Введение
Глава 1 Теоретические аспекты белорусского народного декоративно-прикладного искусства
1.1 История развития белорусского народного декоративно-прикладного искусства
1.2 Характеристика белорусского народного декоративно-прикладного искусства и его основные направления
Выводы по главе 1
Глава 2 Технологические особенности белорусского народного декоративно-прикладного искусства
2.1 Белорусская маляванка как образец народного декоративно-прикладного творчества
2.2 Технологические особенности и специфика создания маляванак
Выводы по главе 2
Глава 3 Белорусское народное декоративно-прикладное искусство в патриотическом воспитании детей школьного возраста
3.1 Значение белорусского народного декоративно-прикладного искусства для культурного самоопределения
3.2 План работы занятий по интересам по белорусскому народному декоративно-прикладному творчеству с детьми 9-13 лет
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любая сфера жизнедеятельности, в первую очередь эстетическая, не может успешно развиваться без опоры на народную художественную культуру, на ценности национального декоративно-прикладного искусства. Поэтому одним из действенных педагогических средств формирования эстетической культуры личности нам представляется народное искусство [14, с. 17].
Народное творчество и декоративно-прикладное народное искусство представляет собой накопленный поколениями белорусов эстетический опыт. Именно народное искусство в большей мере формирует то представление о нашей культуре, которое являет собой базу национального самосознания, что важно для осуществления патриотического воспитания. Данное направление в художественном искусстве также имеет огромное значение для эстетического воспитания: формирования эстетических чувств, эстетического вкуса, способности смотреть на мир через призму прекрасного. Однако, не стоит забывать о прикладном характере данного вида творческой деятельности, что связывает его не только с эмоционально-чувственной сферой человека, но и с трудовой, а значит, народное декоративно-прикладное творчество формирует также особое отношение к трудовой деятельности, как части национальной культуры и быта.
Школьный этап является достаточно длительным периодом в жизни ребёнка, в ходе которого происходит его взросление, становление как личности и как гражданина своей страны. Актуальность выбранной для курсовой работы темы заключается в том, приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному искусству ведёт к раскрытию творческих способностей, способствует их всестороннему развитию, приобщает к труду, развивает когнитивную деятельность, влияет на эмоциональную сферу. К тому же, декоративно-прикладное искусство позволяет прочувствовать связь с культурой предков, способствует национальному самоопределению ребёнка, что соответствует цели патриотического воспитания в учреждении образования: «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии» [12, с. 3].
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты белорусского народного декоративно-прикладного искусства
1.1 История развития белорусского народного декоративно-прикладного искусства
Под термином «декоративно-прикладное искусство» Популярная художественная энциклопедия понимает раздел декоративного искусства, который охватывает те области творчества, которые посвящены «созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта» [16, с. 212]. Их авторы связывают данный вид деятельности с созданием различной посуды, мебели или её элементов, тканей, орудий труда, а также предметов, которые по изначальному своему предназначению предметами искусства не являются, но приобрели художественные качества благодаря определённой творческой обработке, которая придала им эстетичности, выразительности. Т. В. Портнова определяет декоративно-прикладное искусство как «обслуживающее бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяющее его эстетические потребности» [17, с. 111]. Она также упоминала о том, что слова «декоративность» и «декор», и связанные с ними «орнаментальность» и «узор» тесно связаны с таким понятием как «стилизация», которое подразумевает творческую переработку природных форм в декоративные [17, с. 112]. Например, глиняный кувшин не является предметом искусства, лишь кухонной утварью. В то же время, расписанный эмалью кувшин, уже является не просто ёмкостью, но декоративным элементом интерьера [16, с. 212]. Таким образом, под декоративно-прикладным искусством понимается широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную и художественную функции. А значит, что декоративно-прикладное творчество является деятельностью по созданию творчески обработанных и переосмысленных предметов быта.
[...]
Глава 2 Технологические особенности белорусского народного декоративно-прикладного искусства
2.1 Белорусская маляванка как образец народного декоративно-прикладного творчества
Белорусское народное декоративно-прикладное искусство отличается разнообразием форм и технологий, которые не всегда возможно реализовать в условиях государственного учреждения образования. Одним из наиболее значимых и наиболее подходящих для реализации на занятиях в школьном возрасте видов деятельности является художественная обработка ткани, а именно вышивка, так как она не требует специального оборудования, а также специальных рабочих условий, как, например, ткачество или резьба по дереву, соломоплетение и др. Материалы для осуществления данного вида деятельности также являются доступными в любое время года.
Под вышивкой в наше время понимается вид народного декоративно-прикладного искусства, выполненный вручную или машинным способом на тканях, кружевах, коже льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, изредка шелковыми нитками, блестками и др. [9, с. 2017].
Вышивка имела для белорусов особое значение. Ещё в конце XIX – начале XX веков бытовало убеждение, что девушка, которая не умеет вышивать, обречена на то, чтобы остаться незамужней. Таким образом, овладеть той или ной степенью мастерства обязана была каждая женщина, особенно до того момента, когда она выйдет замуж (так как после замужества рукоделию уделялось гораздо меньше времени из-за бытовых хлопот). В основном вышивкой занимались девушки 12-15 лет, которые должны были к моменту замужества вышить себе приданое [4, с. 327].
Список предметов, которые необходимо было обязательно вышить состоял традиционно из предметов одежды, тканевого убранства дома и обрядового ручника, который выполнял роль семейного оберега, а также использовался во всех семейных обрядах белорусов, а в обычное время хранился в красном уголке рядом с образами святых [4, с. 328].
[...]
Глава 3 Белорусское народное декоративно-прикладное искусство в патриотическом воспитании детей школьного возраста
3.1 Значение белорусского народного декоративно-прикладного искусства для культурного самоопределения
Приобщение ребёнка к народному искусству через занятия декоративно-прикладным творчеством является частью эстетического, трудового и патриотического воспитания. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи указана необходимость приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству, а также «формирования ценностного отношения к народному искусству, историко-культурным традициям своей страны; стремления к их творческому освоению и сохранению… формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания» [12]. Под патриотизмом в ней понимается «чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы» [12].
Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма учащихся должно быть направлено на усвоение ими общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, а также формирования готовности к исполнению гражданского долга [12]. Данные задачи можно реализовать посредством приобщения учащихся к народному искусству, знакомства их с народными традициями и особенностями белорусской культуры. Сущностью понятий гражданственности и патриотизма является уважение к историко-культурному наследию белорусского народа, частью которого является декоративно прикладной искусство.
[...]
Заключение
Народное декоративно прикладное искусство уходят корнями в глубокую древность и представляет собой создание эстетичных, художественных изделий, предназначенных главным образом для использования в быту, что подразумевает, что прикладной характер и практичность, не смотря на художественную обработку, всё же имеют в нём первостепенную значимость.
Белорусское декоративно-прикладное искусство имеет длительную историю. Его история берёт своё начало в глубокой древности. Самые ранние археологические находки на территории нашей страны относятся к Каменному веку, и подтверждают, что у предков современных белорусов уже тогда была тяга к украшению пространства вокруг себя. К XII-XIII векам в декоративно-прикладном искусстве сформировались несколько основных направлений деятельности: ювелирное дело и обработка металла, керамика, фаянс, работа со стеклом, кожей, соломой, создание и художественная обработка тканей, вязание кружева и др. В период XIV-XVI национальное декоративно-прикладное белорусское искусство уже обладало всеми этническими чертами, позволяющими выделить его из прочих культурных направлений восточных славян. В XX веке на территории Беларуси из-за роста массового производства сократилось количество ремесленников, однако декоративно-прикладное искусство нашло себя в иных формах.
Ввиду того, что декоративно-прикладное творчество происходит из работы ремесленников, существование его основных направлений напрямую связано с существующими в те или иные времена ремёслами. Среди основных направлений можно назвать гончарство и керамику, майолику, лозоплетение, соломоплетение, технику вытинанки и обработку бумаги, художественную обработку кожи, ткани, включая вышивку, роспись и ткачество, резьбу и роспись по дереву и пр.
[...]
1. Алексеева, И. В. Истоки декоративно-прикладного и орнаментального искусства России / И. В. Алексеева, Е. В. Омельяненко. – Теория и практика общественного развития, 2015. – С. 129-131.
2. Алексеева, Л. П. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей, обучающихся: учебно-методическое пособие / Л. П. Алексеева. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. – 77 с.
3. Арцем’ева, I Беларускія маляваныя дываны. Альбом-каталог з фондаў гісторыкакультурнага музея-запаведніка – Заслаўе / Склад. І. Арцем’ева, Ю. Малаш, А. Рак. – Мінск: Рыфтур, 2005. – 64 с.
4. Бандарчык, В. К. Беларусы. Прамысловыя і рамесныя заняткі / рэдкал.: В. К. Бандарчык [і інш.]; Нац. Акад. Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы. – Мінск: Бел. навука,1995. – T.1. – 360 с.
5. Барадулин, В.А. (ред.) Основы художественного ремесла. Пособие для учителя / В. А. Барадулин, О. В. Танкус. – М. : Просвещение, 1986. – Ч. 1 – 240 с.
6. Буслова, А. П. Витебские маляванки: традиции и современность / А. П. Буслова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – С. 276-277.
7. Высоцкая, Н. Ф. Дэкаратыўна-пракладное мастацтва Беларусi XII-XIII стагоддзяў / Н. Ф. Высоцкая. – Мiнск : Выдавецтва «Беларусь», 1984. – 241 с.
8. Гамезо М.В., Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Просвещение, 2003. - 512 с.
9. Гончарова, А. И. Анализ элементов белорусского национального орнамента / А. И. Гончарова. – Витебск : ВГТУ, 2017. – С. 2017-220.
10. Горбатова, Е. В. Значение декоративной деятельности в эстетическом развитии детей дошкольного возраста / Е. В. Горбатова. – Минск : БГПУ, 2007. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/...ВОЗРАСТА.pdf.
11. Григорьева, Ю.И. Характеристика младших подростков в контексте развития творческих способностей / Ю.И. Григорьева. – Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина, «Гаудеамус», 2016. – №3. – С. 103-108.
12. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
13. Корникова, Н. В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Народное искусство в музеях Беларуси». ГГУ им. Франциска Скорины [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.gsu.by/...Народное_искусство.pdf.
14. Любимова, Ю. С. Роль народного искусства в эстетическом воспитании учащихся на уроках изобразительного искусства / Ю. С. Любимова // Мастацкая адукацыя і культура. – 2011. – № 2. – С. 16–24.
15. Образовательный общего среднего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/obr/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf.
16. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Ред. кол.: В. М. Полевой, В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синюков. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 1999. – Т. 1. – 447 c.
17. Портнова, Т. В. Параллельные методы в декоративно-прикладном искусстве и танце / Т. В. Портнова. – Приволжский научный вестник, 2012. – С. 111-118.
18. Сахута, Я беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я. Сахута. – Мiнск : Беларусь, 1996. – 110 с.
19. Соколова, Е. О. Стилизация как методическое средство взаимосвязи натурного и декоративного рисования: монография. / Е. О. Соколова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – 211 с.
20. Сущность процесса воспитания, его закономерности и принципы. Лекции ГГУ им. Франциска Скорины. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.gsu.by/bitstream/...педагогика%29.pdf.
21. Шаляпина, К.С. Белорусский костюм – история и современность: учебно-исследовательская разработка в области освоения традиционной культуры / К.С. Шаляпина. – Томск, 2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fakel.tom.ru/...-Belorusski-.pdf.
22. Шауро, Г. Ф. Декоративно-прикладное искусство Беларуси в контексте Европейской и Мировой художественной культуры. / Г. Ф. Шауро. – Гродно : БГУКИ, 2015. – С. 55-61.
23. Шауро, Г. Ф. Традиционное народное творчество Беларуси и его взаимодействие с современным декоративно-прикладным искусством / Г. Ф. Шауро, В. М. Ушакова. – Минск : БГУКИ, 2020. – С. 133-135.
24. Юрченко, В. Н. Декоративно-прикладное искусство как форма творчества: лекция. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.google.com/url?sa=...89978449