ВВЕДЕНИЕ
Кардинальные социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, отразились в трансформации индивидуального и общественного сознания, в изменении содержания социальной идентичности, что не могло не сказаться и на процессе вхождения детей в мир взрослых, присвоении ими ценностей и нравственных эталонов, определяющих социальное поведение и взаимодействие людей. Быстро развивающаяся промышленность, технологии, современный темп жизни сместил фокус внимания общества последних десятилетий. Это послужило причиной недостаточного внимания к проблеме воспитания детей в духе моральных ценностей.
Не все родители современности владеют в достаточной мере знанием возрастных, индивидуальных особенностей развития ребенка и порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Такое воспитание, как правило, не приносит позитивных результатов. Не во всех семьях есть прочные межличностных связи между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны учреждения образования [1;5;15;].
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизациии демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ЦЕННОСТЯХ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
1.1 Православные традиций и ценности характерные для белорусского народа
Менталитет и национальный характер белорусского народа уникален и неповторим. За время существования белорусского этноса он не развязал ни одной войны.
Одной из важных фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа является ценность Родины. Многие люди относятся к своей Родине с трепетом и любовью, это значит, что они осознают значение этого слова [9, c.155].
Мир белоруса – это исконно принадлежащий ему уголок земли, к которому он питал особые чувства и выражал их в своих песнях, преданиях, пословицах. Значимость малой родины предопределила оседлость белорусов, отсутствие стремления покидать родные места. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам нашли свое воплощение в патриотизме. Для белорусов патриотизм не абстрактное понятие. Именно патриотизм, ответственность за свою землю позволили защитить Родину, отстоять ее независимость.
Для белорусов, важной ценностью является коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности.
Коллективистская сущность в ценностных проявлениях белорусского национального самоопределения теснейшим образом переплетается с трудолюбием. Трудолюбие основано на крестьянском
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ЦЕННОСТЯХ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
2.1 Характеристика этапов и методов исследования внедрения модели формирования личной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа
Цель исследования: изучить влияние внедрения модели формирования личной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.
Объект исследования: влияние внедрения модели формирования личной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.
Предмет исследования: специфика внедрения влияния модели формирования личной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.
Респонденты: 2 группы детей среднего дошкольного возраста. Одна группа – контрольная. Вторая группа – экспериментальная. Всего 42 человека, по 21 человеку в каждой группе (Приложение А).
Гипотеза: внедрение модели формирования личной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа влияет на личностные качества воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования по теме «Внедрение модели формирования личной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа» можно сделать следующие выводы:
1. Ценностями, согласно белорусским народным и православным традициям, являются Родина, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, толерантность, самоуважение, коллективизм, справедливость, равенство, социальная активность личности, направленность на созидание в социальных отношениях, ответственность, саморегуляция поведения, коммуникативная компетентность, умение предупреждать конфликты и использовать миролюбивые формы их разрешения, осознанный выбор безопасного образа жизни, духовное начало.
2. Детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре. В данном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. И от того получится ли привить интерес детей к знаниям о родном городе, стране, особенностях народных, религиозных, моральных традиций зависит их социальный ориентир в будущем.
3. Диагностическое исследование влияние внедрения модели формирования личной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа осуществлялось с помощью методик «Детский апертивный тест (САТ) Л. Беллак», «Методика идентификации детей с родителями А.И. Захарова», «Диагностика самасознония по методике М.И Непомнящей». Данное исследование проводилось среди детей
1. Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника / Т.П. Авдулова. – М.: Владос, 2014. – 110с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь,2004 – 244 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995. – 576 с.
4. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / Под ред. В.М. Мельник. – Мн.: Тесей, 2007. – 280 с.
5. Иванова, О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста / О.И. Иванова. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 124 с.
6. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система / В.Т. Кабуш. – Мн.: АПО,2001. – 332 с.
7. Кадол, Ф.В. Воспитательная и управленческая системы современной школы /. Ф.В. Кадол. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2010. – 231 с.
8. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника /. Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение:, 1996. – 160 с.
9. Основы идеологии белорусского государства / Е.М. Бабосов. – Мн.: Амалфея, 2007. – 480с.
10. Основы идеологии белорусского государства / Под ред. В.И. Чуешов. – Мн.: Минфина, 2008. – 188с.
11. Основы идеологии белорусского государства / Под ред. С.Н. Князева. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 419с.
12. Основы идеологии белорусского государства: история и теория / Под ред. В. И. Чуешова. – Мн.: Минфина, 2008. – 316с.
13. Основы психологии / Под ред. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 576 с.
14. Поздняков, А. Н. История педагогики за рубежом и в России: учебное пособие /. А. Н. Поздняков. – Саратов: Наука, 2009. – с. 143
15. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания /. В.В. Чечет. – Мозырь: Белый Ветер, 2003. – 291 с.