Экологические стратегии и проблемы их реализации
ИБМТ БГУ (Институт бизнеса и менеджмента технологий)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экологические стратегии и проблемы их реализации»
по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
2021
45.00 BYN
Экологические стратегии и проблемы их реализации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Стратегический менеджмент
Организация: Ивацевичский лесхоз, ГЛХУ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие экологической стратегии, ее роль и значение
1.2 Механизм формирования экологической стратегии и политики предприятия
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГЛХУ «ИВАЦЕВИЧСКИЙ ЛЕСХОЗ»
2.1 Общая характеристика ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» и сферы его деятельности
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия
2.3 Оценка экологической политики и стратегии ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГЛХУ «ИВАЦЕВИЧСКИЙ ЛЕСХОЗ»
3.1 Направления повышения эффективности экологической стратегии ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобальной конкуренции ни один субъект коммерции не может рассчитывать на возможность нормального функционирования, не говоря уже об успехе, если его продукция не соответствует требованиям, установленным мировыми лидерами в той или иной отрасли.
Что касается отечественного лесного сектора, то сегодня он характеризуется развитием без учета качественных изменений, происходящих в мире в подходе к решению экологических проблем. Во многом такие проблемы игнорируются, их устранение упрощается либо сводится к формальному выполнению ряда общих условий. Окружающая среда воспринимается как дополнительная неоправданная статья расходов. Приоритет отдается краткосрочным экономическим показателям за счет экологических программ и задач, имеющих стратегическое значение. В результате производители древесины «добровольно» подвергаются дополнительным рискам экономического и экологического характера.
Во-первых, речь идет об увеличении затрат, потому что рано или поздно предприниматели все еще будут сталкиваться с серьезными проблемами, которые им необходимо будет решать на основе экологической политики. Во-вторых, существует повышенный риск потери ряда конкурентных преимуществ.
Такая позиция неизбежно ведет к упущенным экономическим возможностям и прямым потерям как для отдельных лесопромышленных компаний, так и для лесного сектора в целом. Примером этого является увеличение количества прямых и косвенных ограничений (и, следовательно, потерь) для отечественных производителей древесины на международных товарных и финансовых рынках. Во многих случаях это связано с отсутствием декларации и демонстрации намерений, планов и результатов компаний в области политики и управления окружающей средой в соответствии с международными экологическими стандартами.
В результате того, что недооцениваются существенные изменения в подходе к решению экологических проблем, создается негативный экологический имидж белорусских лесопромышленников и их продукции на международных товарных, финансовых и инвестиционных рынках, что приводит к материальному и моральному ущербу субъектам хозяйствования. Представление только сертификата соответствия без демонстрации эффективной системы экологического менеджмента, и, особенно результатов ее практического использования, в целом может негативно сказываться на экологическом имидже предприятия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие экологической стратегии, ее роль и значение
Сегодня природа и общество накладывают определенные ограничения на производство леса.
Отношения в лесопользовании регламентируются не только в общих чертах. Также регулируются степень технической оснащенности лесозаготовок, обработки лесов, изменения в структуре собственности, существующая структура производства, рыночные условия на мировых лесных рынках, количество доступных лесных ресурсов, ограниченные биосферные ресурсы и др. [25, с. 32].
Экологическая стратегия представляет собой комплексный план осуществления миссии и философии предприятия и достижения его хозяйственно-экономических целей, она призвана разрешить противоречие среди его экологических и экономических интересов. Эта стратегия направлена на достижение конкретных преимуществ предприятия и его продукта при максимально возможном снижении или предупреждении негативных воздействий на природную среду в течение целого жизненного цикла продуктов.
Экологическая стратегия обычно разрабатывается как на операционном, так и на корпоративном уровне. Операционный уровень подразумевает, что стратегия способствует поиску эффективных решений в пределах рассматриваемого предмета анализа, определяет цели, а также направления мероприятий по разрешению узких текущих задач экологии. Вторая полагает точное следование природоохранному законодательству и устойчивое позитивное изменение показателей комплексного ресурсосбережения, отрицательного действия на окружающую среду.
В силу того, что экологическая стратегия как отдельный документ пока еще не имеет достаточного распространения на промышленных предприятиях, этапам формирования экологической стратегии не уделено должного внимания в отечественной науке и практике.
В зависимости от степени учета экологических требований и норм, стратегии делятся на пассивные и активные [25, с. 34].
Пассивная экологическая стратегия ограничивается реализацией существующих природоохранных законов, стандартов и правил.
Активная экологическая стратегия заключается в организации такого процесса управления, при котором различия между экономикой и окружающей средой устраняются путем согласования рыночных, коммерческих, социальных и экологических целей.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГЛХУ «ИВАЦЕВИЧСКИЙ ЛЕСХОЗ»
2.1 Общая характеристика ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» и сферы его деятельности
Государственное лесохозяйственное учреждение ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» Брестского государственного производственного лесохозяйственного объединения создано в 1951 г., является организацией отрасли лесное хозяйство и входит в состав Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Лесхоз расположен на территории Ивацевичского и Березовского районов Брестской области.
Лесхоз является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штампы, фирменные бланки. Вместе с тем, организация является некоммерческой организацией.
Юридический и почтовый адрес ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз»: 225295, Беларусь, Брестская область, г. Ивацевичи, ул. Лесная, д. 5.
Основными целями деятельности данного лесхоза являются:
- сохранение и создание на территории лесного фонда передано в лесхозы высокопродуктивных, высококачественных (биологически устойчивых, оптимальных по видовому и возрастному составу лесов и лесной фауны), отвечающих современным экологическим, социальным и экономическим потребностям отдельных лиц, общества и государства;
- многофункциональное, научно обоснованное, непрерывное и устойчивое управление лесами, обеспечивающее рациональное использование, сохранение, защиту и воспроизводство лесов, повышение их экологического и ресурсного потенциала;
- удовлетворение потребностей экономического сектора, юридических и физических лиц в древесине, других лесных продуктах и естественных лесных объектах
Предметом деятельности лесхоза является ведение лесного хозяйства на выделенной в установленном порядке части лесного фонда Республики Беларусь. Основная деятельность ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» (управление лесами, учет, охрана, защита и воспроизводство лесов) осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Для выполнения возложенных задач организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, способствующей достижению главных целей ее деятельности.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГЛХУ «ИВАЦЕВИЧСКИЙ ЛЕСХОЗ»
3.1 Направления повышения эффективности экологической стратегии ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз»
Для усовершенствования своей экологической стратегии ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» может разработать свой собственный комплекс экологических стандартов, организовав специальный департамент в структуре предприятия. Данный комплекс может быть разработан на основе аналитики функционирования предприятий за последние пять лет. Необходимо проанализировать систему использования ресурсов, выбросы в атмосферу, отходы производства, систему вторичной переработки, а также работу с вредными материалами. Это позволит разработать оптимальную систему стандартов, которая будет отвечать модели функционирования предприятия.
Так же одним из важных элементов реализации экологической стратегии является экологический аудит. На сегодняшний день компания пользуется услугами собственных специально подготовленных аудиторов. Как один из пунктов по программе совершенствования экологической стратегии можно предложить организовать кооперацию с независимыми аудиторами. В таком случае аудиторские проверки могут проходить в два этапа: сначала группа независимых экспертов посещает предприятия и готовит свой отчет, затем группа экспертов ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» проводит проверку этого предприятия и так же готовит отчет. На основе этих двух отчетов разрабатываются рекомендации по усовершенствованию производства.
Экологическая стратегия организации должна обеспечивать постоянное улучшение системы экологического менеджмента. В настоящее время ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» сталкивается с проблемой использования отходов и лесозаготовок.
Задача утилизации древесных отходов, образующихся при сборе и переработке древесины, является чрезвычайно актуальной. Дело в том, что в нашей стране, благодаря ее географическому положению, возможность превращения биомассы в топливо и энергию практически не имеет аналогов в мире. Вместе с тем, эффективность самой обработки древесины и продуктов из нее оставляет желать лучшего – после обработки остается много неиспользуемых отходов, которые могут служить идеальным сырьем для брикетов и биотоплива для производственных предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование позволяет нам сделать следующие выводы и предложения.
Так, экологические проблемы являются наиболее актуальными и обсуждаются в современном обществе. Огромные денежные средства расходуется на решение экологических проблем, но состояние окружающей среды не восстанавливается, а человечество быстро теряет способность контролировать и обеспечивать природные явления.
В Республике Беларусь сформированы и систематически совершенствуются подходы к применению «экологических» принципов экономического развития. Сосредоточенная работа всех заинтересованных структур способствует тому, что Республика Беларусь укрепляет свои позиции в отношении экологических показателей на международном уровне.
Вместе с тем, экологическая стратегия – это комплексный план, преследующий миссию и философию предприятия и достигающий его экономических и экономических целей, он предназначен для разрешения конфликтов между его экономическими и экологическими интересами.
При выборе экологической стратегии необходимо учитывать ряд факторов, в частности, внешние и внутренние жизненные шансы и риски компании, общую корпоративную стратегию, ценностные ориентации и склонности топ-менеджмента, наличие и возможность сбора средств, готовность сотрудников компании к предстоящим изменениям, обязательства, которые компания поддерживает в течение длительного времени.
Кроме того, формирование экологической стратегии включает в себя следующие этапы: разработка экологической политики; постановка экологических целей и задач; разработка программ экологического менеджмента; внедрение экомаркетинга; разработка системы показателей для оценки воздействия на окружающую среду (экологический аудит).
Сформулированная экологическая стратегия и политика промышленного предприятия должны повлечь за собой определенные преобразования (зеленые зоны) в сферах производства, маркетинга, управления персоналом и других функциональных областях корпоративной деятельности.
Курсовая работа выполнена по материалам ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз».
Экологическая стратегия ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» представляет собой комплексный план осуществления миссии и философии предприятия и достижения его хозяйственно-экономических целей, она призвана решить конфликт (противоречие) между его экономическими и экологическими интересами. Эта стратегия направлена на достижение конкретных преимуществ предприятия и его продукта при максимально возможном снижении или предупреждении негативных воздействий на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла продукции.
1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 2018. – 302 с.
2. Бабина, Ю.В. Планирование в системах экологического менеджмента: цели, задачи и программы / Ю.В. Бабина // Экология производства. – 2012. – № 5. – С. 32–35.
3. Бубко, Е.В. Формирование и развитие системы менеджмента качества лесопромышленного предприятия / Е.В. Бубко. – Красноярск: СибГТУ, 2019. – 109 с.
4. Бурко, Р.А., Терешина, Т.В. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терешина // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 237–238.
5. Василевская, И.В. Экологический менеджмент / И.В. Василевская. – М.: РИОР, 2017. – 81 с.
6. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 160 с.
7. Виханский, О.С. Стратегическое управление и стратегия предприятия: учебник / О.С. Виханский. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 512 с.
8. Глумаков, В.Н., Максимцов, М.М., Малышев, Н.И. Стратегический менеджмент: практикум / В.Н. Глумаков, М.М, Максимцов, Н.И. Малышев. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 187 с.
9. Гнатюк, В.С. Экологическое общество как один из путей / В.С. Гнатюк // Вестник МГТУ, том 13. – 2010. – № 2. – С. 416–424.
10. Горбунов, Д. Управление стратегией организации / Д. Горбунов // Управление компанией. – 2013. – № 12. – С. 15–21.
11. Григорьева, Г.Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества / Г.Е. Григорьева // Молодой ученый. – 2011. – № 4. Т.1. – С. 122–124.
12. Грушенко, В.И. Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации / В.И. Грушенко. – М.: Юнити-Дана, За-кон и право, 2012. – 296 с.
13. Гудаев, Т.Х. Экологическая политика и экологическое движение в современном мире / Т.Х. Гудаев // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 81–83.
14. Гузаирова, Н.П. Проектно-исследовательская деятельность как фак-тор формирования экологической культуры студента / Н.П. Гузаирова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. – Оренбург, 2011. – 23 с.
15. Гунин, В. Методы стратегического управления развитием предприятия в режиме реального времени / В. Гунин // Рынок ценных бумаг. – 2013. – № 24. – С. 13–15.
16. Гусаков, В.А. Ясная стратегия бизнеса / В.А. Гусаков. – М.: Верши-на, 2011. – 360 с.
17. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент / А.П. Егоршин. – Н.-Новгород: НИМБ, 2012. – 415 с.
18. Жуплев, А., Шеин, В. Ключевое условие успеха фирмы [анализ подходов компаний США к проблеме миссии и философии фирмы] / А. Жуплев, В. Шеин // Управление персоналом. – 2013. – № 12. – С. 28–31.
19. Зельцерман, К.Б. Что такое стратегия организации / К.Б. Зельцерман // Аксима:Консалт. – 2012. – № 77. – С. 41–45.
20. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебник / А.Т. Зуб. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.
21. Карако, П.С. Социальная экология. Экологическое сознание / П.С. Карако. – Минск: Экоперспектива, 2011. – 215 с.
22. Карпович, Н.А. Экологическая функция белорусского государства / Н.А. Карпович // Веснік БДУ. Сер. 3. – 2011. – № 2. – С. 106–110.
23. Каштелян, Т. Экономический интерес в процессе лесопользования / Т. Каштелян // Земля Беларуси. – 2015. – № 2. – С. 28–32.
24. Кондратюк, В.А. Научно-техническое и инновационное развитие лесного комплекса России: состояние, проблемы, перспективы / В.А. Кондратюк, Н.П. Кожемяко // Лесной экономический вестник. – 2010. – № 2. – С. 15–16.
25. Королева, О. Система экологического менеджмента на предприятии / О. Королева // Стандарты и качество. – 2013. – № 4. – С. 32–35.
26. Костин, А.Е. Стратегическое управление вчера и сегодня / А.Е. Костина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 3. – С. 49–53.
27. Ляпкина, Е.В., Медведев, С.О. Экологическая стратегия лесопромышленных предприятий / Е.В. Ляпкина, С.О. Медведев // Экономика природопользования. – 2012. – № 1. – С. 165–170.
28. Марар, О.И. Экологическая культура в современном российском обществе / О.И. Марар // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. соц. наук. – Москва, 2012. – 33 с.
29. Маркетинг / Под ред. проф. Э.А. Уткина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2010. – 320 с.
30. Меркулова, Е.В. Инструменты стратегического управления пред-приятием / Е.В. Меркулова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 114–116.
31. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2009. – 704 с.
32. Методические рекомендации по внедрению и развитию системы экологического менеджмента на предприятиях в соответствии с требования-ми международного стандарта ISO 14001 / М. Н. Игнатьева [и др.]. – Екатеринбург: УФ ЦПРП, 2010. – 131 с.
33. Морозова, О.В. Роль экологической стратегии в управлении конкурентоспособным предприятием / О.В. Морозова // Вестник СамГУ. – 2011. – № 9 (90). – С. 86–90.
34. Официальный сайт Белорусской экологической ассоциации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://beleco.by.
35. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by/ru/.
36. Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент / Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К.К. Рихтер. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.
37. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.
38. Степанов, С.В. Экологическая стратегия лесопромышленных пред-приятий [Текст] / С.В. Степанов // Устойчивое лесопользование. – 2013. – № 1. – С. 20-24.
39. Степанов, С.В. Этапы формирования экологической стратегии предприятия / С.В. Степанов // Устойчивое лесопользование. – 2010. – № 3. – С. 30–33
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты