Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1 Рынок труда: сущность, механизм функционирования, модели
1.1 Теоретические основы анализа рынка труда
1.2 Цели и методы государственного регулирования рынка труда
2 Национальные особенности регулирования рынков труда
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда
2.2 Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь переход к инновационному развитию нуждается в структурной перестройке экономики, в сбалансированном решении социально-экономических задач по следующим направлениям: сохранение жизненно важных отраслей, удовлетворяющих потребности населения; ориентация на использование собственного технического капитала и региональных ресурсов; динамичное развитие конкурентоспособного производства; развитие экономически обоснованных интеграционных связей с Россией и другими странами СНГ и дальнего зарубежья; формирование мотивационного механизма реализации мер по структурной перестройке экономики в зависимости от гибкого комплекса рыночных методов и инструментов государственного регулирования.
В Республике Беларусь рынок труда сформировался в сложных социально-экономических условиях, которые характеризуются относительным спадом производства, сокращением покупательского спроса и снижением уровня жизни населения. Проводимые в Беларуси реформы были направлены на переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Рынок труда предъявляет и требует совершенно других условий, а не те, которые сложились в белорусской практике, уровня трудовых взаимоотношений в каждой организации. Вместе с тем в данный момент не сформирован более совершенный механизм использования трудовых ресурсов, поэтому появляются новые и обостряются старые проблемы занятости.
Одним из важнейших социально-экономических вопросов в современности является вопрос регулирования рынка труда, занятости и безработицы. В прошедшие годы считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многое время вопросы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом аспекте не исследовались. В определенный момент получилось так, что большее число развитых стран уже выстроили свой рынок труда, приобрели опыт решения вопросов занятости и научились стирать, возникшие при этом, неблагоприятные последствия.
По этой причине ряд вопросов – особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, вопросы регулирования в условиях перехода к рынку труда, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, малоизученными.
Вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, переход к рынку ведет к росту безработицы, а, в итоге и к снижению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Цель курсовой работы – изучение особенностей государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
1 Рынок труда: сущность, механизм функционирования, модели
1.1 Теоретические основы анализа рынка труда
По своей сути рынок труда представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда – это такая «экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда» [2, c.25].
В функционировании рынка труда возможно выделить ряд принципиальных положений. Первым является, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Вторым выступает, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций. Третье положение, с позиций предприятий - поле взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на иное место работы в пределах фирмы.
Рынку труда присущи важные особенности, накладывающие отпечаток на его функционирование:
– невозможность отделения прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляется процессом расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
– значительная временная продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предусматривает длительные отношения между продавцом и покупателем.
– наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это, в первую очередь условия труда, микроклимат в коллективе, возможности продвижения по службе и профессионального роста.
– наличие большого числа институциональных структур особого рода. К таким структурам относятся: система трудового законодательства; разнообразные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и иные.
– высокий уровень индивидуализации сделок. Им присуще огромное разнообразие, это обусловлено тем, что каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место имеет свои отличия от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.
2 Национальные особенности регулирования рынков труда
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда
В некоторых развитых странах (например, в США) практическое применение получила доктрина гибкого рынка труда. Гибкий рынок труда означает высокий уровень адаптации рабочей силы к колебаниям на рынке труда. В результате получила распространение гибкая система оплаты труда (учитывающая прибыль и участие в доходах). Работникам платят высокую заработную плату, однако они не имеют гарантий занятости. Функциональная гибкость предприятия предполагает, что персонал не должен иметь барьеров между специальностями. Постоянная модернизация производства требует от персонала способности легко изменять профессию.
Государственное регулирование гибкого рынка труда сводится к следующему:
- уменьшается роль правовых норм в области трудовых отношений;
- отказ от ряда государственных социальных программ;
- отказ от программ значительного перераспределения доходов и регулирования заработной платы;
- поощрению индивидуальных, а не коллективных договоров.
Оценка гибкости рынка труда – предмет особенно практической важности. С одной стороны, высокий и растущий уровень занятости и низкий уровень безработицы с позиций макро-анализа дают сигнал о благополучной ситуации на рынке труда.
Политика занятости многих развитых стран имеет два направления:
- стимулирование рынка труда;
- социальная защита безработных граждан и членов их семей.
Для ускорения привлечения безработных к трудовой деятельности создаются центры занятости, которые аккумулируют информацию о безработных и свободных вакансиях, подбирают работу, организуют обучение и так далее. Социальная защита населения включает пособия по безработице, защиту от необоснованных увольнений, защиту социально-уязвимых слоев граждан на рынке труда. При этом пособия по безработице не должны вызывать иждивенческих настроений, но и не вызывать обнищания.
Одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление государством минимальной оплаты труда. В частности во Франции и некоторых других странах устанавливается минимальная оплата труда не только для всего рынка в целом, но и для людей различной квалификации, уровня образования [5, с.400].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Главными составными частями рынка труда выступают совокупное предложение, включающее в себя всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос. Конъюнктура рынка представляет собой соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда.
Инфраструктура рынка труда включает государственные учреждения, неправительственные организации, содействующие занятости, корпоративные и корпоративные кадровые службы, общественные организации и фонды, которые обеспечивают наиболее эффективное взаимодействие спроса и предложения на рынке труда.
Рынок труда играет важную роль в экономике Республики Беларусь. Основные характеристики рынка труда – низкая эффективность занятости и чрезмерный государственный надзор. Национальная политика на рынке труда направлена на поддержание низких различий в заработной плате и максимальной занятости, тем самым избегая абсолютной бедности и высокого неравенства. Кроме того, надзор за национальным рынком труда является важной частью долгосрочного политического и делового цикла Республики Беларусь.
Изучив опыт зарубежных стран государственного регулирования рынка труда, можно сделать вывод, что гибкие формы занятости являются эффективными на рынке труда, так как в условиях снижения численности трудовых ресурсов это позволит вовлечь в занятость тех, кто вынужден сочетать с работой воспитание детей, учебу, уход за пожилыми членами семьи, а также тех, кто в силу недостаточности квалификации испытывает затруднения в трудоустройстве.
Исходя из опыта Японии, США, а также стран Центральной и Восточной Европы необходимо усилить дифференциацию доходов населения, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Это, прежде всего различные физические и умственные способности людей, отличие образовательного и профессионального уровня.
Динамика занятого населения то увеличивается, то уменьшается, но в 2021 году по сравнению с 2018 годом происходит увеличение занятого населения на 16,7 тыс. чел., увеличение незначительное, но оно присутствует.
В 3 квартале 2021 года количество принятых на работу составило 944 тыс. чел., а количество уволенных составило 953,1 тыс. чел, что на 9,1 тыс. чел. больше. В 3 квартале 2021 года было больше принято на работу, чем уволено по следующим видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов (5,2 тыс. человек); транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность (0,4 тыс. человек); услуги по временному проживанию и питанию (1,6 тыс. человек); информация и связь (6,7 тыс. человек).
1 Алонкина, Л. И. Государственное регулирование занятости населения / Л. И. Алонкина // Вестн. Москов. ун-та М-ва внутр. дел Российской Федерации, 2017. – № 6. – С. 141–144.
2 Адамчук В.В. Экономика труда /В.В. Адамчук – М: ИНФРА – М, 2019.- 415 с.
3 Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/А.М. Бабушкина. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 480 с.
4 Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2016. – 441 с.
5 Воловская, Н.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/Н.М. Воловская – 3-е изд., доп. – М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2017. – 256 с.
6 Гадоев, А. Рынок труда: содержание и формы проявления рынка труда в современных условиях / Гадоев А. // Вестник Технологического университета Таджикистана. 2019. № 4 (39). С. 89-99.
7 Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение /Э. Дюркгейм. – М.: Прогресс, 2018. – 190 с.
8 Денежные доходы населения [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / Демографическая и социальная статистика / Доходы и потребление / Денежные доходы населения. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/denezhnye-dokhody-naseleniya/.
9 Динамика номинальной и реальной среднемесячной заработной платы [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / ССРД МВФ / Динамика номинальной и реальной среднемесячной заработной платы. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zarabotnaya-plata_2/.
10 Динамика численности рабочей силы [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / ССРД МВФ / Национальная страница сводных данных / Динамика численности рабочей силы – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zanyatost-i-bezrabotitsa/.
11 Замыцкая, А.Д. Рынок труда: сущность, содержание, структура. Регулирование рынка труда / Замыцкая А.Д. Митрохина С.М., Фадеева Е.А. // В сборнике: Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике. Сборник материалов XIX ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых в области экономики и управления с итоговым этапом в форме Всероссийской конференции. Под редакцией Г.С. Мерзликиной. 2019. С. 53-56.
12 Остапенко, Н.М. Экономика труда: учебное пособие/Н.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 317 с.
13 Постановление совета Министров 30 декабря 2020 г. № 777 О Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22000777.
14 Рейтинг стран мира по уровню безработицы на 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/unemployement.
15 Рофе, A.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда /А.И. Рофе.- М.: МИК, 2018.-190 с.
16 Рощин, С.Ю., Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие/С.Ю. Рощин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 244 с.
17 Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е. В. Ванкевич [и др.] ; под науч. ред. Е. В. Ванкевич. – Витебск : ВГТУ, 2018. – 303 с.
18 Состояние рынка труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
19 Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2016. – 592 с.
20 Экономика труда: учебно-методическое пособие для госслужащих / Под ред. А.Ф. Зубова. – М.: Финсатинформ, 2017. – 268 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты