ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ» И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ, КАК ЖАНРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Понятие жанра «городской пейзаж», его особенности
1.2 Композиционное решение и последовательность выполнения работы «городского пейзажа»
ГЛАВА 2. КОМПОЗИЦИЯ-КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПЕЙЗАЖА «СТАРЫЙ ЗАМОК В ГРОДНО»
2.1 Последовательность выполнения работы «городского пейзажа» в масляной живописи
2.2 Композиционное решение: формат, цвет, соотношение
2.3 Технология выполнения пейзажа «Старый замок в Гродно»
ГЛАВА 3. ОБРАЗ ГОРОДА В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ БЕЛАРУСИ
3.1 Направления развития городского пейзажа в ХХ-нач. ХIX в.в.
3.2 Интерпретации изображения белорусских городов в исторической ретроспективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы: Одним из приоритетных направлений в современных гуманитарных науках является изучение города как сложного социального, пространственного, художественного, культурного и исторического феномена. Его важной характеристикой является понятие «образ города» как проявление духовной сущности материального городского пространства, выражение общих черт и уникальных особенностей, присущих городам, отражение исторической и культурной памяти, этнокультурной идентичности.
Образ города, изображенный в живописи или графике, оказывает воздействие на поведение человека, формирует его мироощущение, определяет направления городского планирования и развития. Изучение эволюции образа города в художественном искусстве позволяет выявить представления о ценностях, эстетических категориях, социальных нормах определенного исторического периода, тенденции в развитии городских пространств.
Значительный корпус текстов посвящен образу города в изобразительном искусстве. Здесь, прежде всего, надо назвать монографию Г.З. Каганова «Санкт-Петербург: образы пространства» (М., 1995) и его же статью «Город в картине и «на самом деле» в сборнике «Город и искусство: субъекты социокультурного диалога» (М., 1996) [22; 23], а также работы М.В. Алпатова, Л.Г. Баткина, Л.М. Брагиной, И.Е. Даниловой, С.М. Даниэля, А.В. Иконникова, Г.С. Лебедевой, В.И. Локтева, Б.Б. Михайлова, А.Г. Раппапорта, Г.И. Ревзина, Т.Х. Стародуб [6; 13; 21].
Такое направление в живописи, как городской пейзаж, стал результатом нескольких столетий развития пейзажной живописи. В 15 веке получили распространение архитектурные пейзажи, на которых изображались виды на город с высоты птичьего полета. На этих интересных
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ» И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ, КАК ЖАНРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Понятие жанра «городской пейзаж», его особенности
Современный город обладает целым спектром открытых пространств – это городские площади различного градостроительного значения, парки, скверы, бульвары, сады, набережные, открытые эспланады памятных мест, фрагменты естественного природного ландшафта, дворовые территории жилых комплексов и т.д. Их роль в формировании целостного городского организма, «образа города», в осуществлении специальных и универсальных функциональных процессов велика и многогранна.
Городской пейзаж или урбанизированный ландшафт эквивалент городского ландшафта. Разница определений состоит лишь в том, что первое касается крупных урбанизированных городов, а второе маленьких. В урбанизированный дизайн входят конфигурация встроенных форм и промежуточное пространство. В изобразительном искусстве урбанизированный (городской) ландшафт художественное представление, в таких сферах как живопись, графика, печать или фотография, физических аспектов города или агломерации [15].
Городской пейзаж – это направление в живописи, которое явилось результатом развития пейзажной живописи на протяжении нескольких столетий [15].
Образ города в целом или отдельных крупных его частей неоднократно бывал предметом художественного изображения, как в пространственных искусствах, так и в словесных. Целостное представление о городе формируется вследствие соединения многообразия трактовок гуманитарных
ГЛАВА 2. КОМПОЗИЦИЯ-КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПЕЙЗАЖА «СТАРЫЙ ЗАМОК В ГРОДНО»
2.1 Последовательность выполнения работы «городского пейзажа» в масляной живописи
Издавна художники искали материал, на котором бы живопись сохранялась веками, не теряя своих первоначальных качеств. Неудивительно, что многие произведения прошлого прекрасно сохранялись в течение 300 – 500 лет. Из истории искусства известен такой факт: во Фландрии изготовление деревянных досок для живописи находилось под контролем государства, а специальный закон запрещал художникам использовать доски из частных мастерских. Столь строгие требования объяснялись так: «Гений художника принадлежит отечеству. Долг отечества – позаботиться, насколько возможно, продлить век лучших произведений живописи. Нужно одинаково заботиться обо всех картинах уже поэтому, что всякий знаменитый художник начинает с неизвестности, или же неизвестен по своей скромности. А потому, художник, не злая, как будет оценена его картина в будущем, не должен по небрежности или из экономии подвергать свою картину риску» [29].
Но, к сожалению, в природе нет материала, обладающего всеми необходимыми свойствами идеальной основы для живописи: прочностью, постоянным объёмом, легкостью, стойкостью к изменению температуры и влажности, к воздействию коррозии и биологических вредителей. В качестве основы художники использовали самые разнообразные материалы, но многие из них не выдержали проверки временем.
За последнее время появилось немало новых материалов, которые художники пытаются применить для работы. Так, например, существуют
ГЛАВА 3. ОБРАЗ ГОРОДА В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ БЕЛАРУСИ
3.1 Направления развития городского пейзажа в ХХ-нач. ХIX в.в.
В данном разделе рассмотрим этапы в трактовке городского пространства белорусскими художниками (таблица 1) [4; 13; 14].
Таблица 1 – Этапы в трактовке городского пространства белорусскими художниками
| Этап | Направление | Художники |
| 1900-1920 г.г. | «традиции романтизма» | Я. Дроздович |
| «реализм» | Ю. Пэн, М. Слеплян, Н. Михолап, А. Маневич |
| «модерн» | С. Юдовин |
| «кубофутуризм» | И. Пуни |
| «кубизм» | Р. Фальк |
| «примитивизм» | М. Шагал |
| 1930-е г. | «парадный» | А. Тычина |
| «камерный» | Н. Дучиц, Л. Зевин |
| Военный период | «образ руины» | А. Корженевский, М. Филиппович |
| 1950-е годы | «парадный» | С. Герус, А. тычина, И. Медведев |
| «город и люди» | А. Волков |
| «старое и новое» | М. Моносзон |
| «образ события» | М. Моносзон, Н. Воронов |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Формирование образа города в изобразительном искусстве всегда было связано как с определенным городским пространством, так и пониманием художниками «картины мира».
2. В произведениях изобразительного искусства, а точнее в «городском пейзажном искусстве» город предстает как проявление духовной составляющей материального пространства рассматриваемой территории.
3. В трактовке города в белорусском изобразительном искусстве прослеживаются следующие направления: реальный (отражающий объективную реальность); ирреальный (не точная передача городского пространства, а выражение его нематериальной сущности – город-воспоминание, город-мечта); виртуальный город (формирование условной реальности пространства).
4. «Городские пейзажи» раскрывают образ города в разные исторические эпохи, дают понимание особенностей восприятия и переживания его художником.
5. Рассмотренная нами репродукция в жанре «городской пейзаж», имеющая название «Старый замок в Гродно», позволила нам понять все особенности открытой композиции, в которой первоочередным средством передачи настроения служит игра света и тени. Изображение несет одновременно легкость и теплоту, поскольку отражает такое время года, как лето, но и рассказывает нам об историческом прошлом территории, выделяя в главный элемент – Старый замок.
6. Сам по себе пейзаж – это искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. Рассматривая картину, невольно проникаешься в мир зрительных образов и впечатлений, которые художник испытывал при написании работы.
1. Адаскина, Н.Л. Об особенностях современного подхода к художественным вопросам формообразования в пространственных искусствах и дизайне // Художественные и комбинаторные проблемы формообразования – М., 1979.
2. Адаскина, Н.Л. Образно-художественные аспекты городской среды: к проблеме «средового образа» // Городская среда. Дизайн и архитектура. – 4.1-2. 4.2. – М., 1990.
3. Анциферов, Н. «Непостижимый город». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. – Л., 1991.
4. Анциферовы, Н. и Т. Книга о городе. – М., 1926-1927.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм – М., 1974.
6. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. – М., 1987.
7. Асс, Е.В. Дизайн в пространстве жизни города // Труды ВНИИТЭ «Техническая эстетика» - №6. - М., 1980.
8. Бархин, М.Г. Город: структура и композиция / М.Г. Бархин – М., 1986.
9. Беляева, Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е.Л. Беляева – М., 1977.
10. Беляева, Е.Л. Дизайн в визуальной среде современного города // Труды ВНИИТЭ «Техническая эстетика» - №6. - М., 1980.
11. Бернштейн, Б.М. Пространственные искусства как феномен культуры // Искусство в системе культуры. - Л., 1987.
12. Бондаренко, И.А. Иерархическая структура древнерусского города // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. / Под ред. Э.В. Сайко. - М., 1996.
13. Горанская, Т.Г. Образ города в изобразительном искусстве Беларуси XX - начала XXI в.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Горанская Татьяна Георгиевна; Национальная академия наук Беларуси, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы. – Минск, 2015. – 24 с.
14. Горанская, Т.Г. Теоретические основы «образа города» в изобразительном искусстве Беларуси XX-XXI вв. / Т.Г. Горанская // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук = Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук = Proceedings of the National Academy of Sciences of Belarus. Humanitarian Series. – 2014. - №3. - С. 77-86.
15. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. // Под ред. Э.В. Сайко. - М., 1996.
16. Городская среда. Дизайн и архитектура. - 4.1-2. - М.,1990.
17. Городская среда. Современные проблемы формирования. - 4.1-2. - М., 1989.
18. Городская среда. Технология развития: Настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина и др. – М.: «Издательство Ладья». – 1995. – 240 с.
19. Гутнов, А. Эволюция градостроительства / А. Гутнов -М.,1984.
20. Дианова, В.М. Модернизм и постмодернизм теория и художественная практика // Смыслы культуры. Материалы международной конференции. - СПб., 1996.
21. Иконников, А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М.,1985.79. / Иконников А.В. Коммуникативная роль предметной среды // Эстетические проблемы дизайна. - М.,1978.
22. Каганов, Г.З. Город в картине и «на самом деле» // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. - М.,1996.
23. Каганов, Г.З. Проблемы поэтики городской среды II Городская среда. Дизайн и архитектура / Г.З. Каганов - 4.1-2. 4.2. - М.,1990.
24. Каганов, Г.З. Санкт-Петербург: образы пространства / Г.З. Каганов - М.,1995.
25. Линч, К. Образ города / К. Линч - М., 1982.
26. Раппапорт, А.Г. Стиль и среда // Декоративное искусство СССР, - 1983 - №5.
27. Самохин, А.В. Пейзаж как историческая живопись. Средневековая Москва А.М. Васнецова и Киммерия К.Ф. Богаевского / А. Самохин // Искусствознание. – 2015. - № 1-2. - С. 344-36.
28. Сванидзе, А.А. Город в цивилизации: к вопросу определения // Город как социокультурное явление исторического процесса. – М.: «Наука» - 1995. - 29 с.
29. Свиблова, О. Пространства города // Знание сила / О. Свиблова - 1987 - №10 - 160 с.
30. Хайдеггер, М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. // Время и бытие. - М., 1993.
31. Хан-Магомедов, С.О. О роли элементов дизайна в формировании художественного облика городской среды // Труды ВНИИТЭ «Техническая эстетика» - №6. - М., 1980.
32. Ястребицкая, А.Л. Европейский город / А.Л. Ястребицкая – М., 1993.