Источники права социального обеспечения: понятие и их классификация
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Источники права социального обеспечения: понятие и их классификация»
по дисциплине: «Право социального обеспечения»
2021
45.00 BYN
Источники права социального обеспечения: понятие и их классификация
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Право социального обеспечения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Понятие источников права и их сущность
1.2. Источники права в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Общая характеристика источников права социального обеспечения в Республике Беларусь
2.2. Классификация источников права социального обеспечения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С началом социальных реформ в Беларуси и формированием современных правовых концепций интерес юридической науки к общим вопросам, связанным с источниками права, очевидно, возрос, но необходимость детального и углубленного исследования этих вопросов в законодательстве о социальном обеспечении стала особенно острой, поскольку источники этой отрасли до сих пор не имеют теоретически обоснованных концептуальных концепций; вопросы актуальности правовых категорий, таких правовых категорий, как «система отрасли», «система законодательства», «система источников отрасли» еще не решены.
Актуальность исследования данной статьи во многом зависит от особой социальной значимости правовых норм, регулирующих общественные отношения в области социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основных прав человека
Нормы права воспринимаются и соблюдаются людьми в обществе не как абстрактное, примитивное программирование человеческого существования, не в форме набора духовных ценностей, обычаев и традиционных систем, а как источник права посредством соответствующего проектирования. Государство поддерживает источник права своей способностью, в первую очередь, силой принуждения обеспечить его реализацию.
Необходимость изучения источника права социального обеспечения также обусловлена объективными условиями, отстаиваемыми законом, принципом социального государства для обеспечения прав и свобод людей и граждан, что на практике часто бывает очень проблематичным.
Чтобы сделать источник права совершенным и эффективным, необходимо добиться серьезных и позитивных изменений в законодательстве и правоприменительной практике.
В законодательстве о социальном обеспечении наблюдается тенденция к увеличению количества, разнообразия источников и появлению новых видов: таких как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Республики Беларусь, типовые законы, соглашения СНГ, нормативные правовые акты, местные законы и т.д.
Правовые источники являются одной из важнейших ключевых юридических категорий в юридической науке. Будь то в общей теории права или в отраслевых научных дисциплинах, она всегда была и остается предметом, которому ученые уделяют самое пристальное внимание.
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Понятие источников права и их сущность
Определение правовых источников в юридической литературе довольно расплывчато и колеблется между определением правовых источников как деятельности государства по разработке законов и нормативных актов и определением правовых источников как результата такой деятельности.
Понятия «правовая форма» и «источник права» тесно связаны, но, тем не менее, они не являются одним и тем же и не являются одним и тем же. Это объясняется тем, что «форма закона» в основном показывает извне, как организовано и выражено содержание закона, в то время как «источник права» содержит источник формирования самого закона, который является решением о его содержании и форме выражения.
Следует понимать, что содержание и форма закона не являются результатом того, что законодатели самостоятельно приняли закон. Первопричина происхождения и содержания закона заложена в системе общественных отношений, которая определяет различные внешние проявления права.
В толковом словаре Ожегова слово «источник» означает информацию о чем-либо. Исходя из этого, многие авторы используют термин «источник права» в юридической литературе для обозначения информации о текущем или существующем правовом содержании страны. В этом смысле рассматриваемый термин означает источник знаний, информации о праве, поэтому он не эквивалентен понятию «источник права» в формальном или юридическом смысле. В формальном или юридическом смысле термин «источник права» рассматривается как форма выражения законодателями своей воли в нормативных правовых актах.
Правовые нормы всегда существуют в какой-то «оболочке», которая обеспечивает формальную определенность и ясность понимания закона. Эта «оболочка»(носитель) с правами теоретически называется формой или источником права[1, с. 17].
Особенностью юридической литературы 1960-х годов было то, что в законодательстве существовал спор об использовании слов «правовая форма» и «источник». Например, профессор Шебанов считает целесообразным использовать понятие «правовая форма» вместо понятия «источник права». Однако эта позиция не была должным образом поддержана наукой, но было предложено уточнить термин «источник права» и назвать его «формальным правовым источником»[2, с. 188].
ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Общая характеристика источников права социального обеспечения в Республике Беларусь
Социальное обеспечение не является уникальным явлением, оно существует в той или иной форме в большинстве государств. В некоторых экономически развитых странах с высоким уровнем жизни социальные проекты обеспечивают очень благополучное существование. В других странах социальная поддержка помогает не умереть с голоду в особо сложных ситуациях.
С момента обретения независимости Беларусь провозгласила себя социальным государством, что закреплено в Конституции Республики:
− Статья 21 провозглашает, что каждый человек имеет право на достойный уровень жизни.;
− В статье 45 говорится о праве на бесплатную медицинскую помощь;
− Статья 47 устанавливает право на материальное обеспечение в случае инвалидности или потери кормильца. Причины этого состояния также перечислены здесь: болезнь, инвалидность, старость.
− Статья 48 обещает обеспечить нуждающихся доступным социальным жильем [16].
Социальная направленность белорусского государства не ограничивается положениями, перечисленными в Основном законе РБ. В стране есть социальная политика, это нормы закона, практика его применения и организация, ответственная за реализацию социальных планов.
Например-в реальности невозможно получать пенсии, пособия и даже выплаты по болезни в соответствии с положениями конституции. Там указано общее направление, но порядок расчета и выдачи всех этих платежей указан в поведении нижнего порядка. Очевидно, что не стоит перечислять здесь все эти файлы и описывать механизм их действия. Будет полезнее понять, как и из каких органов обращаться за социальной поддержкой.
Большая часть всех мероприятий по социальной защите и поддержке организуется, осуществляется и контролируется Фондом социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
У этого органа есть официальный сайт - http://www.ssf.gov.by. В одном из первых разделов сайта размещено Положение о Фонде, программный документ, где перечислены направления деятельности, обязанности и полномочия организации. В первом пункте Положения установлено, что Фонд это орган управляющий средствами государственного социального страхования. В следующих пунктах перечислены источники финансирования социальных расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всестороннее научное исследование источников права Республики Беларусь о социальном обеспечении позволяет нам сделать определенные общие выводы и рекомендации.
Источником права социального обеспечения является внешняя форма законодательной деятельности государства в области надзора за отношениями социального обеспечения, которая осуществляется с помощью пожеланий законодателей. Результатом национальной законодательной деятельности является нормативный правовой акт, содержащий нормы законодательства о социальном обеспечении. Эти нормы лишь в той или иной форме объективируются и становятся универсально обязательными законами, а их реализация обеспечивается за счет национального влияния.
Источник права о социальном обеспечении, наряду с общими характеристиками, имеет характеристики, определяемые темой и методом отрасли права социального обеспечения. Исходя из объективного характера, правовая ветвь в значительной степени определяет законодательную систему и обеспечивает руководство законодательной деятельностью законодателей.
Формирование белорусской системы социального обеспечения в основном связано с нормативными правовыми актами через правовые формы, связанные с пенсионным обеспечением, предоставлением льгот и социальных услуг (законодательство в этой области в советский период обычно ограничивается одним и тем же временем, следует подчеркнуть, что закон определяет минимальные социальные стандарты социального обеспечения и ни при каких обстоятельствах не может быть снижен другими субъектами, поскольку это гарантируется источниками средств на федеральном уровне).
В отличие от большинства отраслей российского права, в законе о социальном обеспечении отсутствует ведомственная кодификация законодательства, хотя предпосылки в этом отношении созрели — в стране существует множество кодифицированных нормативных актов по отдельным видам социального обеспечения, действующее законодательство интенсивно развивается, существует большое количество противоречивых и несовершенных нормативных правовых актов, которые необходимо систематизировать и обновить, есть акты советской эпохи, акты, принятые общественными организациями. Сегодня, как никогда ранее, существует настоятельная необходимость в принятии кодифицированного нормативного закона, который станет важным этапом в создании единой и всеобъемлющей системы источников законодательства о социальном обеспечении.
1. Сечко, Л.К. К вопросу о социальных льготах в Республике Беларусь / Л.К. Сечко // Правовед. -2016. - № 4 – С.17-19.
2. Гущин, И.В. Право социального обеспечения Республики Беларусь. – Новополоцк, 2000. -208 с.
3. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения. Общая часть: Лекции / Т.А. Постовалова – Мн.: Тесей, 2005. – 232 с.
4. Батыгин, К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебное пособие. – М.: Юрид. лит., 1995. -387 с.
5. Смирнова, М.О. Источники права социального обеспечения / М.О. Смирнова. // Правоведение. – 1981. -№2. – С.56-58.
6. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. – Екатеринбург: Юрист, 1996. – 307 с.
7. Гущин, И.В. Право социального обеспечения Республики Беларусь: Учебное пособие. Гродно: ГрГУ. – 1993. – в 2 частях. -208 с.
8. Мамонова З.А. Право социального обеспечения: Учеб.-метод. Комплекс / Мамонова З.А., Янченко Т.Л., Янченко Д.П., Чернявская Г.А., Бруй М.Г. Минский институт управления. – Минск: Издво МИУ, 2008. – 123 с.
9. Право социального обеспечения: учебн. пособие / Г.А. Василевич и др.; под ред. Х.Т. Мелешко. - Минск: Амалфея, 2013. –544 с.
10. Право социального обеспечения Республики Беларусь: Монография / Под ред. Гущина И.В. – Новополоцк: ПГУ, 2000. – 344 с.
11. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения. Общая часть: Лекции / Т.А. Постовалова – Мн.: Тесей, 2005. – 232 с.
12. Постовалова, Т.А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.
13. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения: в вопросах и ответах / Т.А. Постовалова – Мн.: Тесей, 2007. – 228 с.
14. Баранашник, А.В. Право социального обеспечения: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Баранашник. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 192 с.
15. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. -304 с.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
17. Мелешко, Х.П. Конституционные основы социального обеспечения Республики Беларусь / Х.П. Мелешко // Актуальные проблемы трудового права. – 1996. – № 1. - С. 23-25.
18. Трудовой кодекс Республики Беларусь : с изм. и доп., внесен. Законом Респ. Беларусь 8 янв. 2014 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 256 с
19. Всеобщая Декларация прав человека // Международное право в документах//Учебное пособие. Сост. Н.Т. Блатова, М, 1982.
20. Василевич Г.А. Трудовое и социальное право: Учебник / Г.А. Василевич, И.Г. Воробьев, Х.Т. Мелешко, Г.Б. Шишко и др.: Под общ. ред. В.И. Семенкова. Минск: Книжный Дом, 2007. – 384 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты