Место административного права в системе юридических наук и соотношение с другими отраслями права в Республике Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Место административного права в системе юридических наук и соотношение с другими отраслями права в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Административное право»
2021
45.00 BYN
Место административного права в системе юридических наук и соотношение с другими отраслями права в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2 МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕЙ БЕЛОРУССКОГО ПРАВА
2.1 Взаимодействие административного права с конституционным правом
2.2 Взаимодействие административного права с иными отраслями права
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, то есть приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями.
Все правовые отношения органически связаны с правом. Право – это особый государственный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму.
Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Некоторые юристы-учёные административное право называют правом «управления» [12, c. 11].
«Управление» существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична и тесно связана с особым видом управленческой деятельности, что регулируется другими отраслями права, а не административным правом. Таким образом, управленческая деятельность, которой управляют предприятия и учреждения, связана с работниками и регулируется трудовым законодательством, управленческими отношениями, связанными с финансами, и финансовым правом. Поэтому необходимо уточнить все управленческие отношения, регулируемые административным законодательством, за исключением тех, которые предусмотрены другими правовыми ведомствами Республики Беларусь.
В процессе становления Республики Беларусь демократичным правовым государством сущность административного права расширяется. Административное право теперь отвечает за реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
1 ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Административное право представляет собой отрасль права Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений, складываются главным образом в сфере государственного управления, осуществления исполнительной власти [7, c. 21].
Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Исполнительная власть осуществляется системой государственных органов. Органы исполнительной власти являются самыми многочисленными в любом государстве: Правительство, Министерства и государственные комитеты, органы местного управления.
Предмет правового регулирования – это те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.
Наиболее типичные отношения управленческого характера можно сгруппировать по различным основаниям:
а) в зависимости от субъектов:
1) между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления (Совет министров – Министерство);
2) между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчинения (между министерствами);
3) между органами государственного управления и подчиненными или не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями (Министерство образования – учреждения образования);
4) между органами государственного управления и гражданами.
б) по объему административной деятельности можно выделить:
1) общие управленческие отношения (руководство комплексом отраслей государственного управления);
2) специальные управленческие отношения (руководство отдельной отраслью государственного управления).
2 МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕЙ БЕЛОРУССКОГО ПРАВА
2.1 Взаимодействие административного права с конституционным правом
Слово «система» происходит от греческого языка system, означающего «план, порядок, расположение частей целого, предполагаемое устройство, ход чего-либо в последовательном, согласованном порядке» (английская система – система, устройство, сеть, организм).
Система как философское понятие представляет собой целостное явление, состоящее из различных частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
В юридической энциклопедической литературе под системой понимается разнообразное правовое явление, включающее структурные элементы различного содержания и свое собственное.
Термин «система» означает, что право – это некий целостный объект, состоящий из набора элементов, которые находятся в определенных отношениях друг с другом (подчинение, координация, функциональная зависимость и прочее) [15, c. 128].
Исходя из такого понимания термина, концепция правовой системы считается юридическим энциклопедическим документом.
Понятие права и правовая система связаны как неотъемлемая часть и как единое целое. Правовая система показывает, из каких частей состоит закон, какие элементы и как они связаны друг с другом.
Система права – это объективно обусловленное системой общественных отношении внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Конец XX века был отмечен не только неопределённостью в государственной политике, но и некоторым затишьем административно-правовых научных исследований. Очевидно, что неопределённость цели и задач, которые ставит перед собой государство, порождает неясность актуальных проблем в науке. Между тем в нормативно-правовом регулировании нуждались молодые правовые феномены, которые возникли и получили своё развитие с укреплением отношений в области предпринимательства и внешнеэкономическими связями. Это, например, отношения в области налогов, сборов, государственного обязательного страхования, инвестиций и другие. Образовались правовые пробелы и в уже, казалось бы, сложившихся областях, связанных с экономической деятельностью государства: в области финансов, таможенных, банковских, валютных отношений и других.
Административное право, которое представлялось учёным как отрасль, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления (как общественные отношения, которые непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью), перестало отвечать закреплённой в учебниках, научных трудах и умах учёных формуле. Это в Конституции СССР (1977 года) была закреплена норма о том, что СССР — это общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами.
Таким образом, говоря об административно-правовом регулировании, в том числе в области экономики неправильно было бы говорить о государственном управлении в области экономики. Тогда очевидным становится вопрос: какие отношения в области экономики могут быть урегулированы нормами административного права?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Административное право представляет собой отрасль права Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений, складываются главным образом в сфере государственного управления, осуществления исполнительной власти.
Отличие любой отрасли от других правовых явлений заключается в том, что она независима, системна и имеет свои собственные субъекты и методы правового регулирования. Предмет раздела административного права тесно связан с вопросами управления общественными отношениями, которые связаны с обеспечением соблюдения всеми субъектами действующего законодательства территории. Тематика отрасли административного права основана на сложных правовых нормах, регулирующих администрирование, администрирование и административную защиту, направленных на обеспечение безопасности, защиту и защиту прав и свобод человека, а также общества в целом и реализацию государственных и частных интересов.
Определить роль и статус административного права среди других отраслей права Беларуси – очень сложная задача. Процесс ее решения зависит от различных факторов, в том числе от концепции правовой системы, разработанной в теории права и государства.
Административное право тесно связано с Конституцией, которая определяет общие принципы организации и деятельности всех государственных учреждений, их статус в государственной системе и их взаимоотношения друг с другом. Административное право руководствуется этими принципами и подробно объясняет эти принципы с точки зрения национальной системы управления и устанавливает полномочия различных частей системы управления.
1. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] 06 января 2021 г. № 91-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] 06 января 2021 г. № 92-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. О государственной службе: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З: в ред. от 23.07.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З: в ред. от 17 июля 2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Алексеев, И.А. Административное право: учебник / И.А. Алексеев, А.А. Свистунов, Г. В. Станкевич, Д.С. Белявский. – Москва : Проспект, 2016. – 312 с.
7. Василевич, Г.А. Административное право и процесс: практикум / Г.А. Василевич, С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Минск: Право и экономика, 2013. – 230 с.
8. Зубач, А.В. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. А.В. Зубач. – М.: Юрайт, 2019. – 530 с
9. Капский, Д.В. Административное право: учеб. пособие / Д.В. Капский, Д.П. Ходоскин, О.А. Ходоскина; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2013. – 210 с.
10. Козелецкий, И.В. Административное право: учебное пособие / И.В. Козелецкий [и др.]; под общ. ред. И.В. Козелецкого. – Минск: Академия МВД, 2019. – 479.
11. Конин, Н.М. Административное право: учебник для академического бакалавриата / Н.М. Конин, Е. И. Маторина. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 425 с.
12. Коренев, А.П. Административное право России / А.П. Коренев. – М.: Научная мысль, 2007. – 255 с.
13. Крамник, А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск: Амалфея, 2015. – 223 с.
14. Куракова, А.П. Административное право: учебно-методический комплекс / Т.В. Телятицкая, А.П. Куракова. – Минск: Издательство МИУ, 2014. – 300 с.
15. Манов, Г.Н. Теория права и государства: учеб. для вузов. Т. 11 / С.В. Боботов [и др.]; под ред. проф. Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 2013. – 323 с.
16. Мах, И.И. Административное право: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2014. – 639 с.
17. Пляхимович, И.И. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2013. – № 2. – С. 44-49.
18. Попова, Н.Ф. Административное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н.Ф. Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 341 с.
19. Рябцев, Л.М. Административное право: учебное пособие / Л.М. Рябцев. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – 367 с.
20. Старилов, Ю.Н. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – Москва: Норма: Инфра–М, 2015. – 575 с.
21. Тагунов, Д.Е. Административное право: курс интенсив. подготовки / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Минск: Тетра-Систем, 2016. – 272 с.
22. Телятицкая, Т.В. Административное право: ответы на экзаменационные вопросы / Т.В. Телятицкая. – Минск: Тетралит, 2013. – 223 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты