Порядок выплаты заработной платы
Минский инновационный университет
Курсовая работа (проект)
на тему: «Порядок выплаты заработной платы»
по дисциплине: «Трудовое право»
2021
45.00 BYN
Порядок выплаты заработной платы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Трудовое право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и сущность заработной палаты, ее функции и задачи
1.2 Формы и системы заработной платы
2 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАНЫ И УДЕРЖАНИЯ ИЗ НЕЕ
2.1 Правовое регулирование процедуры выплаты заработной платы
2.2 Порядок, сроки и место выплаты заработной платы
2.3 Удержания из заработной платы и их ограничения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Заработная плата кажется простым и ясным явлением. По договору найма работник обязан в течение установленного времени работать на предприятии (в учреждении), а наниматель в обмен на его труд – выплачивать определенную сумму денег. То есть, заработная плата внешне воспринимается как цена труда – товара. Роль заработной платы выражается и в стимулирующем воздействии на работника: наличие заработной платы вызывает у него заинтересованность в труде.
Размер заработной платы является важным показателем уровня жизни населения. Таким образом, заработная плата является одним из факторов, определяющих экономическое и социальное благосостояние людей.
Вопрос правового регулирования заработной платы является темой обсуждения не только юристов, но и экономистов, политиков, представителей профсоюзов, работодателей и работников.
Широкая аудитория участников таких дискуссий обусловлена тем, что вопрос заработной платы касается каждого человека. Полярность же точек зрения участников дискуссии объясняется тем, что её источник лежит не в правовой и даже не в экономической плоскости. Основы любой позиции по тем или иным проблемным моментам в системе оплаты труда заложены в мировоззренческой ориентации субъекта дискуссии по вопросу определения такого базового понятия как труд. Так, например, для одних труд – это товар, для других – социальная категория, для третьих – вид капитального ресурса и прочее. Конституция Республик Беларусь определяет труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека [1].
Следует отметить, что институт заработной платы получил значительное правовое регулирование. Ему посвящена глава 6 Трудового кодекса Республики Беларусь [2], а также ряд подзаконных нормативных правовых актов, отдельных норм иных актов законодательства, не посвященных исключительно вопросам заработной платы. Более того, значителен объём локально-правового и индивидуально-договорного правового регулирования.
Уже сам факт столь значительного объема нормативного материала, свидетельствует о повышенном внимании со стороны общества и государства к вопросам заработной платы. Все это свидетельствует о высокой степени актуальности рассматриваемых в исследовании вопросов и интересе к данной сфере со стороны самых широких слоев населения, начиная от представителей научных кругов и заканчивая рабочими и служащими организаций.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и сущность заработной палаты, ее функции и задачи
Статья 23 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что любой человек имеет право на равную оплату за равный труд, справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для человека и его семьи [3].
Конституция Республики Беларусь предусматривает, что граждане Республики Беларусь имеют право на получение справедливой доли вознаграждения в экономических результатах своего труда в соответствии с их количеством и социальной значимостью, но не ниже уровня, обеспечивающего свободную и достойную жизнь работникам и их семьям [1].
Заработная плата является важной экономической и юридической категорией. Экономика и право тесно взаимодействуют в понятии и содержании заработной платы. К тому же изменения в экономике неизбежно порождают пересмотр правовых основ оплаты труда работников [4, с. 339].
Понятие «заработная плата» употребляется в законодательстве и литературе по трудовому праву в двух основных аспектах:
– как институт Особенной части трудового права, то есть комплекс норм, закрепляющих положения, связанные с организацией оплаты наемного труда (понятие заработной платы и минимальной заработной платы, тарифную систему, формы и системы оплаты труда, нормы труда и прочее);
– как совокупность вознаграждений в денежной или (и) натуральной форме, получаемых работником за фактически исполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. В заработную плату включаются и некоторые другие выплаты – здесь речь идет о тех периодах, когда заработная плата за работником сохраняется не полностью [5, с. 59].
Статья 57 Трудового кодекса Республики Беларусь содержит легальное определение заработной платы: «Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время» [2].
2 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАНЫ И УДЕРЖАНИЯ ИЗ НЕЕ
2.1 Правовое регулирование процедуры выплаты заработной платы
Правовое регулирование заработной платы – это закрепление нормами права условий и порядка её начисления, индексации, выплаты, получения. Как правило, при правовом регулировании заработной платы используется комбинирование двух основных методов регулирования: государственного (централизованного) и децентрализованного (локального, договорного).
Сочетание указанных методов регулирования свойственно и для Республики Беларусь. При этом правовое регулирование заработной платы базируется на следующих основных принципах правовой организации заработной платы:
– принцип оплаты по труду (его количеству и качеству) и результату (стоимости труда);
– принцип равной оплаты за равный труд (запрещение дискриминации в области оплаты труда);
– принцип объективной дифференциации заработной платы (в зависимости от особых условий труда, его сложности);
– принцип гарантированности заработной платы (гарантии минимальной заработной платы, определённых размеров заработной платы при выполнении работником необходимых условий);
– неприкосновенность заработной платы;
– недопустимость ограничения размеров заработной платы;
– свобода распоряжения заработной платой [16, с. 404].
Метод государственного регулирования заключается в том, чтобы государство формулировало такие нормы в области оплаты труда, которые должны соблюдать стороны любого трудового договора. Это нормы, установленные для обеспечения минимальной заработной платы, защиты заработной платы от необоснованных вычетов и определения правил оплаты труда при отклонении от условий, предусмотренных тарифом.
Государственное регулирование включает прямое и косвенное регулирование заработной платы. При прямом регулировании устанавливаются основы тарифной системы, минимальный месячный размер оплаты труда. Косвенный осуществляется через налоговый механизм – это налоги на доходы предприятия и на доходы работника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе анализа правового регулирования заработной платы были исследованы следующие аспекты.
Заработная плата является одним из основополагающих признаков трудовых отношений. Поэтому нормы, регулирующие данный институт, формировались вместе со становлением трудового права как самостоятельной отрасли.
Заработная плата является не только юридической, но и экономической категорией. Легальное определение закреплено в статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь. Существуют множество мнений авторов о трактовке понятий заработной платы (А.М. Лушников, Л.Л. Сыроватская, В.Л. Усачев).
Методами правового регулирования заработной платы является сочетание государственного (централизованного) и децентрализованного (локального, договорного).
Существует основная (оклад) и дополнительная (доплаты и надбавки) заработная плата. Формами оплаты труда являются сдельная (зависит от фактически изготовленной продукции) и повременная (зависит от отработанного времени). Выделяют прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, косвенную сдельную, аккордную, индивидуальную и коллективную сдельную; простую повременную, повременно-премиальную системы; помесячную, подённую и почасовую заработную плату.
Сроки и периодичность выплаты заработной платы установлены статьей 73 Трудового кодекса Республики Беларусь. Заработная плата выплачивается регулярно не реже двух раз в месяц, конкретные даты устанавливаются в локальных актах организации. Статья 77 Трудового кодекса Республики Беларусь закрепляет сроки расчетов при увольнении. Заработная плата может выплачиваться в денежной, в натуральной или в смешанной форме. В денежной форме заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь.
Основными способами охраны заработной платы являются обеспечение неприкосновенности заработной платы, установление привилегированного характера заработной платы и наличие мер ответственности за несоблюдение сроков её выплаты. Обеспечение неприкосновенности заработной платы достигается путём ограничения удержаний из неё. Привилегированный характер проявляется в обязанности выплаты нанимателем заработной платы в особом порядке (во внеочередном порядке). Это является гарантией выплаты заработной платы.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 28.05.2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Всеобщей декларации прав человека
4. Куренный, А.М. Трудовое право России: учебник / А.М. Куренный. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2015. – 624 с.
5. Ковалева, Н.П. Трудовое право: краткий курс лекций / Н.П. Ковалева. – М-во образ. РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 107 с.
6. Курылева, О.С. Трудовое право: учебное пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования по специальности «Правоведение» / [О. С. Курылёва и др.]; под редакцией Т. М. Петоченко. – Минск: РИПО, 2019. – 322 с.
7. Сыроватская, Л.А. Трудовое право: учебник для вузов по направл. и спец. «Юриспруденция» / Л.А. Сыроватская. – М.: Высш. шк., 1995. – 255 с.
8. Лушников, А.М. Курс трудового права: учебник: в 2 т. / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. – М.: Статут, 2009. – Т. 2: Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – 1151 с.
9. Усачев, В.Л. Проблемы правового регулирования структуры заработной платы / В.Л. Усачев. // Государство и право. – 2005. – № 8. – С. 20-24.
10. Головачева, А.С. Организация, нормирование и оплата труда: учебное пособие для студентоввузов экономических специальностей / под общей редакцией А.С. Головачева. – 4-е изд., исправленное. – Минск: Новое Знание 2008. – 605 с.
11. Смирнов, О.В. Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 600 с.
12. Гущин, И.В. Трудовое право Республики Беларусь: учебно-метод. комплекс / И.В. Гущин, Л.Я. Абрамчик, А.Г. Авдей; под ред. И.В. Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 333 с.
13. Кривой, В.И. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь для профессионалов в 40 выпусках. Выпуск 9. «Бухгалтерско-экономический». Книга 1. Глава б. Заработная плата (статьи 56– 64) [Электронный ресурс] / В.И. Кривой // Консультант-Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. Об оплате труда государственных служащих государственных органов: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 17 июня 2013 г., № 56 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.02.2021 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2013. – 8/27646.
15. Об утверждении перечня типов организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2011 г. № 14 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – 5/33143.
16. Семенков, В.И. Трудовое право: учебник / В.И. Семенков [и др.]; под ред. В.И. Семенкова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2016. – 712 с.
17. Гендлер, Г. Цена труда и заработная плата / Г. Гендлер // Человек и труд. – 2000. – № 7. – С. 13-16.
18. Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2002 г., № 124-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.12.2020 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – 2/873.
19. Об индексации доходов населения с учетом инфляции: Закон Республики Беларусь, 21 декабря 1990 г., № 476-XІІ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.12.2020 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1990. – 2/279.
20. О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции: Указ Президента Республики Беларусь, 28 января 2006 г., № 55: в ред. 4 сентября 2014 г., № 435 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – 1/7195.
21. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда: Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г., № 181 (с изменениями и дополнениями от 18.10.2019 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – 1/12519.
22. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 29 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2020 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – 1/512.
23. Об утверждении перечня товаров, которыми не может производиться натуральная оплата труда нанимателями: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 апреля 2000 г., № 603 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – 5/3094.
24. Томашевский, К.Л. Трудовое право: учебное пособие / К.Л. Томашевский, Е.А. Волк. – Минск: Амалфея, 2020. – 491 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты