ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Педагогические аспекты развития и формирования творческой активности
1.2 Психолого-педагогические особенности развития старшеклассников
1.3 Методы и способы развития творческой активности обучающихся старших классов
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Методологическая основа исследования развития творческой активности старшеклассников
2.2 Анализ результатов исследования творческой активности старшеклассников
2.3 Пути развития творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства, черчения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопроса развития творческой активности подрастающего поколения обусловлена возрастающей потребностью общества в личности, которая в максимальной степени способна актуализировать свои способности и активно участвовать в решении социально-экономических проблем развития своей страны. Реальные условия для участия в творческой созидательной деятельности подрастающему поколению предоставляет система дополнительного образования. Развитие творческих способностей обучающихся старших классов в условиях дополнительного образования представляет собой педагогический процесс, эффективность которого зависима от ряда факторов, условий их реализации.
Говоря о проблеме активизации творческой активности обучающихся в процессе работы с различными художественными материалами, необходимо заметить, что она давно занимает ученых разных областей науки: психологов, физиологов, педагогов.
Наиболее серьезные и интересные исследования в этой области стали проводиться в конце XIX начале XX вв. Выделяются три направления в этой области: американская школа – с преобладанием моторно-волевых и аналитических процессов над эмоциональными проявлениями (Т.Б. Донцова, Б.Н. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросули др.); немецкая – с внимательным отношением к процессам свободного творчества (Л.А. Венгер, С.М. Даниэль, В.Н. Кардашов); а так же школа, объединяющая два предыдущих направления, характерная для русской художественной педагогики (А.Ф. Андронов, К.М. Багдасарян, Г.В. Беда, Ш.И. Ганелин, М.Н. Салтыкова, О.Е. Сыркина, Ж. Годфруа и др.), в которой очень индивидуально группируются и перерабатываются американские и немецкие приемы.
Проблема развития детского изобразительного творчества рассматривалась в исследованиях искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Педагогические аспекты развития и формирования творческой активности
Под педагогическими условиями развития творческой активности в научной литературе принято понимать определенную совокупность необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечивает достижение необходимого результата. Данный результат представляется возможным определить в качестве эффективной организации процесса творческой деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования, которая обеспечивает достижение обучающимися творческого уровня деятельности, а на его основе соответственно – развития их творческих способностей [6, c. 25].
Исследователи в качестве педагогических условий развития творческой активности старшеклассников в условиях современного образования определяют следующие:
- включение обучающихся старших классов и педагогов в совместную творческую деятельность;
- педагогическое управление процессом развития творческого потенциала старшеклассников в рамках дополнительного образования;
- разработка критериев оценки степени развития творческих возможностей обучающихся старших классов.
Инновационные стратегии в сфере образования предусматривают, что содержание основного и дополнительного образования должно предоставлять выбор каждому учащемуся индивидуального направления личного развития, области для самореализации. Реализация данной стратегии представляется возможной при условии изменения субъект-объектных отношений между педагогом и обучающимся на субъект-субъектные, в рамках которых достигается наиболее полная самореализация личностного потенциала учащегося.
По мнению педагогов, одно из вышеперечисленных условий (включение старшеклассника и педагога в совместную творческую деятельность, которая ориентирована на развитие творческих способностей обучающихся), позволяет осуществлять переход в направлении от установки на развитие творческих способностей непосредственно к педагогической ценности саморазвития учащегося и педагога в процессе их совместной деятельности, которая носит творческий характер [9, c. 89].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Методологическая основа исследования развития творческой активности старшеклассников
Цель эмпирического исследования: выявить уровень развития творческих способностей обучающихся старшего школьного возраста.
Эмпирическое исследование включало 4 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) проведение диагностики степени развитости творческих способностей старшеклассников;
3) анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования;
4) разработка рекомендаций по организации условий успешного развития творческих способностей старших школьников.
Методы исследования: тестирование (тест-опросник на выявление творческих задатков Г. Дэвиса), количественный и качественный анализ.
Выбор методов и методик исследования обусловлен их соответствием целям исследования, возрасту испытуемых.
База и выборка исследования: исследование осуществлялось на базе. В исследовании приняли участие 10 школьников старших классов в возрасте 15 – 16 лет.
Тест-опросник Г. Дэвиса
Методика Г. Дэвиса предназначается для определения творческих способностей школьников. Основополагающий методом диагностики – тестирование. Опросник предназначен для подростков и юношей 14-17 лет. Данное исследование рекомендуется проводить педагогу-психологу 1 раз в семестр с обучающимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для педагогического состава (воспитатели, кураторы учебных групп, мастера производственного обучения, социальный педагог, классный руководитель. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). С помощью ключа производится оценка и обработка данных исследования, а также их интерпретация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс формирования развития творческих способностей старшеклассника представляет собой определенное взаимодействие двух подсистем: педагога и учащегося, которые выступают в роли субъектов этого процесса. Степень, полнота их погружения в совместную творческую деятельность обуславливает характер результатов этой деятельности, возможность оценивания их в качественном и количественном отношении. Исследователи в качестве педагогических условий развития творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования определяют следующие: включение учащихся старших классов и педагогов в совместную творческую деятельность; педагогическое управление процессом развития творческого потенциала старшеклассников в рамках дополнительного образования; разработка критериев оценки степени развития творческих возможностей учащихся старших классов.
Развитие познавательной деятельности подростков, в частности восьмиклассников, происходит высокими темпами и характеризуется не только количественными, но и качественными изменениями. Процессу трансформации подлежат все процессы: внимание, мышление, память, воображение и т.д. Качественный скачок в развитии внутренней познавательной сферы дает возможность подросткам по-новому воспринимать и анализировать новую информацию, получаемую, в том числе, и в процессе обучения в школе.
Подходы отечественных психологов к формированию творческих способностей детей отличаются своей направленностью в зависимости от сферы формирования и творческого развития. Что касается системы дополнительного образования, то по своему содержанию оно является всеохватывающим. Этим обусловлен тот факт, что дополнительное образование в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы индивида. В настоящее время система дополнительного образования подростков представлена целым рядом направлений, среди которых художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое.
Цель эмпирического исследования: выявить уровень развития творческих способностей учащихся старшего школьного возраста. Методы исследования: тестирование (тест-опросник на выявление творческих задатков Г. Дэвиса), количественный и качественный анализ. В исследовании приняли участие 10 школьников старших классов в возрасте 15 – 16 лет.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения. – М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Аксютик, Н.И., Макарова Е.А. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры. Учебн. Пособие- Мн., 2008. 147
3. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.
4. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1999.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии М., Аспект-Пресс, 1998.
6. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирования учебной деятельности школьников // хрестоматия Интеллект. Мышление. Память СПб.: Питер, 1999.
7. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей кур-сов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
8. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник/ Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..- М.: МГУКИ, 2004.- 436с
9. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
10. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильникова. – Дубна: Феникс+, 2007.
11. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: М.: Изд-во УРАО, - 128 с.
12. Немов, Р.С. Психология - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС. 2003. - Кн.1. Общие основы психологии
13. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2006. – 178
14. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И. Султанбаева. – Абакан, 1999.
15. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.: Психология, 2008. – 560 с.
16. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994.
17. Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М.: Академия, 2008. – 211 с.
18. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
19. Сухарев А.Н. Арт-рынок: динамика и современное состояние // Финансы и кредит. 2013. №45 (573) С.19-24.
20. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.
21. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. /Г.Л.Тульчинский. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 384
22. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии /Леонтович А. // Народное образование - 1999,- №10, с.152-158
23. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991.