Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А О состоянии государственного долга РБ на 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О состоянии государственного долга РБ на 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О состоянии государственного долга РБ на 2021г.
Поделиться
Введение
1. Понятие, виды, причины возникновения государственного долга
2. Анализ масштабов государственной задолженности: мировой опыт управления
3. Государственный долг в Республике Беларусь и проблемы его погашения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложения
Введение
В современных условиях ни одна экономика мира не обходится без государственных заимствований. Несмотря на то, что в бюджетах государств сосредоточены огромные финансовые ресурсы, решение возложенных на них задач требует дополнительного привлечение средств, в результате которого образуется государственный долг. За прошедшее десятилетие в мировой практике сформировались определенные тенденции и выработана система привлечения государствами финансовых средств, как на краткосрочной, так и долгосрочной основе. Республика Беларусь не является исключением, вместе с тем она имеет как положительный, так и отрицательный опыт привлечения государственных займов.
Главной причиной образования государственного долга является существование бюджетного дефицита, который, в свою очередь, вынуждает государство проводить политику, направленную на обеспечение сбалансированности доходов и расходов. Нет ни одной страны, которая бы не сталкивалась с данной проблемой. Государственный долг – это нормальное, естественное явление для любой страны.
На современном этапе развития экономики в Республике Беларусь происходит трансформация экономического курса с целью укрепления финансовой системы страны. Поэтому актуальными являются вопросы обслуживания государственного долга.
Беларусь, как и любая другая страна, стремится к усовершенствованию обслуживания государственного долга страны, старается защитить экономику от появления дефицита бюджета. В бюджетной политике Республики Беларусь реализуется пассивная форма дефицита, которая носит «потребительский» характер. То есть, большая часть средств бюджета направляется на социальную поддержку населения, финансирование культуры, образования, здравоохранения, а также – на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора.
1. Понятие, виды, причины возникновения государственного долга
В современных экономических условиях государственный долг выступает неотъемлемым составляющим элементом финансовых систем большинства стран. В силу этого обстоятельства особое значение играют выбранными государствами приоритеты и направления долговой политики, связанной с формированием, обслуживанием и погашением государственного долга.
Понятие государственного долга означает сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.
Государственный долг – это важный макроэкономический показатель страны, который позволяет охарактеризовать текущее и перспективное состояние финансов органов государственной и муниципальной власти. Именно от организации и реализации финансово-экономических отношений, связанных с формированием, обслуживанием и погашением государственного долга во многом зависят показатели развития денежно-кредитной, бюджетной и налоговой сферы, а также многие другие составляющие элементы социально-экономической системы государства.
Современный экономический кризис оказал существенное негативное влияние на устойчивость государственного долга стран. При этом актуализировалась проблема, связанная с превышением заданных государством индикаторов безопасности и его негативным влиянием не только на экономическую, но и социальную, политическую системе, которое может привести к дефолту – неспособности государства оплатить имеющиеся у него обязательства.
Долговая политика является неотъемлемой частью общей экономической политики государства, поскольку она неразрывно связана с бюджетно-налоговыми отношениями.
2. Анализ масштабов государственной задолженности: мировой опыт управления
Одной из важных составляющих государственной финансовой политики государства является управление государственным долгом страны. Такая проблема, как высокая долговая нагрузка, в настоящее время затрагивает многие страны. По причине того, что влияние государственного долга непосредственно на экономическое состояние страны, а именно на уровень инфляции, экономический рост, денежное обращение, уровень безработицы, а также на объем инвестиций в экономику страны неоспоримо велико, перед странами стоит задача поиска оптимального способа решения данного вопроса.
В таких обстоятельствах, как непрерывная угроза и увеличение мировой нестабильности, рост общей величины госдолга развитых стран и численности непосредственно государств-должников, вопрос определения наиболее эффективных методов и инструментов управления государственным долгом является достаточно актуальным.
Согласно предложенным Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком «Рекомендациям по управлению государственным долгом», управление государственным долгом представляет собой процесс создания и реализации определённой стратегии осуществления долговой политики для увеличения финансовых ресурсов при наименьших издержках и наименьшем уровне риска. Также, в случае необходимости, управление должно соответствовать другим целям, которые устанавливает правительственный орган [2].
На данный момент положение государственных финансов зарубежных стран находится в неустойчивом состоянии. Происходящие кризисные явления отразились на странах в виде высокой долговой нагрузки, и в настоящее время задолженность стремительно растет. Также помимо общей величины государственного долга, растет и состав государств-«должников».
3. Государственный долг в Республике Беларусь и проблемы его погашения
В соответствии с Бюджетным кодексом государственный долг Республики Беларусь – это совокупность внешнего и внутреннего государственного долга на определенный момент времени; при этом внешний государственный долг Республики Беларусь определяется как сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени, а внутренний государственный долг Республики Беларусь – как сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внутренним займам на определенный момент времени [3]. Таким образом, в настоящее время он учитывается по принципу резидента, что соответствует рекомендациям МВФ.
За счет кредитных ресурсов, были построены Березовская и Лукомльская ГРЭС, усовершенствованы ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5 в г. Минске, модернизированы три цементных завода, проведен комплекс работ на ряде автомобильных дорог республиканского значения, представляющих собой основные транзитные коридоры, осуществлена электрификация и обновление подвижного состава Белорусской железной дороги. Льготные кредиты МБРР позволили осуществить ряд проектов в области повышения энергоэффективности, развития систем водоснабжения и объектов инфраструктуры в социальной сфере, переработки твердых бытовых отходов, реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС. В настоящее время при помощи государственных заимствований идет строительство Белорусской АЭС, других промышленных и инновационных объектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь.
Заключение
Проблема государственного долга – одна из основных проблем отечественной и мировой экономики. Она оказывает влияние на самые важные макроэкономические показатели.
Сегодня в связи с действием рада факторов проблема задолженности становится глобальной. Она оказывает существенное влияние на развитие всей экономики страны, ее золотовалютных запасах, уровне жизни населения и т. д.
Государственный долг представляет собой систему экономических отношений, которые имеют форму совокупных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами, а также другими государствами и обладают признаками властности, императивности, возвратности, гарантированности. Данные отношения достаточно многообразны. К примеру, их можно рассматривать по таким критериям, как валюта, резидентство, объем, срок, форма и др. В функциональном назначении рассматриваемых отношений можно выделить фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и стимулирующую составляющие.
Отрицательными чертами государственного долга являются: ограничение инвестиционных капиталовложений в национальное хозяйство; образование неравенства в доходе; потеря политического суверенитета (независимости). В то же время главная выгода для страны – это укрепление связей между государствами; посредством предоставления кредитов происходит ускоренное социально-экономическое развитие; наличие стимулирует правительство к его погашению и внедрению изменений.
Для того, чтобы отсутствовали просроченные займы, необходимо эффективно и качественно управлять долгом, проводить оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга и создавать такую систему управления, которая была бы прозрачной и использовала набор четких процедур и методов. Именно к этому и стремятся все мировые государства.
1. Абдурагимова А. М. Сущность и значение государственного долга / А. М. Абдукаримова, Д. А. Рабаданова / Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: сборник материалов IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2019. – С. 9-13.
2. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 335 c.
3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Etalonline.by – Режим доступа: http://etalonline.by/document/?regnum=Hk0800412.
4. Валовой внешний долг Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/externaldebt.
5. Гиндес Е. Г. Мировой опыт управления государственным долгом / Е. Г. Гиндес, И. Н. Буценко // АНИ: экономика и управление. - 2019. - №1 (26). – С. 123–128.
6. Годовой отчет о состоянии государственного долга Республики Беларусь за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/gosdolg/publication/report_2020.pdf.
7. Годовой отчет о состоянии государственного долга Республики Беларусь за 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/gosdolg/publication/report_2019.pdf.
8. Госдолг США в 2020 году // Все о США. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://usamagazine. ru/gosdolg-ssha/.
9. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляка Г.Б., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 391 с.
10. Государственный долг на 1 января 2020 г.: пресс-релиз [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/pressreleases/.
11. Гуляева О. С. Государственный долг сущность, последствия и возможность погашения / О. С. Гуляева, В. Г. Уманская //Экономический вестник университета, 2017. - №29. – С.222–229.
12. Желиба Б. Н. Теоретический и практический аспект государственного долга Республики Беларусь / Б. Н. Желиба, Ю. Н. Бусыгин / Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации. сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Смоленский филиал. 2020. – С. 38-42.
13. Житко М. Н. Государственный долг Республики Беларусь / М. Н. Житко, Д. А. Зиновчик / Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий. Материалы IV международной научно-практической интернет-конференции. 2019. – С. 399-403.
14. Звонова Е. А. Современные проблемы государственных долгов и суверенных дефолтов в странах Евросоюза / Е. А. Звонова // Финансы: теория и практика. 2016. №4. – С. 105–117.
15. Косов М. Е., Ахмадеев Р. Г., Шаров В. Ф. Государственный долг. Теоретические и методологические аспекты: монография // Финансовый университет при Правительстве РФ. - М: Юнити-дана. – 2017. – 159 с.
16. Крук. Д. Скоро может наступить время, когда госдолг станет проблемой [Электронный ресурс] // Onliner.by – Режим доступа: https://people.onliner.by/opinions/2020/01/10/mnenie-1212.
17. Ливенский В. М. Оценка государственного долга Республики Беларусь / В. М. Ливенский // Современные аспекты экономики. 2019. № 6 (262). – С. 88 – 93.
18. Лясникова Ю.В. Государственный долг экономически развитых стран как фактор усиления макроэкономического дисбаланса и глобальной нестабильности / Ю.В. Лясникова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016-№ 3 (27). – С. 189–194.
19. МВФ резко ухудшил прогноз роста ВВП Беларуси в 2020 г [Электронный ресурс] // Interfax.by – Режим доступа: https://interfax.by/news/policy/ ekonomicheskaya_politika/1265891/.
20. Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс: учебник/коллектив авторов; под ред. Д.Э.Н. А.С. Булатова – 3-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2019. – 916 с.
21. Мохнаткина, Л. Б. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / Л. Б. Мохнаткина. - Москва: ИНФРА-М. – 2018. – 151 с.
22. Пшенина А. А. Анализ рынка суверенных долгов стран-членов ЕС и причин кризиса их внешней задолженности / А. А. Пшенина // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №3-2. – С. 66–68.
23. Самоховец М. П. Общая характеристика государственного долга Республики Беларусь / М. П. Самоховец, М. И. Бухтик / Современные аспекты экономики. 2020. № 4 (272). – С. 196-201.
24. Федотова О. А. Экономическая сущность и содержание государственного долга / О. А. Федотова / Форум молодых ученых. 2019. № 2 (30). – С. 1543 – 1545.
25. Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом / С.Э. Цвирко // Наука и современность. 2016. № 43. – С. 236–252.
26. Шимширт Н.Д. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник. М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
27. Щербакова В. С. Государственный долг / В. С. Щербакова, И. А. Еременко, Е. Ю. Сопельник / Форум молодых ученых. 2020. № 1 (36). – С. 61 - 65.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А О состоянии государственного долга РБ на 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О состоянии государственного долга РБ на 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О состоянии государственного долга РБ на 2021г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты