РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Основные теоретические подходы к изучению понятия «девиантное поведение» в психологии
1.2 Особенности девиантного поведения подростков
1.3 Тактика регуляции девиантного поведения подростков
Выводы по главе 1
2 ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Изучение склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения
2.2 Изучение развития психических свойств подростков
2.3 Изучение зависимости психических свойств подростков и проявления девиантного поведения
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Нормативные системы общества не являются застывшими навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Специалисты называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам.
Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально – «преступное») поведение. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Данная проблема стала центром внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей-подростков. Это – неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются с теми, кто проявляет девиантное поведение, и кто ему способствует, т. е. со взрослыми, не принимающими, отвергающими подростков.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие данное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов. Именно острота проблемы и обуславливает актуальность данной работы. Исходя из актуальности настоящего исследования, в основу данной работы заложена проблема – какова психология и психодиагностика девиантного поведения подростков. Разработка данной проблемы определила цель нашей курсовой работы: выявление подростков, склонных к девеантному поведению, а также уточнение психологических характеристик подростков для оптимизации проведения с ними коррекционно-профилактических мероприятий.
Объект исследования – проблема девиантного поведения подростков.
Предмет исследования – психология и психодиагностика девиантного поведения подростков.
Цель курсовой работы: изучение особенностей проявления девиантного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Основные теоретические подходы к изучению понятия «девиантное поведение» в психологии
В современном мире имеется немалое количество общих и частных трактовок понятия «девиантное поведение», авторы которых очень часто фокусируют свое внимание на каком-либо одном (реже – на двух–трех) аспекте девиантного поведения. В тоже время существует несколько типов классификаций теорий данного поведения. Кроме того, по традиции все подходы сводят к трем направлениям, которые являются отражением идей позитивизма: биологическому, или антропологическому, психологическому и социологическому.
Биологическая (антропологическая) характеристика природы и причин девиантного поведения имеет длинную историю, несмотря на то, что классические научные труды по данной проблеме возникли только в ХIХ веке. Тюремного врача Чезаре Ломброзо (1836-1909), который одним из первых поставил в центр исследования девиации самого индивида с позиции его телесных, антропологических особенностей, считают бесспорным родоначальником биологического направления. Результаты исследований и выводы о «прирожденном» преступнике, который отличается от других людей чертами «вырождения», приведены в его труде «Преступный человек» (1876). Однако в скором времени результаты, полученные Ч. Ломброзо, были опровергнуты ученым Ч. Горингом. Он провел исследование среди заключенных и учащихся Оксфорда, где миф о «врожденном преступнике» приобрел большую популярность [цит. по 30, c. 71].
Ученые Э. Ферри и Р. Гарофало также признавали роль наследственных факторов. Они отдавали особое внимание психологическим и социальным факторам. Занимаясь поиском причин преступлений, данные ученые отвергли идею свободы воли. Немецкий психиатр Э. Кречмер и его последователь У. Шелдон также установили связь между типом строения тела, характером человека, а, следовательно, и его поведенческими реакциями, включая преступные. По мере развития современной биологии и генетики в рамках биологического направления появляются все новые и новые теории: хромосомная теория П. Джекобса, теории частоты пульса, уровня серотонина и тестостерона в крови и т.п. Отсюда, в рамках биологического направления девиантное и преступное поведение рассматривается без должного внимания к историческим, культурным и социальным взаимодействиям девианта, а он, в свою очередь, принимается за «биологический продукт». Плюс ко всему, данное направление отрицает само себя. Во-первых, результаты исследований нередко противоречивы (Ч. Ломброзо и Ч. Горинг, П. Джекобс и Т. Поуледж); во-вторых, в процессе ряда исследований было получено, что уровень гормонов чувствителен к
2 ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Эмпирическое исследование проводилось в декабре 2015 года на базе ГУО «Средняя школа №15 г.Минска». В исследовании приняло участие 30 человек (15 девушек и 15 юношей) в возрасте 14-17 лет.
Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что уровень развития некоторых психических свойств у подростка может влиять на проявление девиантного поведения.
2.1 Изучение склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения
Для изучения склонности подростков к девиантному поведению была использована «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению » А.Н. Орла [29].
Методика состоит из двух опросников – опросник мужского варианта (97 вопросов) и женского варианта (108 вопросов). Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, которые направлены на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Учащимся предлагалось работать с опросниками следующим образом. Если они согласны с вопросом, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «Да» ставится крестик или галочка. Если они не согласны, то ставиться крестик или галочка в квадратике под обозначением «Нет». Если подросток затруднялся в ответе, то ему необходимо было выбрать вариант ответа, который все-таки больше совпадает с его мнением. Задача респондентов заключалась в быстрых ответах на вопросы без обдумывания. Это было необходимо для оценки первичной реакции детей подросткового возраста, иначе результаты исследования будут недостоверными.
Каждому ответу в соответствии с ключом дается 1 балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами.
Полученные результаты представлены в таблице 2.1, которая демонстрируют результаты мужского и женского варианта опросников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема нашей курсовой работы «Психология и психодиагностика девиантного поведения подростков».
Целью курсовой работы стало изучение особенностей проявления девиантного поведения подростков.
Изучив специальную литературу по теме курсовой работы, мы пришли к следующему выводу:
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.
У подростков отклоняющееся поведение чаще всего проявляется в: реакции протеста, подражании, склонности к бродяжничеству, аддикцию и т.д.
В процессе достижения поставленной цели, мы выполнили следующие задачи:
- провели измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения;
- измеряли наличие и уровень развития таких психических свойств подростков, как нейропсихическая лабильность, экстраверсия и психотизм;
- провели качественный и количественный анализ полученных данных, а также статистически обосновать наличие взаимосвязи между уровнем развития психических свойств у подростка и проявлением отклоняющегося поведения.
В процессе выявления склонностей к девиантному поведению, и исследования психических свойств подростков, мы пришли к следующим выводам:
- количество детей с отклоняющимся поведением, сравнительно небольшое по отношению к подросткам, которые не имеют отклонений в поведении, что является средним показателем по всем шкалам;
- наибольшее количество подростков, которые характеризуются склонностями к девиантному поведению, имеют тенденции к нарушению норм и правил, но это можно объяснить особенностями подросткового возраста;
- у некоторых учащихся имеется склонность к саморазрушающему поведению;
- большая часть подростков имеют направленность к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности;
- в группе испытуемых экстраверты занимают большую половину;
- подростки, имеющие высокие и средние показатели на шкале нейротизма, характеризуются наличием сверхчувствительных реакций, напряженности, тревожности;
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 211 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический Журнал. – 1994. – №1. – 25 с.
3. Выбойщик, И.В. Личностный многофакторный опросник Р. Кеттелла: учеб. пособ. / И.В. Выбойщик, З.А. Шакурова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2000. – 145 с.
4. Волков, П.Б. Роль воспитательной системы в развитии способности регуляции аффектов у подростков – сирот с аддиктивным поведением / П.Б. Волков // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. – 2008. – №3 – 130 с.
5. Волков, П.Б. Психолого-педагогическая поддержка подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации средствами физической культуры и спорта / П.Б. Волков // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 9 апреля 2009 г. – Минск: Изд-во Академия, 2009. – С. 150-160
6. Ганзен, В.А. Систематика психических состояний человека / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Вестник ЛГУ. – 2004. – №1. – С. 47-55.
7. Глейтман, Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг; под общ. ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. – СПб.: Речь, 2001. – 283 с.
8. Дауд, Т. Когнитивная гипнотерапия / Т. Дауд. – СПб.: Факел, 2003. – 119 с.
9. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Ф.Э. Шереги [и др]. – М.: Факел, 2008. – 98 с.
10. Диагностика поведенческих и эмоциональных проблем у детей и подростков: стандартизация родительской формы Опросника Т. Ахенбаха. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса. Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в систему образования / С.Б. Малых [и др.]. – М.; ПЕР СЭ, 2004. – 96 с.
11. Дюркгейм, Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм. – М.: Прогресс, 1966. – 185 с.
12. Жуков, М. Н. Социально-педагогические основы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних / М.Н. Жуков, В.А. Кабачков, В.А. Куренцов // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: материалы всерос. науч.-практ. конф., Смоленск, 21-23 июня 2000 г. – М.: Факел, 2000. – С. 92-102.
13. Иванов, Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методика исследования / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко. – СПб.: Академия, 2002 – 48 с.
14. Кискер, К.П. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К.П. Кискер. – М.: Факел, 1999. – 405 с.
15. Клейберг, Ю.А. Девиантология: хрестоматия / Ю.А. Клейберг. –СПб: Питер, 2010. – 398 с.
16. Кристал, Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении / Г. Кристал // Психология и лечение зависимого поведения. – 2000. – №4. – 118 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2004 – 169 с.
18. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социологические исследования. – 2002. – №3. – 125 с.
19. Москаленко, В.Д. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом / В.Д. Москаленко, Т.Л. Шибакова // Наркология. – 2003. – №9. – 35 с.
20. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре, У. Бауман. – СПб: Питер, 2002. – 343 с.
21. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. – М.: Факел, 2000. – 189 с.
22. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: Изд-во НПО «МО ДЕК», 2000. – 134 с.
23. Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология / Н.Г. Найденова – М.: Факел, 2002. – 99 с.
24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер,2000. – 132 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000 – 712 с.
26. Сизова, И.Г. Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления / И.Г. Сизова, С.И. Филипченкова // Современная психология: состояние и перспективы исследований: материалы юбилейной науч. конф., Минск, 21 февраля 2010 г. – Минск: ИП РАН,2002. – С.180-199.
27. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / А.Н. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Генезис, 2001. – 117 с.
28. Шипунова, Т.В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизм воспроизводства девиантности / Т.В. Шипунова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – №4. – 144 с.
29. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков / [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/1308817-pall.html. – Дата доспупа: 19.01.2016.
30. Кошарная, Г.Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения / Г.Б. Кошарная [Электрон. ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-izucheniyu-deviantnogo-povedeniya. – Дата доступа: 15.01.2015.