Оптовая торговля Республики Беларусь: анализ результатов деятельности и направления ее развития
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оптовая торговля Республики Беларусь: анализ результатов деятельности и направления ее развития»
по дисциплине: «Экономика отрасли»
2021
45.00 BYN
Оптовая торговля Республики Беларусь: анализ результатов деятельности и направления ее развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика отрасли
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы исследования основных результатов деятельности оптовой торговли
1.1 Сущность, необходимость и функции оптовой торговли в сфере товарного обращения
1.2 Методические подходы к анализу результатов деятельности оптовой торговли
2 Экономический анализ деятельности оптовой торговли Республики Беларусь
2.1 Организационная характеристика оптовой торговли Республики Беларусь
2.2 Анализ общего объема оптового товарооборота и звенности товародвижения
2.3 Оценка финансовых результатов деятельности оптовой торговли
3 Основные направления инновационного развития оптовой торговли Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Товарное обращение является неотъемлемым элементом рыночной экономики, определяющим ее суть и общественное назначение. Торговля как отрасль экономики во многом способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей людей и этим самым связывает производство с потреблением, поддерживая баланс между предложением и спросом.
Концепция развития потребительской кооперации своей основной целью в торговой отрасли ставит обеспечение потребностей населения высоко-качественными товарами по привлекательным ценам. Также предусматривается развитие торговых объектов современного формата с комфортной потребительской средой в зоне деятельности Белкоопсоюза через развитие многоформатной инфраструктуры.
Актуальность исследования проблем оптовой торговли заключается в том, что она является одной из ключевых составляющих не только самого предпринимательства, но и всей белорусской рыночной экономики.
Реальным и сильным противовесом монополизму производителей, который они пытаются укрепить с помощью собственных структур является оптовая торговля, осуществляемая независимыми организациями. Оптовая торговля имеет достоверную информацию о спросе и предложении, тенденциях их развития, что дает возможность формировать товарное предложение в соответствии с объемом и структурой спроса, достаточно точно оценивать емкость рынка.
Апробирование схемы товародвижения «производитель – посредник (оптовое звено) – розничная организация» произошло в процессе функционирования распределительной системы. В этот период оптовая торговля бы-ла основным организатором товарного обращения на конкретной территории [21].
Торговле в современных условиях отводится весьма значительная роль:
− в торговле происходит общественное признание полезности произведенного продукта посредством его реализации;
− торговля осуществляет воздействие производителей на конечных потребителей путем установления взаимосвязи одних с другими;
− часть общественно необходимых расходов, связанных с доведением товаров от производителей до потребителей берет на себя торговля;
− производителю возмещаются его расходы на производство продукта, посредством торговли, которая освобождает его от выполнения не свойственных ему функций доведения продукта до конечного потребителя.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность, необходимость и функции оптовой торговли в сфере товарного обращения
Один из видов деятельности национальной экономики является оптовая торговля. Она обеспечивает рациональную организацию товародвижения между производством и розничной торговлей и является формой товарных связей. Оптовая торговля в условиях рыночной экономики способствует расширению ассортимента, увеличению объема производства и качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания и в итоге полному удовлетворению платежеспособного спроса населения в товарах и услугах [14, с. 263].
Любая деятельность, связанная с приобретением товаров или в целях дальнейшего их использования (переработка, пошив), или перепродажи относится к оптовой торговле. При оптовой торговле товар закупается в больших объемах и крупными партиями.
В рыночном пространстве устанавливаются деловые отношения между непосредственными производителями и потребителями товарной продукции, включая большое количество активных промежуточных звеньев. Промежуточными звеньями являются оптово-посреднические организации, оказывающие услуги и производителям, и конечным потребителям продукции. Основным, звеном, обеспечивающим ускорение процесса товародвижения по каналам рраспределения, является оптовая торговля.
Разветвленная система оптовых контор, баз, складов, холодильников существовала еще в советский период и занималась она оптовой реализацией различных групп товаров. Данные объекты являлись ведущими звеньями оптовой торговли, осуществляющими централизованное распределение ресурсов, установление скидок, определение путей товародвижения и другие важные вопросы. Конкуренции между этими организациями не было, так как у каждого была своя специализация.
На протяжении нескольких десятилетий создавалась материально-техническая база оптовой торговли. В последние годы произошло значительное сокращение масштабов оптовых операций. В условиях рыночных отношений оптовые организации оказались в кризисном состоянии, так как многие устоявшиеся связи и механизмы были разрушены. Это вынудило оптовую торговлю заниматься новыми видами деятельности (производством, розничной торговлей, сдавать складские помещения и т.п.), менять специализацию, внедрить новые формы организации оптовой торговли (ассоциации, объединения и т.д.).
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организационная характеристика оптовой торговли Республики Беларусь
В развитии современной экономики важную роль играет оптовая торговля. Взаимодействие между сферами производства и потребления позволяют ей оказывать комплекс сопутствующих услуг и прямое воздействие на результаты хозяйствования организаций других видов деятельности.
Имеет большое значение развитиеоптовой торговли в Республики Беларусь, что создает условия для развития национальной экономики в целом. В организациях оптовой торговли Республики Беларусь наибольший удельный вес занимают субъекты хозяйствования Минска – 71% от республиканского товарооборота. Обусловлено это тем, что в столице и ее пригороде сконцентрировано большое количество оптовых организаций и их представительств.
Частный бизнес занимает 80% в оптовой торговле Республики Беларусь, что соответствует теоретическим принципам коммерческой деятельности и рыночной экономики. Государственные и иностранные организации в оптовой торговле Республики Беларусь занимают по 10%. Доля оптовой торговли частного бизнеса в Минске составляет около 86%. Товары отечественного производства в оптовых продажах Республики Беларусь составляют 52,4%. Больше всего белорусских товаров продается в Гомельской области – 88,6%.
Загрузка оптовых площадей составляет 96,3% и используется эффективно. На складах ежедневно хранится около 60 тыс. тонн товаров [15].
Одной из структур в Республике Беларусь, традиционно занимающейся оптовой деятельностью, является потребительская кооперация. Рассмотрим организационную структуру оптовой торговли Республики Беларусь на примере оптовых организаций потребительской кооперации.
Организационная структура оптовых организаций потребительской кооперации Республики Беларусь рассмотрена в статье Гурской С. П. и Кауновой Н. Л. [4].
Авторы статьи ссылаются на результаты исследования организационной структуры оптовой торговли, рассматриваемой Томковичем М. П. Анализ организационно-функциональных характеристик деятельности оптовой торговли, проведенный Томковичем М. П. показал, что существующая организационная структура оптовой торговли формируется по территориальному признаку, является двухуровневой (республиканский опт областной опт) и имеет линейно-функциональное построение, которое в последние два десятилетия почти не изменялось (рисунок 4).
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Общей тенденцией развития оптовой торговли в современных условиях является возрастание роли коммерческих торговых организаций и снижение значения оптовых организаций производителей, агентов и брокеров.
Белорусская оптовая торговля переживает сегодня период болезненных, но необходимых перемен. В последнее время в отрасли сильно возросли издержки, связанные с нерационально выстроенными структурами, снизились нормы прибыли. Оптовики в полной мере прочувствовали усиление давления со стороны розничной торговли и производителей продукции одновременно.
Розничные сети сами стали заниматься оптом. Производители тоже укрепили свои позиции, создавая монопольные холдинги. В результате уже не производитель зависит от оптовика, который раньше обеспечивал, сбыт, а наоборот, производители диктуют свои условия. Все это привело к активному вытеснению независимых оптовых организаций холдингами, объединяющими производство, оптовую и розничную продажу.
Недостаточное развитие оптовой торговли заметно понижает эффективность функционирования белорусского рынка. В частности, этот недостаток значительно снижает конкурентоспособность отечественных производителей по сравнению с зарубежными производителями.
Другим отрицательным результатом неграмотно организованного процесса товародвижения является ограниченность и несвоевременность получения информации о рынке. В результате белорусские производители с опозданием реагируют на изменения внешней среды. В итоге формирование излишек запасов, образованных из-за медленной реакции, может спровоцировать серьезные финансовые трудности не только на этапе развития производства, но и в целом по его дальнейшему функционированию [21].
Рыночные преобразования в Республики Беларусь предусматривают проникновение идей товарно-денежных отношений во все области экономического комплекса, укрепляя экономическую, правовую и материальную базы для развития коммерческих процессов. С увеличением роли торговли в национальном хозяйстве особенную актуальность приобретает коммерческая деятельность в сфере торговли, в том числе и оптовой. В нынешних условиях особенно возрастает роль оптовой торговли как посредника между производителем и розничной торговлей. Организации розничной торговли самостоятельно заниматься поиском товарных ресурсов и на добровольной основе устанавливают с поставщиками хозяйственные связи и строят свои деловые отношения, что не редко без посредника сделать трудно и требует больших расходов. Этот процесс усложняется еще и тем, что, кроме традиционных изготовителей, выпускают товары народного потребления организации многих других отраслей промышленности, которые специализируются на изготовлении продукции производственно-технического назначения. Кроме того, появляются малые и совместные организации, производственные кооперативы, люди, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, фермеры. Важным показателем увеличения роли оптовой торговли выступает децентрализация в осуществлении внешнеэкономических связей. Это расширило возможности организаций в установлении хозяйственных связей с зарубежными поставщиками товаров и в то же время потребовало знания конъюнктуры внешних рынков и профессиональной подготовки кадров для работы на них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оптовая торговля, осуществляемая независимыми организациими, является реальным и сильным противовесом монополизму производителей, который они пытаются укрепить с помощью собственных структур. Именно она имеет достоверную информацию о спросе и предложении, тенденциях в их развитии, а значит, возможность точно оценивать емкость рынка, формировать товарное предложение в соответствии с объемом и структурой спроса.
Необходимость функционирования оптовой торговли вызвана тем, что непосредственная продажа товаров организациями-изготовителями населению практически трудноосуществима, так как они выпускают товары, которые реализуются в различных городах и населенных пунктах. Поэтому торговля товарами широкого потребления осуществляется в две стадии:
− на первой, начальной стадии товары реализуются организациями-изготовителями торговым организациям (оптовая торговля) или торговыми организациями друг другу;
− на второй, конечной стадии розничные торговые организации продают товары населению (розничная торговля).
Следовательно, оптовая торговля определяет структуру и направление товарных потоков. Она выступает на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном. Поэтому исследование, проведенное в курсовой работе, является актуальным и значимым.
Организация оптовой торговли Республики Беларусь предусматривает взаимосвязь производителей промышленной продукции, оптовую и розничную торговлю как посредников при реализации товаров потребителям.
На современном этапе развития в Республике Беларусь особое значение приобретает функционирование баз и складов и их эволюционирование в оптово-логистические центры.
В отличие от организаций, выполняющих функции складирования и хранения товаров, основной функцией оптово-логистических центров является обработка новых потоков, связанных укрупнением и разукрупнением партий товаров, их расформирование по направлениям транспортировки и т. д.
Спецификой данных центров является расширенный объем предоставляемых услуг.
Для достижения этих целей на территории центра размещаются торговые, транспортные и логистические организации, деятельность которых направлена на улучшение качественных показателей и повышение конкурентоспособности белорусских товаров.
1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие для вузов / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М. : ИНФРА-М, 2016. 214 с.
2. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. Минск : Выш. шк., 2013. 543 с.
3. Витун, С.Е. Финансы организаций / С.Е. Витун, А.И. Чигрина [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/ finansi_ org/index.htm
4. Гурская, С.П. К вопросу о реорганизации оптовой торговли потребительской кооперации Республики Беларусь /С.П. Гурская, Н.Л. Каунова [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://lib.i-bteu.by/bitstream/handle
5. Внутренняя торговля стагнирует вместе с экономикой / Экономическая газета [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/vnutrennyaya-torgovlya-stagniruet-vmeste-s-ekonomikoj
6. Внутренняя торговля и общественное питание Республики Беларусь, 2021 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://belstat.gov.by
7. Головачев, А.С. Экономика организации (организации) : учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. Минск : Выш. шк., 2015. 688 с.
8. Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации : учеб. пособие для вузов / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотов. М. : КНОРУС, 2016. 376 с.
9. Деятельность организаций оптовой торговли Республики Беларусь за 2020 год [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://belstat.gov.by
10. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. М. : КНОРУС, 2016. 720 с.
11. Казакова, Н.А. Управленческий анализ в различных отраслях : учеб. пособие для вузов / Н.А. Казакова. М. : ИНФРА-М, 2015. 288 с.
12. Когденко, В.Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией : монография / В.Г. Когденко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 543 с.
13. Коробкин, А.З. Экономика торговли : учеб. наглядное пособие для реализ. содерж. образ. прогр. высш. образ. 1 ступени и переподгот. рук. работников и специал. / А.З. Коробкин ; Белкоопсоюз, БТЭУ. - Гомель : БТЭУ, 2015. - 344 с.
14. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учеб. для вузов / Л.И. Кравченко. - М. : Новое знание, 2007. - 509 с.
15. Кулаков, И.А. Роль оптовой торговли в развитии национальной экономики Республики Беларусь / И.А. Кулаков, Л.О. Кулакова [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://rep.bstu.by/bitstream/handle/data/6820/49-52.pdf?sequence=1&isAllowed=y
16. Литовченко, В.П. Финансовый анализ : учеб. пособие для вузов / В.П. Литовченко. М. : Дашков и К, 2016. 214 с.
17. Малугин, В.А. Количественный анализ в экономике и менеджменте : учеб. для вузов / В.А. Малугин, Л.Н. Фадеев. М. : ИНФРА-М, 2016. 615 с.
18. Мищенко, Л.В. Современное состояние и тенденции развития оптовой торговли в Республике Беларусь /Л.В. Мищенко, В.А. Мищенко, И.Ю. Дудко [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/323559624.pdf
19. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 янв. 2014 г. №128-З (в ред. от 04.01.2021 г. № 81-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by
20. Оптовая торговля // Энциклопедия Экономиста! [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/biznes/optovaya-torgovlya.html
21. Пыханов, Д.А. Роль оптовой торговли в современных условиях / Д.А. Пыханов [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-optovoy-torgovli-v-sovremennyh-usloviyah
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организаций АПК : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. М. : ИНФРА-М, 2015. 519 с.
23. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / Г.В. Савицкая. М. : ИНФРА-М, 2013. 284 с.
24. Сергеев, И.В. Экономика организаций (организаций) [Электронный ресурс] : электрон. учеб. / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - Электрон. дан. и прогр. М. : КноРус, 2014. 1 электрон. опт. диск
25. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2020 [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: http://belstat.gov.by
26. Степанова, Е.А. Инновации в оптовой торговле / Е.А. Степанова, Л.В. Иванова [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступаfile:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/Downloads/s51_011.pdf
27. Труд и занятость в Республике Беларусь, 2020 [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: http://belstat.gov.by
28. Тришкина, Н.И. Роль оптовой торговли в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/78779/1/Trishkina_N.I._s_281_282.pdf
29. Финансы организации : учеб. пособие для вузов / [О.А. Пузанкевич, В.М. Марочкина, С.О. Наумчик и др.] ; под ред. О.А. Пузанкевич. Минск : БГЭУ, 2016. 191 с.
30. Финансы организаций (организаций): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - М.: КНОРУС, 2015. 612с.
31. Финансы Республики Беларусь, 2021 [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: http://belstat.gov.by
32. Экономика торговли : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Н.С. Шелега, Р.П. Валевич. - Минск : Выш. шк., 2012. - 559 с.
33. Экономика организации торговли : учеб. пособие для вузов / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. - Мн. : БГЭУ, 2010. - 671 с.
34. Экономика организаций торговли : учеб. пособие для вузов / [Н.В. Максименко, Е.Е. Шишкова, Т.В. Емельянова и др.] ; под ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. - Мн. : Выш. шк., 2008. - 542 с.
35. Экономический анализ в торговых организациях : учеб. пособие для вузов / О.В. Медведева [и др.]. - Ростов нД : Феникс, 2010. - 376 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты