи ставят во главу угла справедливое распределение меры участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах, исполнение супружеского долга. Несомненно, ценности личности человека, формирующиеся в процессе его жизнедеятельности, оказывают влияние на всю его жизнь, в том числе и на взаимоотношения в собственной семье. Ведь семья – это социальная группа, ведущая деятельность которой – сохранение, развитие и передача из поколения в поколение общечеловеческих ценностей.
Поэтому смысложизненные ориентации супругов, как жизненные, так и семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий, складывании типа семейной системы.
Смысложизненные отношения личности — сложное идеальное образование нашего сознания и самосознания. Социологам и психологам еще предстоит многое изучить в данной области. Отметим, что в социологии принято говорить не о системе ценностей личности, а о системе ценностных ориентации, но мы полагаем, что это одно и то же.
Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной на протяжении всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают у себя ценностные ориентации каждого из супружества.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ХАРАКТЕРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Супружеские отношения их характеристики
Супружеские отношения составляют основу семейной структуры, от устойчивости и характера этих отношений прямо зависит характер отношений в двух других семейных осях: родительстве и братско-сестринских отношениях.
Супружеские отношения — одни из наиболее загадочных и внутренне противоречивых человеческих отношений. Они начинаются с состояния взаимного притяжения — аттракции (влюбленности), проходят стадию конфликтных отношений, достигают зрелой фазы психологического осознанного отношения и развиваются до отношений духовного единства, наиболее полно описанного Э. Фроммом[13]. Несмотря на то, что супружество это один из важнейших элементов человеческой культуры, далеко не все люди реализуют эту форму человеческих отношений. Супружеские отношения — это многомерное явление, которое познано к настоящему времени преимущественно на описательном уровне. Даже простых классификационных схем в этой области крайне мало, и они сделаны по частным основаниям. Эти обстоятельства позволяют использовать только описательный феноменологический уровень анализа, который представлен следующими характеристиками этих отношений.
1. По характеру возникновения и динамике. Опыт «влюбленности» возникает в результате действия биологических факторов — феромонов, которые стимулируют сенсорные (запаховые) системы и повышают уровень возбуждения головного мозга и организма в целом. Состояние развивается стремительно, «как удар молнии», «с первого взгляда» и оно культурно неспецифично: описано практически во всех существующих культурах независимо от ступени цивилизационного прогресса. Влюбленность возникает в любых ситуациях и даже в ситуациях экстремального выживания — в концлагерях, тюрьмах, больницах, на арктических станциях. Как острое состояние «болезнь любви» неминуемо завершается. Эволюционная цель — обеспечить встречу субъектов для продолжения рода.
2. Как субъективное переживание. Влюбленность воспринимается как болезненное состояние, которое сопровождается ухудшением сна, снижением когнитивных способностей, повышением общей тревоги, резкими перепадами настроения от эйфории к депрессивным состояниям; сопровождается непреодолимой потребностью находится вблизи объекта аттракции; спонтанным процессом создания образа любимого и обращения к нему в моменты расставаний; переживается как состояние необыкновенной полноты жизни — как состояние счастья.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ХАРАКТЕРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценкис помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 30 человек, состоящих в браке. Возраст испытуемых – 25-30 лет.
Методики исследования:
1. Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева [9].
Назначение методики: оценка «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), а также во всех трех составляющих жизни. Согласно автору методики, жизнь может считаться осмысленной, если отмечается наличие целей, удовлетворение, получаемое при достижении целей и уверенность в своей способности ставить цели, выбирать задачи из доступных задач, и добиваться результатов.
Тест разработан на основе концепции стремления к смыслу В. Франкла, включающей представления об экзистенциальном вакууме и ноогенном неврозе. Речь идет о неудаче в поиске смысла жизни или экзистенциальной фрустрации, а также ее следствие – ощущение экзистенциального вакуума или утраты смысла, что приводит к ноогенному неврозу. Шкалы опросника характеризуют источники смысла жизни. Общий показатель по методике отражает уровень осмысленности жизни, то есть наличие смысла жизни у испытуемого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысложизненные ориентации – это сложный феномен, который представляет собой совокупность результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, личностных смыслов, обеспечивают внутреннюю целостность личности. В современной зарубежной психологии личности смысложизненные ориентации рассматриваются в контексте проблемы смысла жизни как стремления к обретению универсальных ценностей, высшей интегративной основы личности. Нахождение и реализация смысла жизни является специфической человеческой потребностью и целью, потому смысложизненные ориентации как ее результат является важным аспектом развития личности. В отечественной психологии смысложизненные ориентации анализируются как система избирательных значимых связей, включающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов, удовлетворенность самореализацией, ответственность.
Супружеские отношения — одни из наиболее загадочных и внутренне противоречивых человеческих отношений. Они начинаются с состояния взаимного притяжения — аттракции (влюбленности), проходят стадию конфликтных отношений, достигают зрелой фазы психологического осознанного отношения и развиваются до отношений духовного единства.
С позиции системного подхода, супружеские отношения представляют первичную по происхождению подсистему в семье, наряду с детско-родительской подсистемой, и рассматриваются сквозь призму структурно-функциональных характеристик семьи. Эти характеристики неизбежно накладывают отпечаток на характер взаимодействия в семье и определяют конкретную специфику семейных отношений.
В настоящее время основным содержанием супружеских отношений становится синтез трех составляющих: сексуальности, эмоциональности и знания (узнавание и понимание партнера) с приоритетом когнитивного компонента.
Для выявления смысложизненных ориентаций у супругов была использована методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Можно сделать вывод о том, что выраженность смысложизненных ориентаций у испытуемых указывает на наличие у них в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу и на их представления о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Так же, что испытуемые удовлетворены результатами прожитого отрезка времени и самореализацией, жизнь у них эмоционально насыщена и вызывает интерес.
Семейные люди имеют достаточную осмысленность жизни при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов.
1. Абдулгалимова, С.А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм / С.А. Абдулгалимова // Вестник Социально-педагогического института. – 2011. – № 2. – С. 11–19.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 1999
3. Архангельский В.Н. Удовлетворенность браком // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 2001. - № 4. – С. 34-39.
4. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. – 2001. - № 2. – 9-16.
5. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2002. С. 130 - 139
6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. С.38-44
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000
9. Гордеева Е.Г., Сулейманов Р.Ф. Ценностные ориентации и самоактуализация человека в различные периоды жизни. // Ананьевские чтения – 2007. - СПб., 2007
10. Ерохина Н.М. Характерологическая совместимость и удовлетворенность браком в молодых семьях // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - № 4. – С. 3-9.
11. Жучкова, С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С.М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158–164.
12. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1996
13. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Питер, 2008. С. 63
14. Клеменьтьева, М.В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии / М.В. Клементьева // Известия ТГУ. – 2013. – № 2. – С. 276–283.
15. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987
16. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь – справочник. М., 1999
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2001
18. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., 2003.
19. Лесли Б. Кейдис, Рут МакКлендон. Супружеская и семейная терапия /Пер с англ. и ред. Н.А. Цветковой. – М., 2008
20. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2002
21. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь. 2007
22. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2002
23. Психология семьи: Хрестоматия /Редактор составитель Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002
24. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб., 2006
25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 2001
26. Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1981
27. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998
28. Хрусталева К.Ю. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ В ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: https://sibac.info//archive/humanities/8.pdf
29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2005
30. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник / К.Г. Юнг. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 544 с.
31. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово, 2000