ВВЕДЕНИЕ
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (10-11 КЛАССЫ)
1.1 Особенности восприятия информации учащимися 10-11 классов на занятиях изобразительного искусства
1.2 Педагогические особенности преподавания живописи в старших классах на занятиях изобразительного искусства
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Методика преподавания живописи в старших классах
2.2 Объединение по интересам в сфере изобразительного искусства как вид внеклассной работы
2.3 Разработка методического пособия по теме: «Композиция однопланового и многопланового натюрморта (живопись)» (10-11 классы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Психолого-педагогические условия обучения изобразительному искусству являются важным вопросом в системе обучения в средней школе. По незначительному количеству методик обучения учащихся старших классов основами ИЗО можно сделать вывод, что условиям успешного обучения отводится недостаточно внимания. К тому же, разные методики предлагают разные условия, но если их систематизировать, можно получить четко изложение материала. Кроме отсутствия четкости в изложении материала, существует проблема недостаточного уровня знаний в этой области самих педагогов.
Актуальность данной курсовой работы несомненна, так как процесс обучения изобразительному искусству – это творческий процесс, а для создания ситуации успеха в творчестве необходимы определенные условия.
Теоретические вопросы, связанные с педагогическим процессом обучения и в целом, с его системной организацией в частности освещаются в научных трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, И.Ф.Харламова и т.д.
В исследовании проблемы развития творческих способностей в процессе обучения мы опирались на труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Е.И. Игнатьева, В.А. Хуторского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и др.
При формировании концепции нашего исследования мы опирались главным образом на труды Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, JI.B. Благонадежина, Т.В. Шуртакова, В.Е. Семенов, Ю.Н. Протопопов, A.B. Щербаков и т.д.
Цель исследования: изучить методические особенности преподавания однопланового и многопланового натюрморта (живопись) у учащихся 10-11 классов в средней школе.
Объект исследования: преподавание однопланового и многопланового натюрморта (живопись) у учащихся 10-11 классов в средней школе.
Предмет исследования: разработка методического пособия по теме: «Композиция однопланового и многопланового натюрморта (живопись)» (10-11 классы)
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Изучить особенности восприятия информации учащимися 10-11 классов на занятиях ИЗО;
2. Раскрыть педагогические особенности преподавания живописи в старших классах на занятиях объединения по интересам в средней школе.
3. Представить фрагмент методического пособия по теме «Композиция однопланового и многопланового натюрморта (живопись)» (10-11 классы).
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (10-11 КЛАССЫ)
1.1 Особенности восприятия информации учащимися 10-11 классов на занятиях изобразительного искусства
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Представления о сущности эстетического восприятия, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Аристотеля [2] и Платона [15] вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
В кратком словаре по эстетике эстетическое восприятие определяется как «способность воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».
Значительный вклад в развитие научных представлений о восприятии был внесён философами, физиками, физиологами, психологами, педагогами, деятелями искусства.
Проблема восприятия и оценки художественного произведения привлекала многих отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев [1], Л.С. Выготский [5], Л.М. Веккер [7], А.В. Запорожец [7], В.П. Зинченко [7], Е.Л. Крупник [8], А.Н. Леонтьев [11], А.А. Мелик-Пашаев [10], В.И. Петрушин [14], С.Л. Рубинштейн [18], И.М. Сеченов [13], Б.М. Теплов [21], Д.Б. Эльконин [23], П.М. Якобсон [24] и др.).
Так, С.Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии» отмечает, что восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и сознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета [18, с. 138].
Особое внимание в работе уделено художественному восприятию и его связи с деятельностью [18, с. 139]. Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга: не только творчество обусловлено его восприятием, но и само восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого им; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними. Процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство.
Вместе с тем, С.Л. Рубинштейн отмечает, что восприятие не только связано с действием, с деятельностью, но и само оно является специфической познавательной деятельностью сопоставления, соотнесения возникающих в нём чувственных качеств предмета. «В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета – для того, чтобы тотчас же быть отнесёнными к нему. Восприятие – это форма познания действительности [18, с. 141]».
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Методика преподавания живописи в старших классах
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдений, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку свое содержание, свой человеческий смысл, т.е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей школьного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, -это не простая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – не одно и то же.
В школе учащиеся впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи.
Развивать у учащихся интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу; подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык – средства выразительности живописи.
Познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов; композицией построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко-далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом-темным, на темном-светлым и т.д.) Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах – музыке, поэзии, танце и т.д. [11]
На доступном для учащихся 10-11 классов уровне педагогу необходимо дать представление о жанрах живописи и о некоторых его видах, о средствах выразительности живописи; обогатить словарь учащихся сенсорными,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психолого-педагогический процесс культуры восприятия изобразительного искусства учащимися 10-11-х классов состоит из 3-х фаз. В каждой фазе локализован специфичный для нее психологический механизм воздействия: для предкоммуникативной фазы – механизм художественно-психологической установки (слово и отношение педагога, возрастные особенности, тип нервной системы); для коммуникативной фазы – механизм катарсиса (отзывчивость, сопереживание, эмоциональность); для посткоммуникативной фазы – механизм ценностно-смысловой рефлексии (понимание, образное мышление, интерпретация, оценка). Наиболее существенными педагогическими факторами, влияющими на культуру восприятия изобразительного искусства подростками являются: запас зрительных впечатлений (опыт восприятия); знание истории и фактов изобразительного искусства (эрудиция); общая художественная подготовка (практическая деятельность); условия восприятия (размер и освещение произведений изобразительного искусства, восприятие подлинника или репродукции); возраст учащихся (образовательный уровень, жизненный и нравственный опыт).
Успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического обогащения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступными конкретному возрасту. И на этой основе – раскрытие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно – эстетических, гражданских качеств и свойств личности.
Изобразительная деятельность школьников в объединении по интересам объединяет в себе внеклассную досуговую деятельность учащихся (внеклассные занятия, руководство практической работой детей в кружке, проведение экскурсий в музеях, посещение выставок, мастерских художников, выход на природу с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве) и внешкольную деятельность (занятия в учреждениях дополнительного образования). Она должна служить средством развития образного мышления, превращаться в профессиональную подготовку будущих художников. При подготовке новых учебных планов и программ, методических пособий для педагогов необходимо ориентироваться на требование формирования и развития творческой личности.
Рассматривая роль живописи в художественно-эстетическом воспитании учащихся 10-11 классов, отметим, что этот жанр живописи в изобразительном искусстве может в полной мере раскрыть творческий потенциал, заложенный в личности. Однако для мобилизации этих внутренних творческих средств, запасов и источников, имеющиеся в наличии у учащегося могут быть приведены в действие и использованы для достижения определённой цели только при помощи использования определённой целенаправленной системы
1. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. – М.: Просвещение, 1968. – 335 с.
2. Аристотель. Этика / Аристотель. – М.: ACT, 2002. – 492 с.
3. Бакушинский, А.В.Художественное творчество и воспитание. – М.: Новая Москва, 1925. – 204 с.
4. Волков, Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. Изд. 2-е, доп. – М.: Просвещение, 1976. – 245 с.
5. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский ; под. ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
6. Выготский, Л.С.Психология искусства. – М.: Искусство, 1986. – 536 с.
7. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.М. Веккер, В.П. Зинченко, Л.Г. Рузская. – М.: Просвещение, 1967. – 322 с.
8. Крупник, Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства / Е.П. Крупник // Вопросы психологии. – М., 1989, №4. – С. 102-110.
9. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. – М.: Изд-во «Институт психологии», 1999. – 240 с.
10. Кудина, Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников? / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Знание, 1988. – 79 с.
11. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В.С. Кузин – М: Просвещение, 1977. – 190 с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Полит¬издат, 1977. – 304 с.
13. Леонтьев, Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология. – М.: Наука, 1991. – 192 с.
14. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошееский, А. В. Брушлипский, В.А. Петровский – М.: Издательский центр Академия, 1998. – 512 с.
15. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект, 2000. – 490 с.
16. Печко, Л.П. Системные связи художественных и научно-образовательных элементов в эстетическом воспитании учащихся // Л.П. Печко // Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода) под ред. Б.Т. Лихачёва. – М.: Педагогика, 1980. – С.16 – 43.
17. Ракитин, В.И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.
18. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт. – М.: Музыка, 1972. – 160 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – В 2 т. – Т.1. – 485 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1975. – 386 с.
21. Сатарова, Л.А. Интерпретация как способ активизации образного мышления школьников // Изобразительное искусство в школе. – 2004. –№5. – С. 56 – 63.
22. Толстых, А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
23. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. – 168 с.
24. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. – М.: Искусство, 1964. – 88 с.