Развитие экономики, совершенствование ее правового регулирования привело к значительным изменениям в имущественных отношениях. Так, идет процесс постепенного вовлечения в гражданский оборот объектов, которые длительное время были из него изъяты.
К числу таких объектов можно отнести предприятие. В советское время государственные предприятия были, безусловно, изъяты из оборота, лишены свойств товара не только по формальным признакам, но и по существу.
В современной Республике Беларусь предприятия обладают всеми признаками объекта прав, могут быть объектом права собственности и иных вещных прав различных субъектов, выступают в качестве предмета гражданско-правовых сделок.
Особенности правового регулирования сделок с предприятиями связаны во многом с особым правовым режимом предприятия как имущественного комплекса, сложного объекта прав, включающего в себя на ряду с имущественным составляющим, и такой специфический компонент как дело, промысел (бизнес), где основное значение приобретает круг клиентов и обязательств собственника предприятия, связанных с деятельностью последнего. Таким образом, есть немало поводов интересоваться тем, что представляет собой предприятие, каким образом правовой режим предприятия учитывается при совершении купли-продажи предприятия как имущественного комплекса и т.п.
Исходя из сказанного, представляется, что исследование данных вопросов является актуальным и имеет большое практическое значение, поскольку направлено на упорядочение и облегчение оборота предприятия как имущественного комплекса.
Цель курсовой работы — исследование закономерностей, выявление и анализ наиболее важных, дискуссионных аспектов проблемы правового регулирования продажи предприятия как имущественного комплекса.
Для реализации этой цели определены следующие задачи:
1. проанализировать понятие предприятия как имущественного комплекса;
2. охарактеризовать процесс регистрации предприятия как имущественного комплекса;
3. исследовать правовое регулирование процесса приватизации предприятия;
4. проанализировать особенности покупки предприятия как имущественного комплекса на конкурсе;
5. описать порядок документального оформления продажи предприятия.
1.1 Понятие предприятия как имущественного комплекса
Использование термина «предприятие» для обозначения имущественного комплекса и унитарного предприятия в нормотворческой и правоприменительной практике вызвало смешение понятий «предприятие как объект права» и «унитарное предприятие как субъект права» и привело к внутренней несогласованности норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). Указанное смешение было вызвано и некоторыми противоречиями, которые содержатся в статьях ГК.
Так, статья 132 ГК, называя предприятие объектом права, в следующем же предложении, говоря о составе предприятия как имущественного комплекса, использует термин «предприятие» уже для обозначения субъекта права: «В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности» [5].
В действующем законодательстве Республики Беларусь закрепился двойной подход к термину «предприятие». «Предприятие представляет собой объективное явление – один из экономических институтов общества, предназначенный для осуществления деятельности по производству и (или) реализации благ (основанной на имуществе и способностях участвующих в ней лиц)» [29, с. 73].
Предметным значением понятия «предприятие» является множество реально существующих объектов, обладающих общими существенными признаками, позволяющими отличить их от других объектов реальной действительности, например организаций с правом юридического лица.
Во-первых, предприятие представляет собой определенное единство, предназначенное для выполнения экономической функции особого рода. Основная функция – систематическое производство и (или) реализация различного рода благ.
Во-вторых, предприятие обладает необходимым имуществом. Наличие данного имущества обеспечивает формирование материальной базы предприятия.
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
2.1 Правовое регулирование процесса приватизации предприятия
Среди нормативных правовых актов, регулирующих в настоящее время процесс организации торгов по продаже предприятия как имущественного комплекса, следует выделить Закон от 16.07.2010 № 172-З, который изложил в новой редакции действовавший до этого Закон о разгосударствлении, изменив его название (Закон от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества») (далее – Закон № 2103-XII) [18] и вступил в силу с 01.01.2011 г.
Важным отличием Закона № 2103-XII является конкретизация способов приватизации госсобственности. В частности, к ним отнесены: продажа объектов приватизации на аукционе или по конкурсу и продажа акций ОАО по результатам доверительного управления. В ст. 16 Закона № 2103-XII приведен примерный перечень условий конкурса, регламентирован порядок его проведения.
При изучении НПА, регулирующих процесс приватизации в Республике Беларусь, следует отметить, что существенным изменением в законодательстве является отмена планирования приватизации. Декретом Президента от 10.09.2012 № 8 «О внесении изменений и дополнения в декреты Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 и от 14 апреля 2008 г. № 7» определено, что приватизация госимущества осуществляется без формирования планов приватизации, предусмотренных Законом № 2103-XII (п. 1.13-1) [14].
3 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В соответствии со ст. 132 ГК предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Таким образом, объектом указанных сделок могут быть как предприятие в целом, так и его часть [5].
В соответствии со ст. 530 ГК права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг, а также принадлежащие ему на основании лицензии права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором [5].
Права продавца, полученные им на основании специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законодательством. Передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при отсутствии у него такого специального разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами.
Отдельно стоит остановиться на вопросе включения деловой репутации (гудвилла) в состав предприятия как имущественного комплекса. Считается, что возникновение гудвилла обусловлено выгодными деловыми контрактами предприятия, его высокой репутацией среди клиентов, выгодным местоположением, монопольными привилегиями, высокой квалификацией сотрудников и другими факторами [3, c. 219].
Международные стандарты финансовой отчетности определяют деловую репутацию в составе предприятия как имущественного комплекса как «выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны» [13].
В результате проведенного в рамках настоящей курсовой работы теоретического исследования достигнута поставленная цель и решены поставленные задачи. Подтверждением этому служат следующие выводы.
Во-первых, предприятие как имущественный комплекс – специфический и уникальный объект гражданских прав. Состав имущества предприятия не является фиксированным: одни виды его отчуждаются, другие приобретаются.
По нашему мнению, во всех случаях применения в законодательстве Республики Беларусь понятия «предприятие» как юридического лица, субъекта права его следует применять неразрывно с характеристикой «унитарное». Если же понятие «предприятие» используется без указания на организационно-правовую форму – «унитарное предприятие», то под ним должно подразумеваться исключительно предприятие как имущественный комплекс. Все случаи смешения указанных понятий в законодательстве должны быть устранены.
Во-вторых, трудности при государственной регистрации предприятия как имущественного комплекса связаны они в основном со сложным разнородным структурным составом предприятия как имущественного комплекса и спецификой его основных характеристик.
Наиболее частыми являются случаи обращения с заявлениями о государственной регистрации создания предприятия и возникновения прав на него с целью последующего отчуждения предприятия, необходимого для смены собственника имущества унитарного предприятия. Отчуждение производится посредством продажи предприятия, дарения, мены. Наиболее распространенной формой отчуждения предприятия при этом остается договор купли-продажи предприятия (ст. 530 ГК), правоотношения по заключению и исполнению которого регламентированы ст. 530 - 537 ГК.
В-третьих, приватизация государственной собственности осуществляется в основном путем продажи акций, принадлежащих государству; продажи объектов госсобственности на аукционе или по конкурсу; а также путем безвозмездной передачи части госсобственности.
При наличии заинтересованности в приватизации какого-либо предприятия потенциальный инвестор может обратиться в республиканский орган государственного управления, в ведении которого оно находится, с соответствующими предложениями.
В-четвертых, конкурсы по продаже объектов приватизации как способ приватизации не являются массовым явлением. При покупке предприятия как имущественного комплекса по конкурсу у покупателя возникают инвестиционные обязательства в виде внесения определенной суммы инвестиций и выполнения определенных условий. Условия конкурса при продаже госпредприятий в процессе приватизации по своей природе являются инвестиционными.
В-пятых, договор продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 404 ГК), с обязательным приложением к нему документов, указанных в п. 2 ст. 532 ГК. Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации.
В законодательстве Республики Беларусь при определении состава предприятия как имущественного комплекса упор делается на имущественную составляющую. Однако стоимость предприятия, как правило, превышает, совокупную балансовую стоимость его наличного имущества или чистых активов. Разница между рыночной и балансовой стоимостью предприятия и является стоимостью деловой репутации.
Полагаем, что состав предприятия как имущественного комплекса должен быть расширен, и в него должен войти такой институт как деловая репутация.
1) Белов, В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник / В.А.Белов; Ин-т актуального образования «ЮрИнфор-МГУ». – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. – 960 с.
2) Богатых, Е.А. Гражданское и торговое право: учебное пособие / Е.А. Богатых. – М.: Юристъ, 2004. – 338 с.
3) Государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: в 3 т. / Общественное объединение «Земельная реформа». – Минск, 2005–2008. – Т. 1 С. А. Шавров, А. С. Козлова, Ю. В. Гудкова. – Тонпик, 2005. – 257 с.
4) Государственная регистрация предприятий как имущественных комплексов // Национальное кадастровое агентство [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://nca.by/rus/formir/faq/faq_pik/~page__n134=3. – Дата доступа : 14.02.2016.
5) Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г., одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
6) Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментариями и обзором практики хозяйственных судов / Д. П. Александров [и др.]; под общ. ред. В. С. Каменкова. — Минск: Дикта, 2004. — 1136 с.
7) Илларионова, Т. И. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Т. И. Илларионова, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнев. – М.: НОРМА, 2001. – 464 с.
8) Каминка, А.И. Очерки торгового права / А.И. Каминка. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. – 547 с.
9) Колбасин, Д.А. Гражданское право. Особенная часть: учеб. пособие / Д.А. Колбасин. – Минск: Амалфея, 2006. – 768 с.
10) Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь : В 3 кн. / В. Н. Годунов [и др.]: отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2005. – Кн. 2. – 642 с.
11) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
12) Маньковский, И.А. Гражданское право Республики Беларусь: особенная часть : практ. пособие / И. А. Маньковский. — Минск: Молодежь, 2003. – 308 с.
13) Международные стандарты финансовой отчетности 2006 : издание на русском языке. — М. : Аскери-АССА, 2006. – 1060 с.
14) О внесении изменений и дополнения в декреты Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 и от 14 апреля 2008 г. № 7: Декрет Президента Респ. Беларусь, 10 сент. 2012 г., № 8 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
15) О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: Закон Респ. Беларусь,22 июля 2002 г., № 133-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
16) О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 1929 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
17) О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 фев. 2008 г., № 113 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
18) О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2103-XІІ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
19) О создании системы государственных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», является научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 дек. 2002 г., № 603 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
20) Об определении перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан: постановление Государственного комитета по имуществу Респ. Беларусь, 9 ноября 2010 г., № 63 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
21) Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 окт. 2011 г., № 111 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
22) Об утверждении Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 фев. 2012 г., № 156 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
23) Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и подписания заявления о государственной регистрации: постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Респ. Беларусь, 23 апр. 2004 г. № 17 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
24) Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 30 апр. 2012 г., № 25 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
25) Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 30 ноября 2007 г., № 180 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
26) Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 апр. 2010 г., № 200 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
27) Об утверждении Положения о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 июня 2004 г., № 650 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
28) Об утверждении формы перечня имущества и имущественных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса: постановление Государственного комитета по имуществу Респ. Беларусь, 10 ноября 2009 г., № 63 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск: [б. и.], 2016.
29) Петроченков, Д.В. Проблемы научного обоснования содержания понятия «предприятие» / Д. В. Петроченков // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 3. – С. 73–76.
30) Петроченков, Д.В. Формирование понятия «предприятие» / Д.В. Петроченков // Весн. Бел. дзярж. эканам. ун-та. – 2013. – №6. – С. 87–92.
31) Пиляева, В.В. Гражданское право в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Пиляева. – М.: ТК Велби, 2004. – 304 с.
32) Пунько, Т.Н. Гражданское и предпринимательское право: курс лекций / Т.Н. Пунько. – Минск: Акад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 337 с.
33) Пунько, Т.Н. Гражданское право: Курс лекций / Т. Н. Пунько, М. Н. Кулак. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002. – 352 с.
34) Сидорчук, И.П. Гражданское право: учеб. пособие / И.П. Сидорчук. – Минск: ООО «БИП-С», 2004. – 264 с.
35) Чигир, В.Ф. Гражданское право: в 2 ч. / В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2002. – Ч. 2: Гражданское право. – 1008 с.