ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. История возникновения Болонской системы образования
1.2. Основные принципы Болонской системы образования
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
2.1. Позитивные моменты принятия Болонской системы образования
2.2. Негативные моменты Болонской модели реформирования белорусского образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Болонский процесс – движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования.
В связи со вступлением Беларуси в Болонский процесс Министерством образования и Республиканским советом ректоров в 2016 г. была поставлена задача по адаптации образовательных стандартов высшего образования первой и второй ступени к новым требованиям. Исполнителем этого задания, Республиканским институтом высшей школы, за основу были приняты действующие стандарты (поколение 3), которые перерабатывались в соответствии с европейскими руководствами и рекомендациями, проектными версиями Кодекса об образовании Республики Беларусь, опыта стран СНГ. Макеты новых стандартов, отнесенных к поколению 3+, опубликованы на сайте Института. В основу разработки положены 4 принципа: построение стандартов на основе компетентностного подхода, модульное проектирование стандартов, профилизация (компонент УВО), преемственность бакалаврской и магистерской моделей подготовки. Помимо этого, в стандарты введены оценки трудоемкости в зачетных единицах, связанных Европейской системой трансфера кредитов.
ГЛАВА 1. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. История возникновения Болонской системы образования
В настоящий момент в Болонском процессе участвуют 47 стран, в том числе Россия и еще 5 стран СНГ: Армения, Азербайджан, Молдова, Украина, Казахстан.
Этому процессу предшествовала длительная работа. Рассмотрение образовательной политики в Европе необходимо начинать с принятием Римского договора 1957 г [1, с. 16]. М.Г. Фомина выделяет в данном процессе подготовительный этап, датируемый 1957–1982 гг. [15, с. 161]. Его можно рассматривать как подготовительный, так как в хоܙде его были обоснованы базовые цели и принципы функционирования единого образовательного пространства, подготовлены основные программные документы. Он воплотил пять основных моментов общеевропейского объединения образовательных систем: взаимное признание дипломов; обоснование идеи формирования единоܙго европейского университета; кооперацию в области вторичного и высшего образования; составление реестра учреждений высшего и поствузовского образования, включая негосударственные. В 1976 г. состоялась презентация Программы действий. В ней содержалось шесть пунктов, частично дополняющих и конкретизирующих решения 1957 гоܙда:
- равенство и открытость доступа в высшую школу;
- взаимное признание дипломов;
- принятие общих программ обучения;
- разработка коротких образовательных программ;
- информационная политика;
- формирование общих принципов Европейского университетского института.
Выводы по 1 главе
В настоящий момент в Болонском процессе участвуют 47 стран мира. Наиболее важным проявлением интеграционных тенденций в образовании, бесспорно, явилось подписание в 1999 г. в Болонье руководителями образования 29 стран Декларации о формировании единоܙго европейского образовательного пространства (Declaration on the European Higher Education Area), давшей начало Болонскому процессу.
Болонский процесс предусматривает:
1. Создание единой схемы поܙлучения высшего образования.
2. Повышение качества высшего образования.
3. Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы.
4. Расширение мобильности.
5. Обеспечение трудоустройства выпускников.
6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Одной из новаций Болонской системы является так называемая концепция непрерывного образования, которая предусматривает возможность непрерывного, пожизненного обучения. Также для Болонского процесса характерна кредитная система в высшем образовании, которая объединяет две основные функции, обеспечивая возможности студенческой мобильности и независимого определения индивидуальной траектории получения образования.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
2.1. Позитивные моменты принятия Болонской системы образования
В последние годы в Республике Беларусь осуществляется системная, эволюционная модернизация высшего образования. В рамках широкой общественной дискуссии Министерство образования сформировало соответствующий пакет изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании. Изменениями заложены нормы о переходе на ступенчатую модель системы высшего образования, которые регламентируют реализацию образовательных программ бакалавриата со сроком подготовки 4–4,5 года, магистратуры (1–2 года) и непрерывной образовательной программы (5–6 лет) с присвоением соответствующей академической степени и квалификации. В настоящее время пересматривается нормативно-правовая регламентация отношений в образовательной сфере, что позволит перераспределить полномочия и ответственность в пользу учреждений высшего образования (УВО). Объем компонента УВО в учебных планах будет увеличен до 50%. Планируется нормативно закрепить расширение возможностей УВО и заказчиков кадров по формированию учебных программ через профилизацию специальностей [1].
Как отмечается в официальной позиции Министерства образования: «Система образования нашей страны избрала курс на европейские принципы развития образования с соблюдением в безусловном порядке национальных интересов. При этом актуальным является широкое использование международного опыта развития системы образования не только западных стран, но и наших восточных партнеров, в первую очередь России, Китая и др.» [1].
Выводы по 2 главе
Можно выделить ряд положительных моментов от вступления Беларуси в Болонскую систему.
1) Поскольку белоܙрусские степени бакалавра и магистра будут признаваться в Европе, может увеличится поток иностранных студентов, желающих обучаться в Беларуси.
2) С дипломом бакалавра или магистра европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии.
3) Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда белорусской культуры – значительно большее число европейцев поܙлучат возможность познакомиться с белорусской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования.
4) Болонская система образования основывается на компетентностном подходе. Переход на эту систему означает присоединение к европейской системе образования. Существующие в мире многочисленные стандарты образования, использующие систему зачетных единиц, проявляют себя более ярко и результативно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящий момент в Болонском процессе участвуют 47 стран мира. Наиболее важным проܙявлением интеграционных тенденций в образовании, бесспорноܙ, явилось подписание в 1999 г. в Болонье руководителями образования 29 стран Декларации о формировании единоܙго европейского образовательного пространства (Declaration on the European Higher Education Area), давшей начало Болонскому процессу.
Болонский процесс предусматривает:
1. Создание единой схемы получения высшего образования.
2. Повышение качества высшего образования
3. Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы
4. Расширение мобильности.
5. Обеспечение трудоустройства выпускников
6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования
Одной из новаций Болонской системы является так называемая концепция непрерывного образования, которая предусматривает возможность непрерывного, пожизненного обучения. Также для Болонского процесса характерна кредитная система в высшем образовании, которая объединяет две основные функции, обеспечивая возможности студенческой мобильности и независимого определения индивидуальной траектории поܙлучения образования.
1. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И. Байденко. – М., 2002. – 102 с.
2. Богуш, В. А. Актуальные вопросы развития непрерывного профессионального образования в Республике Беларусь / В.А. Богуш // Вышэйшая школа. – 2017. – № 1. – С. 4–6.
3. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. В. И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.
4. Бордовский, Г.А. Интеграционные процессы в научно‐образовательном пространстве современной России / Г.А. Бордовский // Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве : материалы международного семинара. – М., 2014. – С. 4–6.
5. Иванова, Ю.В. Перспективы развития образования по модели свободных искусств и наук в России / Ю.В. Иванова // Вопросы образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vo.hse.ru/20154/169101537.html. – Дата доступа:
6. Кислицын, К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России / К.Н. Кислицын [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn/. – Дата доступа:
7. Лазар, М.Г. Вхождение российских университетов в Болонский процесс: мечты и реальность / М.Г. Лазар // Ученые записки РГГМУ. – 2009. –№ 9. – С. 190–203.
8. Либин, И.Я. Болонский процесс. Перспективы для России / И.Я. Либин // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – №9.– С. 27–31.
9. Можейко, В. Беларусь и Болонский процесс: альтернативные пути реформы высшего образования / В. Можейко // Памятная записка «Либерального клуба». – 2015. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://liberalclub.biz/. – Дата доступа:
10. Никольский, В. Тенденции Болонского процесса / В. Никольский // Высшее образование в России. – 2005. – №10. –С. 25–28.
11. Плаксий, С.И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы / С.И. Плаксий // ЗПУ. – 2012. – №1. – С. 44–49.
12. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж : Изд-во ЮнеСкО, 1995. – 49 с.
13. Санникова, С.В. Ключевые компетенции личности в контексте Болонского процесса / С.В. Санникова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2009. – №24(157). – С. 29–34.
14. Трапицын, С.Ю. Качество университетского образования в контексте Болонского процесса / С.Ю. Трапицын // Вестник Герценовского университета. – 2009. – №8. – С. 18–22.
15. Фомина, М.Г. Генезис системы образования в странах Совета Европы: процесс формирования Болонской системы / М.Г. Фомина // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – №3. – С. 161–165.
16. Цигулева, О.В. Образовательные модели высшей школы в странах Западной Европы и России в рамках Болонского процесса / О.В. Цигулева // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 388.– С. 227-231.
17. Цыганов, В. Болонский процесс и качество юридического образования в России / В. Цыганов // Власть. – 2010. – №12. – С. 88–93.
18. Шадриков, В. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. – 2004. – № 4. – С. 5.
19. Шемаров, А.И. Мировой опыт высшего образования как возможность для модернизации образовательного процесса в Республике Беларусь / А.И. Шемаров, Е.Г. Гриневич // Актуальные проблемы бизнес-образования : материалы XIV Междунар. науч.-практич. конф., 16–17 апр. 2015 г., Минск / Бел. гос. ун-т, Ин-т бизнеса и менеджмента технологий. – Минск : Национальная библиотека Беларуси, 2016. – С. 21–24.
20. Шеховцов, А.Н. Традиции Болонского университета и современный Болонский процесс / А.Н. Шеховцов // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2013. – №1(23). – С. 32–36.
21. Шпаковская, Л. Политика высшего образования в Европе и России / Л. Шпаковская. – СПб. : Норма, 2007. – 98 с.