Исследование рынков сбыта продукции предприятия молочной промышленности
БГУТ (бывш. МГУП) Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Курсовая работа (проект)
на тему: «Исследование рынков сбыта продукции предприятия молочной промышленности»
по дисциплине: «Экономика предприятия и основы маркетинга в отрасли»
2021
45.00 BYN
Исследование рынков сбыта продукции предприятия молочной промышленности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика предприятия и основы маркетинга в отрасли
Организация: Минский молочный завод № 1, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная структура.
Поделиться
Введение
1 Основные теоретические положения по расширению рынков сбыта промышленного предприятия
1.1 Понятие рынка сбыта для предприятия и его характеристика
1.2 Конкурентные стратегии и пути расширения рынков сбыта промышленного предприятия
2 Анализ рынков сбыта продукции ОАО «Минский молочный завод № 1»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский молочный завод № 1»
2.2 Характеристика рынков сбыта ОАО «Минский молочный завод № 1»
2.3 Предложения по расширению рынков сбыта продукции ОАО «Минский молочный завод № 1»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В условиях рыночных отношений коммерческий успех предприятия зависит не только от производственных мощностей, но в большей степени от успешного управления сбытом продукции, что обеспечивает эффективное управление продажами с использованием современных маркетинговых инструментов для продажи продукции, продвижения продаж.
Особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности управления сбытовой деятельностью предприятий и расширения рынков сбыта. От успеха реализации сбытовой политики и правильного выбора рынка, освоения новых рыночных ниш зависят экономические результаты хозяйственной деятельности и выживание предприятия в конкурентной борьбе.
Проблема управления рынками сбыта предприятия в настоящее время является особо актуальной, так как на фоне усиления конкурентной борьбы в различных областях производства и реализации продукции важно не только произвести товар высокого качества в определенном количестве, но и организовать эффективные каналы сбыта произведенной продукции, обеспечить своевременное и полное освоение рынка. В противном случае даже качественная продукция может оказаться нереализованной, что принесет убытки из-за их долгого хранения, потери потребительских качеств и прочих причин.
Эффективная работа с рынками сбыта не только влияет на объем получаемой предприятием прибыли, но и формирует положительный образ предприятия в глазах общественности, имидж предприятия, что опять же положительно сказывается на его деятельности. В настоящее время в условиях замедления роста внутреннего рынка и нарастания проблем на ключевом экспортном рынке России роль сбытовой деятельности возросла еще больше, поэтому необходимо уметь экономически грамотно ее осуществлять.
Эффективная работа с рынками сбыта не будет обеспечена, если предприятие ограничивается отдельными, не связанными между собой мероприятиями в области продвижения продукции. Это приведет только к бессмысленным затратам ресурсов, что повысит себестоимость продукции и снизит возможную прибыль. В настоящее время, в условиях высокой конкуренции, предприятию необходим комплекс мероприятий в области сбыта. А это возможно только в том случае, если осуществляется целенаправленное управление сбытом.
Таким образом, необходимость изучения процессов управления сбытовой деятельностью и рынками сбыта в современных условиях, и недостаточная изученность проблем организации сбыта предприятиями обусловили актуальность и целесообразность выбора данной темы как предмета исследования.
1 Основные теоретические положения по расширению рынков сбыта промышленного предприятия
1.1 Понятие рынка сбыта для предприятия и его характеристика
Организация сбытовой деятельности на предприятии является одной из важнейших составляющих его функционирования. Сбытовая деятельность обеспечивает предприятие основным – денежным потоком для его функционирования. Именно от постановки и развития сбытовой деятельности на предприятии зависит его рыночный успех или поражение.
В работах российских теоретиков можно встретить несколько трактовок сбытовой деятельности. Вот некоторые из них:
- сбытовая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса [19, c. 226];
- сбытовая деятельность – это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей [12, c. 233];
- сбытовая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты предприятия [10, c. 114].
Сбытовая деятельность, по мнению Е. П. Голубкова – это практика осуществления обмена материальными ценностями и услугами, т.е. особый вид деятельности, от которой зависят конечные результаты хозяйственной деятельности компании в целом. Сбытовая деятельность направлена на реализацию конкретных видов продукции независимо от того, когда она осуществляется: до начала производства продукции (на основе заказа) или после завершения производства (поиск покупателей уже произведенного товара, когда производитель работает на неизвестный рынок) [25, c. 18].
Сбыт (реализация) товара играет важную роль в маркетинговой деятельности предприятия. Реализация продукции – это ее сбыт с целью превращения товара в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Сбыт продукции – составная часть комплекса маркетинга. Система сбыта – комплекс, состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта, которые ею пользуются для продажи товаров.
Рынок сбыта представляет собой экономическое пространство, на котором осуществляется предложение товаров и услуг компаниями, и выбор и приобретение этих товаров и услуг потребителями. Рынок сбыта может существовать и функционировать только в рамках конкретного товарного рынка.
Говоря о новых рынках сбыта, необходимо понимать не только географическое расширение ареала деятельности компании. Вывод на рынок нового товара, возможно, несущего в себе модификационные отличия от существующих у компании продуктов, но ориентированного поэтому на иные целевые группы, также можно отнести к своеобразному выходу на новый рынок. Безусловно, разработка принципиально нового продукта и последующее его продвижение также является формой охвата новых рынков.
2 Анализ рынков сбыта продукции ОАО «Минский молочный завод № 1»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский молочный завод № 1»
ОАО «Минский молочный завод №1» введен в эксплуатацию в 1929 году. Именно с этого времени начинается история завода. К концу 1929 года была выпущена первая продукция: простокваша, кефир, молоко. В это время производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать свыше 800 тонн молока в сутки.
К 1940 году завод производил уже в год 11700 тонн цельномолочной продукции, 46 тонн масла, 280 тонн мороженного. На сегодняшний день ассортимент продукции насчитывает свыше 250 наименований продукции.
Предприятие производит не только традиционные молочные продукты – кефир, творог, молоко, сметану, масло – но и имеет большую линейку десертов (йогурты, желе, пудинги, пасты).
На предприятии работает отдельный цех по производству детских молочных продуктов, где выпускаются молоко и кефир для питания детей с восьми месяцев, а также йогурты для детей дошкольного и школьного возраста.
Особое место в ассортименте занимают, конечно же, глазированные сырки, изготовление которых впервые в Беларуси было начато именно на данном предприятии.
ОАО «Минский молочный завод №1» большое внимание уделяет доступности и широкой представленности своей продукции в розничной торговле. Продукция широко представлена на рынке Беларуси и России, налажены поставки в Грузию, Азербайджан, Молдову, Казахстан, Китай и другие страны.
В 1974 году произошло переоснащение завода. В результате технического перевооружения предприятие приобрело технологическое оборудование у ведущих производителей Западной Европы: установлены линии по розливу молочной продукции в упаковку «Пюр-Пак», «Фин-Пак», производству творога методом сепарирования, по производству твердых сыров, линия стерилизации и расфасовки молочных продуктов и соков фирмы «Тетра-Пак» (Швеция), линия производства творога фирмы «Obram» (Польша), автомат для упаковки творога в полимерную пленку под вакуумом фирмы «Мультипак» (Польша), автоматизированная линия по производству и фасовке плавленого сыра «Франс Вермее» (Германия), автоматизированная линия по асептическому розливу и групповой упаковке молока, молочных продуктов и соков порциями 0,2 л. К этому времени производственная мощность составила 230 тонн выработки цельномолочной продукции в сутки.
Сегодня в портфеле предприятия 7 торговых марок:
- Минская марка;
- Славянские традиции;
- Молочная страна;
- Депи;
- Венский завтрак;
- Аристей;
- Я вкусный.
Заключение
Анализ экономического развития ОАО «Минский молочный завод №1» показал наличие тенденции ухудшения финансово-эконмического состояния предприятия в 2020 году, что было обусловлено снижением объемов выпуска и реализации продукции, а также неэффективным управлением затратами на производство и реализацию продукции;
Для предприятия в анализируем периоде был характерен рост рыночной доли и объемов продаж на внутреннем рынке, работа ОАО «Минский молочный завод №1» на внешних рынках, несмотря на более высокую их привлекательность с точки зрения рентабельности продаж и их доходности, характеризовалась устойчивым снижением доли экспорта и объемов продаж продукции, обусловленным в первую очередь потерей части российского и украинского рынков; с учетом того, что продукция ОАО «Минский молочный завод №1» характеризуется высоким качеством и широким ассортиментом, а экспорт является для предприятия заметно более выгодным, для предприятия стоит задача поиска и освоения новых рынков сбыта, а также освоения новых рыночных ниш на уже существующих рынках.
Для ОАО «Минский молочный завод №1» ключевыми резервами увеличения выпуска и реализации продукции должно стать освоение новых рынков и увеличение продаж на имеющихся за счет реализации следующих стратегических направлений развития:
- освоение новых внешних рынков за счет выпуска новой продукции;
- углубление имеющихся рынков и освоение дополнительных ниш за счет развития современных каналов продаж.
В целях расширения рынков сбыта продукции для ОАО «Минский молочный завод №1» предлагается разработка и развитие интернет-магазина на рынке России, что позволит минимизировать потери от снижения продаж через традиционные каналы сбыта. Совокупный экономический эффект от реализации предложенных мероприятий составит для предприятия 2,6 тыс. руб.
1. Акулич, И. Л. Специфика продвижения комплексной технологической продукции на внутреннем рынке Республики Беларусь / И. Л. Акулич, А. С. Сверлов, С. В. Основин // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы : сборник научных трудов / [под общ. ред. И.Л. Акулича] ; Белорус. гос. экон. ун-т [и др.]. - Минск : А.Н. Вараксин, 2018. - С. 4-8.
2. Акулич, И.Л. Конкурентные стратегии на внешнем рынке: электронный учебно-методический комплекс / И.Л. Акулич, В.С. Зеньков [Электронный ресурс]. – Минск: БГЭУ, 2019. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/59582.
3. Альтшулер, И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа / И.Г. Альтшулер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 450 с.
4. Барабаш, В.В. Реклама и маркетинг / В. В. Барабаш, В.Л. Музыкант – М.: ПАИМС, 2013. – 298 с.
5. Баркан, Д. И. Управление продажами: учебник. – 2-е изд., испр. – СПб.: Высш. шк. менеджмента: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. – 907 с.
6. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник / Д.И. Баркан. – СПб.:Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. – 908 с.
7. Баркан, Д.И. Эффективное управление сбытом / Д.И. Баркан. – М.: Академия, 2015. – 347 с.
8. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 219 с.
9. Бауэрсокс,Доналд Дж.Логистика: интегрированная цепь поставок. – 2-е изд. – Пер.с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2015. – 640 с.
10. Берзин, И.С. Маркетинговый анализ / И.С. Берзин. – М.: КНОРУС, 2014. – 480 с.
11. Бобкова, В.М. Логистика распределения: конспект лекций. – СПб., 2015. – 91 с.
12. Болт, Д. Практическое руководство по управлению сбытом / Д. Болт. – М.: Изд-во «Экономика», 2015. – 272 с.
13. Боттаев, Ж.Х. Совершенствование стратегии сбыта сельскохозяйственной продукции на предприятиях АПК (на материалах КБР): дисс. ... канд. экон. наук. Нальчик, 2013. – 176 с.
14. Браун, К. Практическое пособие по стимулированию сбыта / К. Браун. – М.: Экономика, 2014. – 254 с.
15. Бурцев, В. В. Каналы сбыта / В. В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом – 2014. – №4. – С. 19-24.
16. Бурцев, В. В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации / В. В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – №6. – С. 7-15.
17. Бурцев, В.В. Анализ результатов продаж компании: методология и практический пример / В. В. Бурцев // Управление продажами. – 2015. – № 5. – С. 20-22.
18. Вашко, И. М. Экономика инноваций: учеб. пособие / И. М. Вашко, А. Д. Луцевич, Г. З. Суша. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 339 с.
19. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 2016. – 296 с.
20. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский. – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 484 с.
21. Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А. Г. Голова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.
22. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2015. – 688 с.
23. Голубин, Е. Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта / Е. Голубин. –М.: Вершина, 2015. – 135 c.
24. Голубков, Е. П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 1. – С. 9-11.
25. Голубков, Е. П. Генерация идей как этап процесса разработки нового продукта / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и зарубежом. – 2014. – № 2. – С. 17-23.
26. Данько, Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько. – М.: Инфра, 2015. – 280 с.
27. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 531 с.
28. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 496 с.
29. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. – Изд-во: Проспект, 2015. – 440 с.
30. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М: Прогресс, 2016. – 570 с.
31. Основы маркетинга. Теория и практика: учеб. пособие / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 383 с.
32. Официальный сайт GoogleAdwords [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adwords.google.com/.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная структура.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты