Введение
Глава 1 Декоративные Изделия Из Древесины Как Вид Декоративно-Прикладного Искусства
1.1 Развитие Резьбы По Дереву В Беларуси
1.2 Резьба По Дереву Беларуси На Современном Этапе
Глава 2 Идейно-Композиционное Решения И Техники Выполнения Панно Из Дерева
2.1 Идейно-Композиционное Решение
2.2 Техники Выполнения Декоративного Панно Из Дерева
Глава 3 Методика Работы С Детьми Среднего Школьного Возраста По Освоению Искусства Декоративного Панно
3.1 Психологические Особенности Развития Детей Среднего Школьного Возраста
3.2 Особенности Обучения Искусству Панно Из Дерева Школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
Социальные изменения, произошедшие за последние годы в мире, поистине глобальны. Происходит ломка стереотипов взаимоотношений в семье, в школе, переоценка ценностей, что значительно влияет на личности, предъявляет повышенные требования к их эмоциональной сфере. В современности социокультурный субъект трактуется как член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене условий жизни, общественных взглядов и убеждений. В подростковом возрасте общество сверстников является едва ли не самым существенным фактором, влияющим на развитие, порой превышающим влияние учителей и родителей. Психологи отмечают, что современные подростки более жестоки и циничны, им очень не хватает гуманности и человечности в отношениях друг к другу. Средства массовой информации заставляют смотреть их на жизнь с эгоистической точки зрения. Качество жизни измеряется ими количеством приобретенных вещей, а не духовных ценностей. Поэтому важную роль играет развитие творческого начала в подростках.
Художественная обработка древесины основана на основах народного декоративно-прикладного искусства и в школьном возрасте имеет большие познавательные, развивающие и образовательные возможности. «Восприятие культуры во всей ее полноте и подлинности дает раннее начало систематического общения с искусством» [1, с. 12]. Это позволяет развивать такие качества, как нравственность, эстетическое и эмоциональное восприятие окружающей действительности, национальная гордость за достижения предков. Декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших направлений народного творчества, оно является сферой создания материальных и духовных ценностей, активно влияет на процесс обучения школьников, формирует творческую деятельность и позволяет им овладеть навыками. Одним из звеньев переменной составляющей трудового обучения является выжигание древесины.
Глава 1 Декоративные изделия из древесины как вид декоративно-прикладного искусства.
1.1 Развитие резьбы по дереву в Беларуси.
Декоративно-прикладное искусство – народное творчество, которое находит свое отражение и воплощение в различных формах: гончарстве, лозоплетении, вышивке, народной скульптуре и т.д. По мнению белорусского доктора искусствоведения Е.М Сахуты «традиционное народное декоративно-прикладное искусство – один из важнейших разделов национальной культуры Беларуси, равноправный вид современного художественного творчества, который органично включается в общую картину художественного процесса» [1, с.10].
Согласившись с мнением белорусского исследователя М.С. Катцер, можно отметить, что народное творчество, будучи яркой национальной самобытностью, уникально и оригинально. В этом случае М.С. Катцер подчеркивает образовательный потенциал декоративно-прикладного искусства: «произведения народно-прикладного искусства играют огромную познавательную и социальную воспитательную роль, оценивают социальные явления, утверждают правду, красоту, любовь к стране и труд в жизни. Народное искусство призвано облагородить человека, сделать его духовно богаче »[2, с.7].
Мы можем найти первые сведения об декоративно-прикладном искусстве в эпоху палеолита, когда предки славян создавали скульптурные изображения животных и людей, резные рисунки на камнях и скалах. Материалом для изделий древних мастеров были дерево, глина, кожа, кора, камень.
После того, как кочевой образ жизни сменился сидячим, охота и рыболовство начали развиваться, художественное ремесло могло подняться на более высокий уровень развития. Этому способствовал малоподвижный образ жизни, поскольку постоянный переезд из одного места в другое не оставлял свободного времени для развития творчества у древних предков славян. Этот период развития декоративно-прикладного искусства характеризуется новыми украшениями на посуде. Орнамент на керамической посуде становится все более разнообразным, что со временем усложняется [5, c. 24].
Глава 2 Идейно-композиционное решения и техники выполнения панно из дерева.
2.1. Идейно-композиционное решение.
Традиция украшать стены помещений декоративными панно из дерева пришла в современный дизайн интерьеров из глубины веков. Предположительно, сначала на стену жилья было принято вешать изображения-обереги или талисманы, приносящие благополучие в дом и удачу в делах. Сегодня наборное или резное панно из дерева выполняет, как правило, чисто эстетические функции, хотя довольно популярны и изделия рекламно-информационного характера.
Резное панно чаще всего выполняется в технике барельефа, когда более объемные элементы выступают над менее объемными. Получается полностью выпуклая картинка с объемным изображением. Часто барельеф используют для создания надписей, рекламных вывесок и предметных изображений, например – банной кадушки с веником в клубах пара, лесной живности или парящих птиц и т.д.
Ажурное панно – выполнено в виде прорезей для изображения фигур. Такие панно часто имеют незамысловатый рисунок, но благодаря ажурному типу резки (сквозному), детали получаются невесомые, воздушные. Ажурное панно привносит легкость в интерьер и сглаживает даже строгие геометрические формы помещения.
Преимущества деревянного панно – в естественности, традиционности и конечно экологичности. А также высокой прочности и долговечности таких изделий.
Резные панно, выполненные в ажурной технике, отлично подходят для помещений с восточным интерьером, а также уместны в стилях кантри, прованс, классицизм. Правильная геометрия спила сочетается со скандинавским стилем и модерном. Объемные барельефные панно украсят общественные помещения, подойдут для старо-русского стиля в интерьере, привлекут внимание оригинальным исполнением и подходящим сюжетом.
Кроме того дерево выгодно использовать в интерьере из-за его легкости и универсальности, даже массивные панно можно устанавливать на легких перегородках, не боясь перекоса конструкций.
Идейно-композиционное решение панно «Часы».
Резное панно «Часы» удачно подходит к любому интерьеру, добавляя ему стиля и изящества. Рассмотрим создание резного панно, выполненное с узорами на стену. Для этого подготавливаем необходимый материал и инструмент.
Глава 3 Методика работы с детьми среднего школьного возраста по освоению искусства декоративного панно.
3.1 Психологические особенности развития детей среднего школьного возраста.
Подростковый возраст - это стадия формирования личности, когда приходит осознание себя в обществе, возникает интерес к социальным проблемам, общечеловеческим ценностям, формируется собственная жизненная позиция, закладываются понятия норм поведения и общения. У подростков развивается понимание того, что действительно им нужно и интересно, чем бы они хотели заниматься, формируется потребность в реализации своих способностей. В этом возрасте закрепляются качества, являющиеся основой мировоззрения, достигаются результаты в конкретной сфере деятельности, которая определяет дальнейшую жизнь подростка [13].
Определяющее условие становления личности подростка – это собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определённых стандартов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений с взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя. Именно в это время закладываются и формируются личные качества, которые являются предпосылкой к становлению подростка.
Подростковый возраст является главный этапом формирования нравственных ценностей, жизненных перспектив. В это время происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, то есть - формируются личностные смыслы жизни.
Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил [16].
Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.
Заключение.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Художественная резьба по дереву, как вид декоративно-прикладного искусства известна в Беларуси с XII века. Искусствоведение различает контурную резьбу, выемчатую, рельефную и сквозную (ажурную). Белорусская резьба значительно отличается от западной флемской – плоскостной и служащей лишь фоном или обрамлением для скульптуры. Белорусская резьба принесла интерьеру церкви объём, став, по сути малой скульптурой растительных форм. Ордерные элементы – балясины, колонки, фиалы, вазоны – украшались европейским орнаментом позднего ренессанса и раннего барокко: виноградные гроздья, цветы, райские плоды, декоративные рамки-картуши.
Во второй половине XIX века наблюдается упадок белорусского народного творчества. К концу ХIХ века старинное искусство резьбы по дереву сохранили лишь отдельные мастера. Они резали скульптуру для сельских каплиц, а также кукол для народного театра – батлейки.
Существует огромное количество различных художественных промыслов, многие из которых связаны с обработкой древесины. Это тесно связано с традициями народного искусства, а также является популярным ремеслом, которое возникло и начало развиваться наряду с резьбой, точением, мозаикой и живописными изделиями из дерева, часто дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. Значительное место на занятии занимает декоративная резьба по дереву и выжигание. Оно близко связано с традициями народного творчества, а также является популярным ремеслом.
1. Беларускi разьбяр Клiм Мiхайлаў — жалаваны майстар Аружэйнай палаты // Помнiкi мастацкай культуры Беларусi. Новыя даследованнi. Зборнiк артыкулаў. — Мн., 1989. — С. 79—83.
2. Белорусы. Т. 8. Декоративно-прикладное искусство / Я.М. Сахута; редкал. А.И. Лакотка; Нац. акад. Беларуси, Ин-тут искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы. – Минск : Бел. Наука, 2005. – 351 с.
3. Величко, Н.К. Русская роспись. Техника. Промыслы. Изделия: Энциклопедия / Н.К. Величко. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 224 с.
4. Герасимова, Н.А. Декоративно-прикладное искусство Гомельщины как отражение традиций и исторических судеб региона / Н.А. Герасимова // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2014. – № 1 (21). – С. 65-72.
5. Живая вера. Ветка / сост.: Г.Г. Нечаева, О.Д. Баженова. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2012. – 470 с.
6. Жук, В.И. Декоративно-прикладное искусство Беларуси XVIII – XXвв.; становление и тенденции развития / В.И. Жук. – Минск, 2004. – 47 с.
7. Кацер, М.С. Народно-прикладное искусство Белоруссии (от первобытного общества до 1917 года) / М.С. Кацер. – Минск: Вышейшая школа, 1972. – 173 с.
8. Композиция в декоративно-прикладном искусстве / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка». – Минск: БГПУ, 2009. – 111 с.
9. Корженко, О.М. Своеобразие декоративно-прикладного искусства славянских народов / О.М. Кожеренко // Ценностное многообразие современной культуры Коркия Э.Д., Чернякова Н.С., Иванова Г.С., Корженко О.М., Шулика М.В., Яковлева Л.В., Вершинская Г.М., Рахимжанова М.М. – Западный, 2018. – С. 104-147.
10. Крук, Я. Сімволіка беларускай народнай культуры / Я. Крук. – Мн., 2003.
11. Леонова, А. К. Резьба по дереву / А. К. Леонова // Белорусская ССР. Краткая энциклопедия. — Минск : БелЭн, 1981. — Т. 4. — С. 712.
12. Малахова, Л.О. Национальные школы декоративно-прикладного искусства Беларуси ХХ – начала ХХI веков / Л.О. Малахова // Образование. Наука. Культура Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б.В. Илькевича, Ответственный редактор: Н.В. Соловьева. – 2015. – С. 115-119.
13. Народные художественные ремесла / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка». – Минск: БГПУ, 2008. – 94 с.
14. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 320 с.
15. Сахута, Е.М. Белорусское народное искусство / Е.М. Сухута. – Минск : Беларусь. – 2011. – 367 с.
16. Сахута, Е.М. Художественные ремесла и промыслы Белоруссии / Е.М, Сахута, В.А. Говор. – Минск: Наука и техника, 1988. – 270 с.
17. Сахута, Я. М. Разьба па дрэве / Я.М. Сахута // Этнаграфія Беларусі. — Минск : БелЭн, 1989. — С. 424.
18. Современные тенденции и предпосылки подготовки преподавателя изобразительного искусства к формированию духовной культуры учащихся / Г. С. Федьков // Искусство и культура. – 2018. – № 1(29). – С. 70–76.
19. Сухая, Н.А. Пуцяводная зорка – мастацтва / Н.А. Сухавая // Беларуская культура сёння. Гадавы агляд. – Минск : БелДІПК, 2004. – 220 с.
20. Шауро, Г.Ф. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство : Учебное пособие / Г.Ф. Шауро, Л.О. Малахова. – Минск, 2015. – 230 с.
21. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. — М. : Академия, 2001. — 144 с.