Формирование навыков мелкой моторики детей с детским церебральным параличом средствами физической реабилитации
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыков мелкой моторики детей с детским церебральным параличом средствами физической реабилитации»
по дисциплине: «Физическая реабилитация»
2021
45.00 BYN
Формирование навыков мелкой моторики детей с детским церебральным параличом средствами физической реабилитации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Физическая реабилитация
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей, принявших участие в опытно-экспериментальное исследование формирования навыков мелкой моторики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стимульный материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1 Общая характеристика детского церебрального паралича, формы и причины возникновения
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом
1.3 Физическая реабилитация как средство формирования навыков мелкой моторики детей с детским церебральным параличом
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1 Диагностика исходного уровня формирования мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом
2.2 Система работы по развитию мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом средствами физической реабилитации
2.3 Анализ изменений и полученных результатов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа детей с диагнозом детский церебральный паралич.
Термином детский церебральный паралич (ДЦП) называют совокупность разнообразных хронических симптомов, обладающих непрогрессирующим течением, которые касаются нарушений двигательной сферы человека. Эти двигательные нарушения являются следствием повреждения структур центральной нервной системы, которое формируется во внутриутробном периоде – то есть в течение беременности. Нарушения затрагивают корковые структуры, подкорковые области, капсулу и ствол головного мозга [2, с. 263]. Детский церебральный паралич (ДЦП) является тяжёлым заболеванием, ведущим нарушением которого представляется нарушение двигательных функций, помимо этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.
У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) наблюдаются грубые нарушения в развитии моторики рук, которые могут быть обратимыми при определенном коррекционном и педагогическом воздействии. Формирование мелкой моторики рук у детей с ДЦП играет важную роль в овладении предметно-практической деятельностью, в развитии двигательных навыков, необходимых в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. Особенности развития моторики детей с церебральным параличом требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания. Развитие движений представляет большие сложности у детей с ДЦП, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению [4].
С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции.
Объект исследования: процесс формирования навыков мелкой моторики детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Предмет исследования: специфика формирования навыков мелкой моторики детей с детским церебральным параличом (ДЦП) средствами физической реабилитации.
Цель исследования: разработать и апробировать систему занятий, направленную на формирование навыков мелкой моторики детей с детским церебральным параличом (ДЦП) средствами физической реабилитации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1 Общая характеристика детского церебрального паралича, формы и причины возникновения
Термин ДЦП утвержден Всемирной организацией здравоохранения в 1958 г, где его определили как не прогрессирующее заболевание головного мозга, которое приобретается на ранних этапах его развития с поражением отделов, которые управляют движениями и положением тела
Однако до сих пор идут научные дискуссии по поводу этого термина. В специальной литературе можно найти большое количество разных терминов для обозначения данного типа нарушения.
Основоположником изучения проблемы церебральных параличей является английский хирург-ортопед Литтль, который подробно описал спастическую диплегию, в результате ее стали называть болезнью Литтля [34].
Так, О. Бадалян в своих трудах предложил детский церебральный паралич называть «дизонтогенетическими постуральными дискинезиями», поскольку при ДЦП поражение нервной системы представляет собой не «поломку» уже готового механизма, а задержку или искажение развития. Поэтому автор справедливо указывал, что такие нарушения нельзя считать исключительно церебральными, поскольку механизм реализации 8 патологической двигательной активности лежит не горизонтально, а охватывает всю вертикальную систему регуляции движений [4].
В настоящее время под термином «детский церебральный паралич» понимают не прогрессирующее заболевание, возникшее в результате повреждения мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с замедленным темпом психического развития в целом, неравномерным, диспропорциональным характером формирования отдельных психических функций, речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками [10].
Семенова К.А. указывает, что при ДЦП происходит поражении двигательных центров головного мозга:
1. Центр произвольных движений состоит из передней центральной извилины лобной доли коры. В задних отделах лобной доли находится экстрапирамидный центр коры, который обеспечивает автоматическую регуляцию двигательных актов, поддерживающий общий мышечный тонус.
2. Глазодвигательный центр находится в средней лобной извилине, который осуществляет контроль над содружественным движением головы и глаз, что особенно важно для формирования ориентировочных рефлексов.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1 Диагностика исходного уровня формирования мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом
Как отмечалось в первой главе, дошкольники с ДЦП имеют особенности в развитии мелкой моторики по сравнению с нормально развивающимися детьми. Для подтверждения этих особенностей нами было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальное исследование было проведено с … по … на базе ….
В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Для удобства вся выборка была поделена на 2 группы: экспериментальная группа – 5 детей с атаксической формой ДЦП и контрольная группа – 5 детей с нормальным развитием. Возраст детей 5-6 лет.
Исследование состояния мелкой моторики детей с диагнозом атаксическая форма ДЦП началось с изучения медико-педагогических документов, имеющихся на каждого ребенка; дополнительные анамнестические данные были получены из бесед с воспитателями и родителями.
Исследование проводилось индивидуально в несколько этапов. Все задания предлагались последовательно, в разные дни и в утренние часы, с обязательным соблюдением постоянства внешних условий эксперимента.
Особенности проведения: все задания выполняются ребенком после показа воспитателем. Помощь ребенку оказывается только в случае выполнения сложных заданий, например, можно помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок должен действовать самостоятельно.
Задания, предлагаемые воспитанникам, были разделены на 4 блока:
1 блок – исследование динамического праксиса.
Задание 1: «Ладонь, кулак, ребро».
Ход задания: воспитаннику демонстрируется последовательность движений руки, после запоминания цепочки, ребенок выполняет задание под счет. Задание выполняется поочередно правой, затем левой рукой, двумя руками одновременно.
Задание 2: «Посолим капусту».
Ход задания: воспитаннику демонстрируется правильность «растирания комочка соли». Задание выполняется поочередно правой, затем левой рукой, двумя руками одновременно.
Задание 3: «Катание шарика пальцами».
Ход задания: воспитаннику демонстрируется катание шарика поочередно каждым пальцем правой, а затем левой руки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой тяжелое, не прогрессирующее заболевание нервной системы, которое возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При ДЦП в клинической картине ведущими нарушениями являются двигательные, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. В клинической картине ДЦП наблюдается большой полиморфизм, форма нарушений зависит от места локализации, степени, глубины и распространенности поражения. Наиболее удобной является классификация К. А. Семёновой, которая выделила такие формы ДЦП, как спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму, гемипаретическую форму и атонически-астатическую форму. Психическое развитие ребенка с ДЦП характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Разнообразное проявление болезни в целом и у каждого отдельно взятого ребенка в частности обуславливает значительные трудности реабилитации, физического воспитания детей с ДЦП, создания благоприятных условий для их развития и коррекции психических и двигательных нарушений. Поэтому при работе с данной категорией детей должна решаться важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи коррекционной работы в отношении каждого ребенка с ДЦП могут быть определены только после комплексного обследования.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что одной из отличительных особенностей такого нарушения развития опорно-двигательного аппарата у дошкольников, как ДЦП, является значительно отставание развития функций мелкой моторики. Также у таких детей отмечается значительное отставание развития навыков координации движений, полное или частичное отсутствие двигательной памяти, пространственные нарушения и пространственная дезорганизация и др. В связи с этим, особую важность приобретает выбор правильных средств и методов развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Реабилитация детей с ДЦП носит комплексный характер. Она включает психологический, социальный, медицинский, педагогический и др. аспекты. Физическое воспитание при этом – самая важная часть процесса. Двигательные нарушения, ограничивающие, или препятствующие нормальной физической активности, неблагоприятно влияют на все стороны развития личности. Физическая реабилитация должна происходить системно, разрабатываться специалистами, а применяться и педагогами, и воспитателями, и родителями.
Дошкольники с ДЦП имеют особенности в развитии мелкой моторики по сравнению с нормально развивающимися детьми. Для подтверждения этих особенностей нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Для удобства вся выборка была поделена на 2 группы: экспериментальная группа – 5 детей с атаксической формой ДЦП и контрольная группа – 5 детей с нормальным развитием. Возраст детей 5-6 лет. Исследование проводилось индивидуально в несколько этапов. Все задания предлагались последовательно, в разные дни и в утренние часы, с обязательным соблюдением постоянства внешних условий эксперимента. Задания, предлагаемые воспитанникам, были разделены на 4 блока.
1. Астахов, В. А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы речи / В. А. Астахов // Здоровье , 2000. - № 3. - С. 14-15.
2. Бабенкова, Р. Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: методические рекомендации / Р.Д. Бабенкова. - М.: Просвещение, 1977. - 120 с.
3. Бабушкина, О.Ф. Физическая реабилитация при травмах и заболеваниях нервной системы: учебное пособие. Симферополь, 2011. – 104 с.
4. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи /Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. - М.: МПА, 1988. – 214 с.
5. Бобат, Б. Моторное развитие при детском церебральном параличе / Б. Бобат, К. Бобат.- Штутгарт, Нью-Йорк: Издательство «Георг-ТимеФерлаг», Перевод на немецкий язык. Эрики Штэле-Хирземанн.2005, - 42 с.
6. Власенко С.В., Кушир Г.М. Клинико-диагностические критерии формирования долгосрочной программы реабилитации двигательных функций у больных ДЦП // Ульяновский медико-биологический журнал. 2013. – №1. – С. 65-69
7. Ганзина. Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП / Н.В.Ганзина, Т.И.Губарева // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 8. - С. 175-186.
8. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом /Л. А. Данилова - М.: Академия, 1977.- 145 с.
9. Двигательная реабилитация инвалидов с нарушением локомоторной функции вследствие параличей и парезов: методические рекомендации для врачей, методистов и инструкторов ЛФК / под ред. М.А. Леонтьева, М.М. Малашенко. Новокузнецк, 2009. 15 с.;
10. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, Ю. - СПб.: Дидактика Плюс, - 2001, 272 с.
11. Детский церебральный паралич : эффективные способы борьбы с двигательными нарушениями : монография / В. В. Умнов [и др.] ; под рук. В. В. Умнова. - Санкт-Петербург : Десятка, 2013. - 235 с.
12. Дремова, Г.В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП / Г.В.Дремова, П.Л.Соколов, В.И.Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 8. - С. 130-174.
13. Дутикова Е.М. Детский церебральный паралич как сфера реабилитационной работы будущих специалистов // Детская и подростковая реабилитация. 2006. № 2 (7). С. 48-53;
14. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом и семье / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. - М.: АРКТИ, 1993. ‒ 496 с.
15. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э. С. Калижнюк. - М.: АРКТИ,1990. ‒ 215 с.
16. Киллили Мари. Детский Церебральный Паралич. История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь / Мари Киллили.- СПб.: Питер, 1998. - 288 с.
17. Кожевникова, Е.В. Нет необучаемых детей. Книга о раннем вмешательстве / Е.В. Кожевникова, Е. Ф. Клочкова. - СПб., «Каро». - 2011.- 244 с.
18. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич: коррекционно-развивающая работа с дошкольниками / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Книголюб, 2008. - 175 с.
19. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
20. Левченко, И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами : Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации/ И. Ю. Левченко.- М.: Наука, 1988. ‒241 с.
21. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова- М.:АРКТИ,1998. - 55 с.]:
22. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. - М.: Академия, 2000. ‒ 127 с.
23. Махмудова, Н. М. Детский церебральный паралич: клиника, терапия, орг медицинская реабилитация / Н. М. Махмудова, У. К Курбанов, О. А Стерник / под ред Н.М. Маджидова. - Ташкент: Медицина, 2006. - 230 с.
24. Никитина, Я. Ю. Особенности развития моторики ребенка в различные периоды онтогенеза [Электронный ресурс] / Я. Ю. Никитина. URL: http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2012/08/30/osobennostirazvitiya-motoriki-rebenka-v-razlichnye-periody
25. Носко, Н.А. Влияние средств гравитационных взаимодействий на состояние биомеханических свойств мышц больных церебральным параличом = Influencing of means of gravitational interactions on a condition of mechanical properties of muscles by an ill cerebral paralysis / Н.А.Носко, В.И.Пасечник, В.И.Синиговец // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2002. - № 2. - С. 70-75.
26. Оглоблина, И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И. Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 6. - С. 18-21.
27. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Г. С. Гуменная, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова [и др.]; Под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1985. - 127 с.
28. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М. Н. Ипполитовой. - М.:АРКТИ,1989. - 142 с.
29. Осокин, В.В. Детский церебральный паралич : медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение : монография / В. В. Осокин, Д. Х. Астрахан, Ж. Н. Головина. - Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. - 307 с.
30. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральной патологией: методическое пособие - СПб.: «КАРО», 2006. 58 с.;
31. Приходько О.Г., Моиссева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2003. 160 с.]
32. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. - С. 60-64.
33. Развитие ручной умелости и тонкой моторики у дошкольников с детским церебральным параличом : (спастическая диплегия) / сост. : Малашина Н. А. - Тольятти : Развитие через образование, 2006. - 52 с.
34. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом /К. А. Семенова, Е. В. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1973. ‒ 210 с.
35. Семёнова, К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах /К. А. Семёнова. - М.: «Медицина», 1976. - 185 с.
36. Семенова, К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом / К. А. Семенова, Н. М. Махмудов. - Ташкент: Ташкент. 1979.- 146 с.
37. Смирнова, И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП / И. А. Смирнова. - СПб., Детство-пресс, 2003. - 160 с.
38. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. Том 3.М.: Медгиз, 1959. - 406 с.
39. Финни, Н.Р. Ребенок с церебральным параличем : помощь, уход, развитие : кн. для родителей / ред.: Е.В. Клочкова, пер.: Ю.В. Липес, пер.: А.В. Снеговская, Н.Р. Финни. - 4-е изд. (эл.) . - М. :Теревинф, 2015. - 336 с.
40. Шипицына, Л. М. Детский церебральный паралич : Хрестоматия : учеб. пособие / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. - СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманит. исслед, 2003 (ГП Техн. кн.). - 519 с.
41. Dan B., Mayston M., Paneth N., Rosenbloom L. Cerebral palsy: science and clinical practice - London: Mac Keith Press, 2014. - 692 р.
42. Miller F. Physical Therapy of Cerebral Palsy. Springer Science & Business Media.: 2007. - 416 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей, принявших участие в опытно-экспериментальное исследование формирования навыков мелкой моторики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стимульный материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты