Творчество Дюка Эллингтона
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Творчество Дюка Эллингтона»
по дисциплине: «История искусства эстрады»
2021
45.00 BYN
Творчество Дюка Эллингтона
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История искусства эстрады
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1. Факты биографии Дюка Эллингитона
2. Творческий портрет Дюка Эллингтона
3. Разносторонний анализ пьесы Дюка Эллингтона «Караван»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сегодня джаз оказывает все большее влияние на мировую культуру. Он приобретает все большее значение в развитии современных музыкантов. Сфера культуры не успевает выпускать все новые и новые программы и запускать на радио известные джазовые стандарты. Несмотря на то, что молодое поколение находится под сильным влиянием актуальных, на данный момент, принципов и установок, что попса – это самое модное и профессиональное, джаз имеет своих популяризаторов и еще более достойную историю, о которой я расскажу в этой статье.
Джазовое направление в музыке появилось в результате объединения в одно общее нескольких культур музыки вместе с традициями, национальными установками. Джаз первоначально появился на землях Африки. Каждое направление музыки Африки отличается от остальных направлений присутствием своего собственного сложного ритма, африканская музыка всегда звучит вместе с танцами. На почве этого появилось новое африканское музыкальное направление под названием регтайм. Через некоторый промежуток времени направление регтайма соединилось с блюзом, так и возникло джазовое направление в музыке. Одним из известных исполнителем джазового музыкального искусства является Дюк Эллингтона. В данной работе подробно остановимся на анализе творчества Дюка Эллингтона.
Объект исследования: творчество Дюка Эллингтона.
Предмет исследования: результаты творчества Дюка Эллингтона.
Цель исследования: проанализировать творческий путь и творчесткие работы Дюка Эллингтона.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить факты биографии Дюка Эллингитона;
– описать творческий портрет Дюка Эллингтона;
– провести разносторонний анализ пьесы Дюка Эллингтона «Караван».
1. Факты биографии Дюка Эллингитона
Не будет преувеличением сказать, что если бы не Дюк Эллингтон в джазовой музыке ХХ века, ее судьба могла бы сложиться совсем иначе. Его волевой характер и несокрушимая вера в собственную исключительность были настолько сильны, что вознесли Дюка Эллингтона на те самые высоты, с которых он смотрел на других исполнителей свысока.
С его упорством, отчаянной решимостью и сложным характером он не признавал никаких авторитетов, и именно это позволило ему возвыситься над остальными и оставить после себя огромный пласт джазовой музыки, которая и сегодня востребована и исполняется по всему миру. Необыкновенная харизма и тонкое чувство стиля Дюка Эллингтона сделали свое дело; нет более почитаемого джазового музыканта. И это логично, ведь именно к этому он стремился всю свою жизнь – стать международной знаменитостью, человеком, которому поклоняется весь мир [6, с. 76].
Как ни странно, «Дюк» не было именем музыканта при рождении. В семье, где мальчик появился на свет 5 января 1897 года, его назвали Эдвардом Кеннеди Эллингтоном. С этим именем он прожил все детство и юность, чувствуя свое превосходство над окружающими. Считая себя выдающейся личностью, маленький мальчик называл себя благородным герцогом (дворянский титул), и это прозвище прилипло к нему на всю жизнь. Настолько прочно, что оно стало его настоящим именем.
Детство Дюка Эллингтона прошло в атмосфере всеобщей любви и процветания. Его отец, Джеймс Эдвард, не жалел сил, чтобы заработать как можно больше денег, которые он тратил с поистине невероятной легкостью.
Его мать, Дейзи Кеннеди, никогда ни в чем не нуждалась, поэтому вполне естественно, что детство Дюка Эллингтона было более благополучным, чем у многих «цветных» людей того времени.
2. Творческий портрет Дюка Эллингтона
«В годы становления Дюка Эллингтона как музыканта и композитора (1910-е годы) джаз в американской музыкальной истории был противопоставлен, принципиально антагонистичен всей предшествующей романтической эстетике XIX века. Своими музыкальными средствами он оригинально обобщил и выразил психологию нового послевоенного поколения людей начала ХХ века, переживших ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов» [2, с. 82].
Направление поп и джазового стиля музыканта Дюка Эллингтона появилось в процессе прослушивания некоторых направлений или направлений, таких как спиричуэлс, кек-уок. Данное направление появилось в конце XIX века, которое можно охарактеризовать природой афроамериканского народа. Среди них существует еще источник джазового направления – «рэгтайм», который появился в 1983 году. С самого начала направление рэгтайм поддерживался слушателями направления кек-уок, но после он стал отличаться большей степенью и напором ритмичности и стал более сложный.
«Начавшись в 1890-х годах, период массового увлечения регтаймом закончился во время Первой мировой войны. Хотя первым композитором и исполнителем регтайма был негр Скотт Джоплин, регтайм не является народным негритянским жанром. Это пример менестрельного искусства, созданного преимущественно белыми музыкантами. В традициях менестрельного театра особенности негритянской музыки воплотились здесь в комически заостренном и фривольном духе» [13, с. 55]. «Обращение с фортепиано в этом жанре напоминало обращение с ударным инструментом, поскольку пианисты менестрелей переносили сюда принципы ансамблевой игры на банджо, акцентируя и преувеличивая их. Техника регтайма была основана на стаккато, на аккордовых пятнах, на жестких и необычайно заостренных ритмических акцентах.
3. Разносторонний анализ пьесы Дюка Эллингтона «Караван»
Пьеса «Caravan» («Караван») была написана в зрелый период творчества, в начале 1930-х годов. Она стала постоянной вещью в репертуаре оркестра Д. Эллингтона и стандартом, который исполняется по сей день.
«Эта пьеса известна как произведение, принадлежащее перу Дюка Эллингтона. Но в его и других оркестрах обычной практикой было то, что музыку писал кто-то из оркестрантов. Популярное имя Дюка Эллингтона использовалось для продвижения произведения в концертный репертуар. Автором мелодии «Караван» стал тромбонист Эллингтона Хуан Тизол Х. Тизол сразу же продал произведение Ирвингу Миллсу, менеджеру Дюка Эллингтона, за двадцать пять долларов. Когда мелодия стала чрезвычайно популярной, Тизол попросил Миллса дать ему долю прибыли, и Миллс согласился» [6, с. 43]. «Дюку Эллингтону не понравился бридж («мост, переход»), сделанный Тизолом, и он заменил его своей собственной аранжировкой».
«Помимо интерпретации Дюка Эллингтона к «Каравану» обращались оркестры Чета Аткинса, Брауна Лиффорда (с соло трубы в заглавной теме), Кози Коула (с соло трубы), Джеймса Ласта с граальными эффектами вибрирующего баса, Поля Мориа (с тщательной прозрачной инструментовкой в европейском стиле, где выделяется звучание струнных), Эдди Рознера с явно арабскими мотивами тенорового соло вокалиста во вступлении. Несколько вокальных интерпретаций выделяются, включая имена Эллы Фицджеральд, группы Чикаго».
«Чикаго» – американская рок-группа, образованная в 1966 году (по некоторым данным, в 1967) году в Чикаго. «Сначала группа называлась Missing Links, затем Big Thing, а позже, по предложению менеджера Джима Гурчио, Chicago Transit Authority.
Заключение
Дюк Эллингтон то американский пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра, представитель джазового искусства. Посмертно награждён Пулитцеровской премией. Осуществив анализ литературы по теме исследования можно сказать, что если бы не Дюк Эллингтон в джазовой музыке ХХ века, ее судьба могла бы сложиться совсем иначе. Его волевой характер и несокрушимая вера в собственную исключительность были настолько сильны, что вознесли Дюка Эллингтона на те самые высоты, с которых он смотрел на других исполнителей свысока. В годы становления Дюка Эллингтона как музыканта и композитора (1910-е годы) джаз в американской музыкальной истории был противопоставлен, принципиально антагонистичен всей предшествующей романтической эстетике XIX века. Своими музыкальными средствами он оригинально обобщил и выразил психологию нового послевоенного поколения людей начала ХХ века, переживших ужасы Первой мировой войны 1914-1918 годов. Поп-джазовый стиль Дюка Эллингтона сформировался в процессе прослушивания будущим композитором жанров конца XIX века, характеризующихся народной природой афроамериканских музыкально-поэтических стилевых и жанровых истоков.
Дюк Эллингтон родился в Вашингтоне в семье со средним достатком. Его отец Джеймс Эдвард служил клерком в Военно-морском министерстве США, а затем стал дворецким в Белом доме. Дюк Эллингтон с детства был очень привязан к своей матери Дейзи, которая очень любила и баловала его. У Дюка Эллингтона еще в детстве проявилось художественное дарование, и он даже выиграл конкурс на лучший плакат, организованный Национальной ассоциацией развития цветного населения США. Ему была предложена стипендия для учебы в художественном колледже, но Дюк Эллингтон, рано самостоятельно научившись игре на пианино, подбирая на слух популярные мелодии в стиле рэгтайм, решил заняться музыкой профессионально.
1. Бершадская, Т.С. Лекции по гармонии / Т.С. Бершадская. – Л.: Музыка, 1978. – 200 с.
2. Бриль, И.М. Практический курс джазовой импровизации / И.М. Бриль. – М.: Сов. Композитор, 1987. – 140 с.
3. Волынцев, А. Дюк Эллингтон. Штрихи к портрету / А. Волынцев // Музыкальный современник. – Вып. 4. – С. 230-253
4. Джазовые и эстрадные композиции для фортепиано. Вып.3.Редактор-составитель А. Полонский. – М.: Музыка, 1982. – 187 с.
5. Джазовые и эстрадные композиции для фортепиано. Вып.7.
Редактор-составитель Валерий Ерохин. – М.: Музыка, 1988. – 121 с.
6. Джазовые и эстрадные композиции для фортепиано. Вып.9.
Редактор-составитель Валерий Ерохин. М.: Музыка, 1991. – 109 с.
7. Коллиер, Дж.Л. Дюк Эллингтон / Дж.Л. Коллиер // Советская музыка. – 1989. – № 5. – С. 119-127.
8. Коллиер, Дж.Л. Дюк Эллингтон / Дж.Л. Коллиер // Советская музыка. – 1989. – № 6. – С. 112-118.
9. Коллиер, Дж.Л. Дюк Эллингтон / Дж.Л. Коллиер // Советская музыка. – 1989. – № 8. – С. 109-118.
10. Коллиер, Д.Л. Становление джаза / Дж.Л. Коллиер. – М.: Радуга, 1984. – 386 с.
11. Медведев, А. Слово о мастере // Коллиер Дж.Л. Дюк Эллингтон. – М.: Радуга, 1991. – С. 7-15.
12. Медведев, А. О джазе – с любовью // // Советская музыка. – 1989. – № 5. – С. 117-119.
13. Переверзев, Л. Дюк Эллингтон и его оркестр. Музыкальная жизнь / Л. Переверзев. – 1971. – №22. – 98 с.
14. Скребкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке / М.С. Скребкова-Филатова. – М.: Музыка, 1985. – 285 с.
15. Симоненко, В. Лексикон джаза / В. Симоненко. – К.: Муз. Украина, 1981. – 111 с.
16. Фортепиано в джазе. Вып.1. Сост., коммент., примеч., метод. рекомендации и предисл. Н.С. Замороко : Хрестоматия для эстрад. отделений муз. уч-щ. – Киев : Муз. Украина, 1988. – 128 с.
17. Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии / Ю.Н. Холопов. – М.: Музыка, 1974. – 287 с.
18. Холопов, Ю.Н. Гармония. Теоретический курс / Ю.Н. Холопов. – М.: Музыка, 1988. – 511 с.
19. Чугунов, Ю.Н. Гармония в джазе / Ю.Н. Чугунов. – М.: Сов.композитор,1980. – 152 с.
20. Чугунов, Ю.Н. Эволюция гармонического языка джаза / Ю.Н. Чугунов. – М.: Муравей, 1997. – 169 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты