Конституционные основы организации судебной власти в Республике Беларусь
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционные основы организации судебной власти в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционные основы организации судебной власти в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Конституционные основы судебной власти в контексте теории разделения властей
1.2. Конституционные принципы правосудия
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИИК БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь
2.2. Суды общей юрисдикции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь предусматривает, что судебная власть в Республике принадлежит судам. Судебная система Республики Беларусь состоит из Конституционного Суда и судов общей юрисдикции.
Судебная система является частью общей системы государственной власти и должна рассматриваться как необходимое средство и условие обеспечения конституционных прав и свобод граждан, реализация которых не зависит от законодательной и исполнительной власти. Главной целью судебной системы является осуществление правосудия на основе принципов верховенства права, гуманизма, справедливости и демократии.
В современном демократическом государстве судебная власть играет довольно важную роль. Верховенство права должно не только консолидировать перечень основных прав и свобод человека и гражданина, но и обеспечивать гарантированную защиту от посягательств на эти права. Судебная защита служит механизмом, который позволяет государству выполнять все свои обязательства.
В процессе выполнения своих функций суд, рассматривая дело по существу, восстанавливает все права, нарушенные обвиняемой стороной, и в то же время защищает права другой стороны от незаконных посягательств. Суд предоставляет каждому право на судебную защиту, независимо от того, какую сторону он представляет в этом конфликте.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бесспорной актуальности темы исследования.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в рамках деятельности судебной системы Республики Беларусь.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Конституционные основы судебной власти в контексте теории разделения властей
Существование судебной власти, а также законодательной и исполнительной власти является обязательным символом правовой и демократической страны. В то же время, с точки зрения концепции разделения властей, одним из самых основных ограничений является то, что суд может принимать меры только на основании запроса лица, который представляется на рассмотрение в рамках соответствующих процессуальных процедур. Поскольку последнее слово в разрешении определенного правового конфликта остается за судом, он может «говорить» в качестве компенсации только в случае необходимости [1, с.49].
«Третья власть» страны – это не одно, даже самое престижное и высшее судебное учреждение, а вся судебная система страны, которая действительно может защищать права и свободы человека на всех уровнях и противостоять своеволию властей. В то же время, возведение одного из судебных институтов на первое место и отношение к нему «третьей власти» может значительно уменьшить судебные проблемы и прикрыть их истинной формой судебного учреждения, а точнее, Конституционного Суда [2, с.3].
Отделение судебных учреждений от других государственных органов власти свидетельствует о том, что страна добилась значительного прогресса в реализации принципов верховенства закона, свободы и справедливости.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИИК БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь
Как нами уже отмечалось, для создания эффективной судебной системы в соответствии с Конституцией 1994 г. был создан Конституционный Суд, который занял особое место в процессе воплощения в жизнь верховенства Конституции, утверждения конституционной законности, становления конституционализма, обеспечения верховенства права.
Стоит отметить, что за основу белорусской модели конституционного контроля законодатели переняли французский опыт, т. е. исключили прямой доступ граждан к конституционному правосудию и ограничили круг субъектов, правомочных обращаться в Конституционный Суд. Компетенция была определена исходя из австрийской модели, которая предполагает проверку конституционности не только законов, но и других нормативных правовых актов различного уровня. Формирование и развитие конституционного контроля в Республике Беларусь прошло несколько этапов своего становления [14, с.53].
Так, с 1994 г. Конституционный Суд выполнял чаще роль арбитра во взаимоотношениях между ветвями власти, что способствовало конституционному формированию белорусской государственности. После республиканского референдума 1996 г. были уточнены роль и место Конституционного Суда в системе судебной власти. В Беларуси активно осуществляется процесс кодификации законодательства, направленный на комплексное правовое регулирование различных сфер общественных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Термин «судебная власть» применяется в различных значениях, которые в совокупности создают полную картину для наиболее четкого понимания сущности данного термина. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности. Эта функция эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат Основному Закону.
В настоящее время система судов в Республике Беларусь разделена на две ветви – Конституционный Суд Республики Беларусь и суды общей юрисдикции. К судам общей юрисдикции относятся по иерархии: Верховный Суд Республики Беларусь, областные (Минский городской), экономические суды областей (г. Минска), районные (городские) суды.
Принципы судебной власти – это основные характеристики судебной власти при осуществлении судебной властью собственных полномочий. Принципы судебной власти имеют особое значение в регулировании всей системы судебной власти в Республики Беларусь. На них базируется все законодательство Республики Беларусь в сфере судоустройства и статуса судей.
1. Василевич, С.Г. Граждане как субъекты обращения в Конституционный Суд / С.Г. Василевич // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2015. – № 14. – С. 49-57.
2. Алексеев, С.С. Конституция и судьба России / С.С. Алексеев, А.А. Собчак // Известия. – 2012. – 28, 30 марта.
3. Мартинович, И.И. Понятие и назначение судебной власти в правовом государстве / И.И. Мартинович // Судебно-правовая реформа: концепция и пути её реализации в Республике Беларусь. – Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2019. – С. 88-95.
4. Василевич, Г.А. Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства (комментарий к статьям Конституции Республики Беларусь) / Г.А. Василевич. – Минск, 2019. – 15 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
6. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь, 27 июля 1990, № 193 – ХII // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1991. – № 31. – Ст. 536.
7. Иванников, И. От Гегеля до наших дней / И. Иванников // Российская юстиция. – 2008. – № 5. – С. 7 – 12.
8. Чарыев, М.В. К вопросу о понятии и сущности судебной власти как самостоятельного вида государственной деятельности / М.В. Чарыев // Российский судья. – 2018. – № 3. – С. 17 – 22.
9. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы в СССР / под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: МГУ, 2011. – 32 с.
10. Швецов, В.И. Судоустройство и правоохранительные органы / В.И. Швецов. – М.: Проспект, 2007. – 38 с.
11. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие / Г.А. Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2018. – 326 с.
12. Тиковенко, А.Г. Роль и место Конституционного Суда: в правовом государстве / А.Г. Тиковенко // Юридический журнал. – 2017. – № 4. – С.14–18.
13. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н. В. Витрук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – 527 с.
14. Капикранян, А.А. Конституционные принципы судебной власти: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02 / А.А. Капикранян. – Спб, 2016. – 230 с.
15. Пастухов, М.И. Повышение роли Конституционного Суда – актуальная задача для Беларуси / М.И. Пастухов // Правовое государство. Конституционный Суд: материалы международных семинаров. – Минск, 2019. – С.5–12.
16. Седельник, В.В. Проблемы совершенствования компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь / В.В. Седельник // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции: материалы Республиканской науч.-практ. конференции. – Минск: Веды, 2018. – С.102–103.
17. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 29 июня 2006 г., № 139-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобрен Советом Республики 16 июня 2006 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
18. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ.Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Богданов, Е. В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е. В. Богданов. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2018. – 105 с.
20. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №529 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
21. Козырев, В.С. Организация судебной системы / В.С. Козырев // Образование и право. – 2017. – № 11. – С. 206-222.
22. Долин, М.С. Судоустройство: учебное пособие / М.С. Долин. – М.: Прогресс, 2017. – 554 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты