Государственный долг Республики Беларусь: формирование и управление, экономические последствия
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственный долг Республики Беларусь: формирование и управление, экономические последствия»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Государственный долг Республики Беларусь: формирование и управление, экономические последствия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы государственного долга
1.1 Государственный долг: понятие, сущность, виды
1.2 Методы управления государственным долгом
1.3 Влияние задолженности на экономику страны
2 Анализ государственного долга Республики Беларусь
2.1 Состояние государственного долга в Республике Беларусь
2.2 Проблемы управления госдолгом
3 Пути совершенствования управления государственным долгом в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Огромное количество стран имеет дело с дефицитом бюджета и, как следствие, с государственным долгом.
В последнее время интерес финансистов к проблемам государственной задолженности значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, бездефицитном бюджете в последние годы заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. Это и объясняет в большей мере всю актуальность данной темы не только для учёных-экономистов, но и для рядовых граждан.
Актуальность темы – это то, что в условиях развития рыночных отношений углубления политического, культурного, экономического сотрудничества государств, существующих внутренних разногласий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования, перемещается в центр экономических проблем современности.
Объект исследования: государственный долг Республики Беларусь.
Предмет исследования: проблемы образования, погашения и управления государственным долгом Республики Беларусь
Цель – проанализировать проблемы, современное состояние государственного долга РБ и найти пути совершенствования управления государственным долгом в нашем государстве.
Задачи:
1) изучить понятие и сущность государственного долга, причины его возникновения и последствия для государственной экономики;
2) провести анализ государственного долга в Республике Беларусь;
3) определить пути регулирования и управления государственным долгом в Республике Беларусь.
В ходе написания данной работы были использован следующие методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.
Нужно отметить, что рассматриваемой проблеме уделяется достаточно много внимания в экономической литературе. В качестве информационной базы при написании данной курсовой работы использовались учебники и учебные пособия по теории финансов, макроэкономике, научные публикации в журналах. Также использовались статистические и нормативные данные Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, Всемирного банка и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Государственный долг: понятие, сущность, виды
Существование в рыночной экономике государственного долга является объективным фактором. Государство, стремясь использовать свои экономические и финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью, допускает дефицит бюджета, а для его финансирования привлекает дополнительные средства как на внутреннем, так и внешнем финансовых рынках. Данные средства привлекаются для использования в государственном секторе экономики и их эффективного преобразования, возрастания доходной части бюджета. Иными словами, базовым условием платежеспособности государства является превышение производительности использования заемных средств над уровнем процентных ставок за пользование этими займами. Последнее позволяет выплатить проценты за пользование привлеченными средствами, а также сами заемные средства и, более того, получить дополнительные доходы, которые могут быть использованы на общественные потребности [1, с. 421]
Выяснение сути и экономической природы государственного долга имеет важное теоретическое и практическое значение. Еще недавно понятие «государственный долг» в отечественной финансовой науке трактовалось однозначно как "негативное явление", присущее лишь капиталистической экономике, с негативными последствиями для стран, которые брали в долг. Однако опыт многих стран мира свидетельствует о том, что госдолг в допустимых пределах не наносит негативных последствий на экономику. Вместе с тем, существенный государственный долг может привести к серьезным нежелательным последствиям, сопровождающимся выплатой значительных сумм процентов, а соответственно, сокращением сбережений, вытеснением частных инвестиций, что замедляет экономический рост и приводит к снижению доходов. Именно поэтому, несмотря на длительную историю, государственный кредит и государственный долг и сейчас рассматривают то как залог процветания, то как угрозу национальным интересам, а отношение ученых к долгам государства было и остается неоднозначным.
В современном научном лексиконе государственный долг - такая же общепризнанная экономическая категория, как финансы, бюджет, налоги, которая играет не менее важную роль в экономической жизни общества и требует четкой концептуальной, законодательной и организационно-правовой регламентации, прежде всего, с позиции необходимости обеспечения эффективного управления им.
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние государственного долга в Республике Беларусь
На современном этапе развития мирового хозяйствования государственный долг является неотъемлемой частью экономик большинства стран. Он играет значимую роль в макроэкономике, так как его формирование, обслуживание и погашение оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, систему денежного обращения, структуру потребления, инвестиционный климат, а также развитие международного сотрудничества.
Государственный долг Республики Беларусь состоит из внутреннего и внешнего долга.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь состоит из долговых обязательств государства, которые возникли перед собственными резидентами – физическими и юридическими лицами на территории республики. Формирование его связано с привлечением государством временно свободных денежных средств у этих резидентов на условиях срочности, возвратности и платности для покрытия бюджетного дефицита.
Основные источники внутреннего государственного долга в Беларуси:
- кредиты Национального банка Республики Беларусь,
- государственные займы в виде ценных бумаг,
- государственные гарантийные обязательства.
Для отражения состояния внутреннего государственного долга за 2018-2020 гг. составлена таблица 2.1.
Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что на 1 января 2021 г. государственный долг Республики Беларусь составил 57 775,9 млн. руб., увеличившись за 2020 г. на 12 985,3 млн. руб.
На 1 января 2019 г. государственный долг составлял 45 375,4 млн. руб. с увеличением за 2018 г. на 3202,9 млн. руб. На 1 января 2018 г. государственный долг составлял 42 172,5 млн. руб. Соответственно, можно сказать, что наибольший прирост (на 30 %) объемов государственного долга наблюдается в 2020 г., а именно в первом полугодии.
Что касается процентного соотношения величины государственного долга к величине ВВП, то можно отметить, что в 2018 г. данное соотношение постепенно снижается, достигнув к 1 апреля 2020 г. 31,8%, что, безусловно, является положительным моментом. Однако к концу 2020 года данное соотношение достигло 37,3 %, что близко к допустимому пределу в 40 %.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Итак, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга – явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.
Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств [24, с. 4].
Управление госдолгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны.
Для оздоровления экономики и ее эффективного развития необходимо создание оптимальной системы управления государственным долгом. Таким образом, управление государственным долгом – одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как:
- минимизация стоимости долга,
- недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса,
- эффективное использование мобилизованных средств,
- обеспечение своевременного возврата кредитов,
- поиск средств для выплаты долга,
- нейтрализация негативных последствий государственного долга,
- максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению [25, с. 9].
Понятие управления госдолгом можно рассматривать в широком и узком смысле:
– в широком смысле – как формирование одного из направленной экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование в данной работе позволило сделать следующие выводы:
Государственный долг — это общая сумма задолженности правительства домашним хозяйствам и фирмам, а также иностранным владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за этот период времени бюджетных излишков.
В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся: аннулирование государственного долга, рефинансирование, реструктуризация, новация, конверсия, консолидация, унификация и отсрочка погашения долга.
Если рассматривать внутренний государственный долг, то можно сказать, что его размер сократился на 288 млн. руб. в 2018 году по отношению к 2017 году и на 136,8 млн. руб. в 2019 году. По состоянию на 01.01.2021 размер внутреннего государственного долга вырос на 1125,8 млн. руб. за 2020 год. Соотношение внутреннего государственного долга с ВВП с первого квартала 2018 г. и до середины 2020 г. постоянно снижался, достигнув к 1 апреля 2020 г. величины 6,2%, что также является положительным моментом. Всего за три лет величина внешнего долга Беларуси увеличилась на 1 846,7 млн. долл. США, а темп его роста составил 111 %. Следует также отметить, что в анализируемом периоде отношение внешнего долга к ВВП значительно не менялось: на начало 2018 года доля составила 30,7 %, в 2018-2019 гг. произошло снижение до 28,7 %, а на начало 2021 года доля выросла до 30,9 %.
Наибольшее увеличение внешнего государственного долга наблюдается в 2019 г., что соответствует динамике общей величины государственного долга Беларуси. Что касается удельного веса внешнего государственного долга в общей сумме государственных задолженностей, то в течение 2018 гг. доля внешнего государственного долга в общей сумме госдолга постепенно выросла до 80 %. В 2019 году значительных изменений не наблюдалось и удельный вес составил около 80 %. К началу 2021 года доля внешнего долга выросла до 82,9 %.
Быстро растущий уровень государственного долга является на сегодняшний день основной проблемой, которую предстоит решить Республике Беларусь в ближайшие годы. Для постепенного сокращения уровня государственного долга, завершения процесса корректировки и восстановления устойчивости к внешним воздействиям на случай новых макроэкономических потрясений необходимо сохранять жесткую бюджетно-налоговую политику.
Одним из главных источников погашения внешнего государственного долга является валютная выручка на основе экспорта товаров и услуг. Однако способность отечественной экономики генерировать ее в долгосрочном периоде стабильно представляется весьма сомнительной.
1 Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. Э40 заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 640 с.
2 Фінанси : підручник / за ред. С.І. Юрія, В.М. Федосова. К., 2008. 611 с.
3 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.
4 Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт». 2010. – 546 с.
5 Финансы, деньги, кредит и банки. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. — 384 с
6 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 2 янв. 2013 г. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2013. — 192 с.
7 Симкина, Л.Г. Макроэкономика: учебное пособие / Л.Г. Симкина. — М.: КНОРУС, 2012. — 336 с.
8 Лемешевский И.М. Макроэкономика. Экономическая теория. Часть 3. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений/И.М. Лемешевский —М.: 2004. — 576с.
9 Государственный долг // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studlib.com/content/view/3126/44.
10 Экономическая теория и практика: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие / С.А. Джавадова [и др.]; под ред. М.Ю. Погудаевой. — Москва: Экономика, 2012. — 293 с.
11 Экономическая теория. Мкроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник / Г.П. Журавлева [и др.]; под общ. ред. Г.П. Журавлевой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 920 с.
12 Колпакова, Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие для бакалавров / Г.М. Колпакова. — 4-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 538 с.
13 Виды госдолга // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/finansy/vidy-gosudarstennogo-dolga.html.
14 Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/macro/macro17.htm.
15 Нешитой, А.С. Финансы и кредит: учебник / А.С. Нешитой. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 544
16 Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/publik/ru/home/sitemap.
17 Сорокина Т.В. Государственный бюджет: учеб. / Т.В. Сорокина – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.
18 Состояние государственного долга Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/condition.
19 Раковец, А.А. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: итоги и тенденции развития [Электронный ресурс] / А.А. Раковец //Электронная библиотека БГЭУ. – Режим доступа: http://bseu.by:8080/bitstream/edoc/5779/2/Rakovets%20A.%20RTsB%20RB_%20itogi%20i%20tendentsii%20razvitiya.pdf.
20 Минфин Беларуси подготовил проект реструктуризации части внутреннего долга [Электронный ресурс] // Агентство финансовых новостей. – Режим доступа: http://afn.by/news/i/45526.
21 Еремеева, И.А. Внешний долг Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса / И.А. Еремеева // Научные труды Белорусского государственного экономического университета: сборник / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон.ун-т»; редкол.: В.Н. Шимов (пред.) [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2010. – С. 121–127.
22 Показатели специального стандарта распространения данных [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/sdds/d4da08b9f5e01b35.html.
23 Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // М-во финансов Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/analytical_reports/.
24 Астапов В. А. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России / Мировая экономика и международные отношения, 2010 г. №2. – 312 с.
25 Воронин Ю.М., Кабашкин В. А. Управление государственным долгом // Экономист. 2007. № 1. – 234 с.
26 Колпина Л.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2009. – 512 с.
27 Загорский, Н. Лучше меньше, да лучше / Н. Загорский // Дело . – 2012. – № 12 (223). – С. 24-25.
28 Обзор государственных расходов в Республике Беларусь // Сайт Группы Всемирного банка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2013/04/05/000333037_20130405101422/Rendered/PDF/741480ESW0P123032700PUBLIC00Russian.pdf.
29 Пилипенко, А.А. Финансовое право: учебное пособие / А.А. Пилипенко. — Минск: Книжный дом, 2007. — 608 с.
30 Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studzone.net/load/34-1-0-1690.
31 Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Parameters/Annual.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты