Процесс формирования в Республике Беларусь рыночной экономики и правового государства [10] неизменно ставит перед законодателем и правоприменительной практикой проблемы, от своевременного и успешного решения которых напрямую зависит эффективность проводимых экономических и правовых реформ, судьба национальных проектов, являющихся на сегодняшний день приоритетными. Развивающаяся экономика нуждается в развитом законодательстве. Однако нельзя развивать законодательство без знания особенностей правовых отношений и субъектов правоотношений. Именно правоотношения и их субъекты являются основой развитого гражданского общества.
Общеизвестно, что общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существуют между людьми (как, впрочем, и любые другие общественные отношения). Именно поэтому в качестве субъектов (участников) гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей.
Интерес к теме исследования обусловлен необходимостью определения значения, сущности правового статуса субъектов гражданских правоотношений.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие по поводу деятельности субъектов гражданского права.
Предметом исследования выступают статьи, монографии, тезисы и публикации специалистов, изучающих статус субъектов гражданского права.
Целью исследования является разрешение общетеоретических проблем, касающихся предмета исследования.
Указанная цель определяет задачи исследования:
1. проанализировать понятие, значение и сущность субъектов гражданского права, привести их классификацию;
2. раскрыть правовой статус граждан как субъектов гражданского права;
3. охарактеризовать юридических лиц как субъектов гражданского права;
4. рассмотреть особенности правового статуса Республики Беларусь и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права.
В процессе написания курсовой работы автором были использованы общелогические методы анализа (сравнение, обобщение, индукция), методы эмпирического и теоретического исследования (описание, формализация) и специально-правовые методы (сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм).
Как показывает анализ юридической литературы правовой статус субъектов гражданского права выступает предметом внимания известных белорусских и российских ученых, среди которых следует назвать имена: Илларионова Т.И., Колбасин Д.А., Чигир В.Ф. и другие.
Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит их введения, четырех глав, некоторые из которых в свою очередь включает по несколько разделов, заключения, списка использованных при написании работы источников.
Полный объем курсовой работы составляет 27 страниц, из них 2 страницы — библиографический список. При подготовке курсовой работы было использовано 18 источников. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.
Гражданское правоотношение — сложная категория, имеющая свою структуру. В структуре гражданского, как и всякого другого, правоотношения выделяются субъекты, объект, содержание (права и обязанности сторон).
Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами.
Субъектами гражданского права выступают участники гражданских правоотношений, то есть лица, которые являются носителями гражданских прав и обязанностей.
Все субъекты гражданского права имеют общее название — лица. Подраздел 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), имеющий одноименное название, включает в себя Главу 3 «Граждане (физические лица)», Главу 4 «Юридические лица» и Главу 5 «Участие Республики Беларусь и административно–территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством» [3].
В соответствии с п.3 ст.1 ГК субъектами гражданского права являются граждане Республики Беларусь, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы Республики Беларусь [3].
В гражданских правоотношениях могут участвовать не только граждане и юридические лица Республики Беларусь, но и иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), иностранные государства. К отношениям с участием таких лиц применяются общие правила, установленные гражданским законодательством. Однако Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь могут быть введены определенные изъятия из национального режима в отношении таких лиц [4, c. 62].
Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения и прекращается смертью. Иногда закон признает возможность иметь гражданские права за еще не родившимся человеком (например: ребенок наследодателя, родившийся после его смерти, признается наследником по закону (ст.1037 ГК)).
Содержание правоспособности граждан образуют те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин может обладать, но не обязательно имеет в конкретном случае. В ст.17 ГК перечислены наиболее важные с точки зрения законодателя права и обязанности, субъектом которых может быть гражданин: граждане могут иметь на праве собственности имущество; заниматься предпринимательской деятельностью; совершать сделки; наследовать и завещать имущество; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и др. Граждане могут иметь и другие права, единственным требованием является то, чтобы они не были запрещены законом и не противоречили общим началам гражданского права [18, c. 172].
Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства согласно п.1 ст.1104 ГК определяются его личным законом. Последним считается право страны, гражданство (подданство) которой это лицо имеет. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее связано.
Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает (п.2 ст.1103 ГК), а личным законом беженца - право страны, предоставившей убежище (п.3 ст.1103 ГК) [3].
За всеми гражданами признается равная правоспособность по объему и характеру независимо от пола, расы, языка, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии и места жительства. Ограничение правоспособности граждан допускается по приговору суда, как наказание за совершение преступления и только на определенный срок.
Понятие юридического лица содержится в ст.44 ГК. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [3].
Из приведенного определения вытекает, что юридическим лицом является организация, т.е. объединение лиц, удовлетворяющее следующим признакам:
– организационное единство;
–обособленное имущество;
– самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом;
– выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени [1, c. 47].
Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Организационное единство юридического лица отражается в его уставе или общем положении о таких юридических лицах [9, c. 85].
Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества его учредителей (участников, членов) и от имущества всех других физических, юридических лиц, государства и административно-территориальных единиц. Это имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Вопрос об объеме правоспособности государства (является она общей или специальной) остается спорным. Сущность правоспособности государства определяется тем, что оно участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Она не может быть общей, т.к. государство по своей природе не может приобретать ряд прав и возлагать на себя определенные обязанности. Но с другой стороны ее нельзя считать специальной (она четко определена законом, от имени государства выступают его органы полномочия или компетенция которых строго ограничена законодательством), т.к. государство само обладает полномочиями (законодательными) по расширению своих прав. Поэтому в литературе высказывается мнение, что правоспособность государства можно назвать целевой. Государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению [1, c. 56].
Государство является субъектом гражданского права, и, как и другие субъекты, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Под термином «государство» понимается участие в гражданских отношениях Республики Беларусь, как суверенного государства и ее административных единиц.
Главной особенностью государства является то, что оно является носителем суверенитета и обладает властными функциями. Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. Вовне суверенитет проявляется, как независимость государства от других государств и иных субъектов международного права. Внутри – государство олицетворяет наивысшую власть. Именно государство регулирует, в том числе, гражданско-правовые отношения путем издания актов законодательства [9, c. 113].
На основании материала, проанализированного в настоящей курсовой работе, можно сформулировать следующие выводы.
1. Субъектами гражданского права являются граждане Республики Беларусь, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Для того, чтобы быть субъектом гражданского права, следует обладать правоспособностью и необходимым объемом дееспособности.
2. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения и прекращается смертью. Ограничение правоспособности граждан допускается по приговору суда, как наказание за совершение преступления и только на определенный срок. Полная дееспособность физических лиц возникает по достижении 18-летнего возраста; в случае вступления несовершеннолетнего в бра либо в случае эмансипации несовершеннолетнего.
В исключительных случаях брачный возраст (18 лет) может быть снижен органом, регистрирующим акты гражданского состояния, но не более чем на три года.
Суть эмансипации заключается в объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным. Эмансипированным может быть объявлен только несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста. Обязательными условиями эмансипации выступают работа несовершеннолетнего по трудовому договору (контракту) либо занятие предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей или попечителя.
Дееспособность физического лица может быть ограничена. Действующее гражданское законодательство исходит из необходимости ограничения дееспособности гражданина, имеющего семью, только тогда, когда чрезмерная трата им денег, имущества сопряжена со злоупотреблением спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами. Имущественный урон, вызванный иными причинами (например, азартными играми), значения не имеет.
3. Юридическим лицом является организация, т.е. объединение лиц, удовлетворяющее следующим признакам: организационное единство; обособленное имущество; способность самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом; способность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени
Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания, а оно признается созданным с момента его государственной регистрации. Правоспособность юридического лица имеет пределы: юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с гражданской правоспособностью.
4. Правоспособность государства является целевой: государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Особое положение государства не изменяет характера гражданско-правовых отношений: Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в гражданских отношениях на равных с другими участниками – физическими и юридическими лицами. Режим участия в гражданском обороте государства приравнивается к режиму юридических лиц, если иное не установлено законодательством или не вытекает из особенностей этих субъектов.
Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и опосредованно. Чаще всего в гражданских отношениях от имени государства участвуют Министерство экономики и Министерство финансов (а также их территориальные органы).
1. Богатых, Е.А. Гражданское и торговое право: учебное пособие / Е.А. Богатых. – М.: Юристъ, 2004. – 338 с.
2. Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1585 // Консульта̣нт Плюс: Бела̣русь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», На̣ц. центр пра̣вовой информ. Респ. Бела̣русь. — Минск: [б. и.], 2016.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г., одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 13июля 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск: [б. и.], 2013.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментариями и обзором практики хозяйственных судов / Д. П. Александров [и др.]; под общ. ред. В. С. Каменкова. — Минск: Дикта, 2004. — 1136 с.
5. Гражданское право: в 3 т. / редкол.: В. Ф. Чигир (гл. ред.) [и др.]. — Минск: Амалфея, 2010. — Т. 6. — 960 с.
6. Илларионова, Т. И. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Т. И. Илларионова, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнев. — М.: НОРМА, 2001. — 464 с.
7. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье : принят Палатой представителей 3июня 1999 г., одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 12 дек. 2013 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск : [б. и.], 2016.
8. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Особенная часть: учеб. пособие / Д. А. Колбасин. — Минск: Амалфея, 2006. — 768 с.
9. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 2 кн. / отв. Ред. В.Ф. Чигир. – 2-у изд. – Минск: Амалфея, 200 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.
11. Маньковский, И. А. Гражданское право Республики Беларусь : особенная часть : практ. пособие / И. А. Маньковский. — Минск : Молодежь, 2003. — 308 с.
12. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования : Декрет Президента Респ. Беларусь от 16 янв. 2009 г., № 1// Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск : [б. и.], 2012.
13. О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 авг. 2011 г., № 1164 // Консульта̣нт Плюс: Бела̣русь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», На̣ц. центр пра̣вовой информ. Респ. Бела̣русь. — Минск: [б. и.], 2016.
14. Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 967 // Консульта̣нт Плюс: Бела̣русь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», На̣ц. центр пра̣вовой информ. Респ. Бела̣русь. — Минск: [б. и.], 2016.
15. Пунько, Т. Н. Гражданское право: Курс лекций / Т. Н. Пунько, М. Н. Кулак. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002. — 352 с.
16. Сидорчук, И. П. Гражданское право : учеб. пособие / И. П. Сидорчук. — Минск : ООО «БИП-С», 2004. — 264 с.
17. Стриховская, Е.А. Новое в порядке регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования / Е.А. Стриховская // "Юрисконсульт.by" [Электронный ресурс]. – 2013. – №1. – Режим доступа: https://normativka.by /jur/library/#/data/document/text/id/29165/sid/9bb254f11480439aa9bdcd65da4cbca9/index/1/. – Дата доступа: 01.02.2014.
18. Чигир, В. Ф. Гражданское право: в 2 ч. / В. Ф. Чигир. — Минск: Амалфея, 2002. — Ч. 2: Гражданское право. — 1008 с.