Введение
1 Рынок труда: сущность, механизм, функционирования, методы
1.1 Сущность, функции и особенности рынка труда
1.2 Цели и методы государственного регулирования рынка труда
2 Национальные особенности регулирования рынков труда
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка трудa
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
3 Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации национальной экономики и мирового демографического кризиса вопрос трудовых ресурсов приобретает все большее значение. Ситуация на рынке труда в развитых странах и странах с переходной экономикой сегодня непростая. Поэтому вопрос обеспечения рабочей силой требует особого внимания, поскольку для ускорения экономического роста необходимы количественные и качественные ограничения на рабочую силу. С учетом этого одним из ключевых факторов роста ВВП может быть повышение производительности труда или увеличение занятости. Однако для повышения производительности труда необходимо увеличить соотношение капитала к труду, что означает дополнительные инвестиции.
В рыночной экономике невозможно достичь баланса между спросом и предложением рабочей силы только за счет рынка труда и конкуренции при поддержке рыночного механизма. Сам по себе рыночный механизм не может обеспечить формирование разумной структуры занятости и поддержание уровня безработицы на приемлемом уровне. Поскольку многие регулирующие органы рынка не работают, важная роль в обеспечении занятости принадлежит государству.
Актуальность этой проблемы заключается прежде всего в серьезных экономических и социальных проблемах безработицы. Первая проявляется в недостаточном производстве товаров и услуг. Социальные последствия проявляются в снижении уровня жизни населения, психологических и социальных проблемах.
Цель курсовой работы – провести анализ состояния рынка труда Республики Беларусь и определить перспективы его стабилизации.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- определить сущность, функции и особенности рынка труда;
- изучить цели и методы государственного регулирования рынка труда;
- рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
- проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь;
- рассмотреть особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь.
Объектом исследования в курсовой работе является рынок труда.
Предметом исследования выступает рынок труда в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы применялись теоретические материалы разнообразных отечественных и зарубежных авторов, официальные статистические данные, предоставленные Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, а также публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемому вопросу.
1 Рынок труда: сущность, механизм, функционирования, методы
1.1 Сущность, функции и особенности рынка труда
По своей сути рынок труда представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда – это такая «экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда» [2].
В функционировании рынка труда возможно выделить ряд принципиальных положений. Первым является, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Вторым выступает, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций. Третье положение, с позиций предприятий - поле взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на иное место работы в пределах фирмы.
Рынку труда присущи важные особенности, накладывающие отпечаток на его функционирование [4, с. 4]:
- невозможность отделения прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляется процессом расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
- значительная временная продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предусматривает длительные отношения между продавцом и покупателем.
- наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это, в первую очередь условия труда, микроклимат в коллективе, возможности продвижения по службе и профессионального роста.
- наличие большого числа институциональных структур особого рода. К таким структурам относятся: система трудового законодательства; разнообразные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и иные.
- высокий уровень индивидуализации сделок. Им присуще огромное разнообразие, это обусловлено тем, что каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место имеет свои отличия от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.
2 Национальные особенности регулирования рынков труда
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда
В некоторых развитых странах (например, в США) практическое применение получила доктрина гибкого рынка труда. Гибкий рынок труда означает высокий уровень адаптации рабочей силы к колебаниям на рынке труда. В результате получила распространение гибкая система оплаты труда (учитывающая прибыль и участие в доходах). Работникам платят высокую заработную плату, однако они не имеют гарантий занятости. Функциональная гибкость предприятия предполагает, что персонал не должен иметь барьеров между специальностями. Постоянная модернизация производства требует от персонала способности легко изменять профессию.
Государственное регулирование гибкого рынка труда сводится к следующему [9, с. 109]:
- уменьшается роль правовых норм в области трудовых отношений;
- отказ от ряда государственных социальных программ;
- отказ от программ значительного перераспределения доходов и регулирования заработной платы;
- поощрению индивидуальных, а не коллективных договоров.
Оценка гибкости рынка труда – предмет особенно практической важности. С одной стороны, высокий и растущий уровень занятости и низкий уровень безработицы с позиций макро-анализа дают сигнал о благополучной ситуации на рынке труда.
Политика занятости многих развитых стран имеет два направления:
- стимулирование рынка труда;
- социальная защита безработных граждан и членов их семей.
Для ускорения привлечения безработных к трудовой деятельности создаются центры занятости, которые аккумулируют информацию о безработных и свободных вакансиях, подбирают работу, организуют обучение и так далее. Социальная защита населения включает пособия по безработице, защиту от необоснованных увольнений, защиту социально-уязвимых слоев граждан на рынке труда. При этом пособия по безработице не должны вызывать иждивенческих настроений, но и не вызывать обнищания.
Одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление государством минимальной оплаты труда. В частности во Франции и некоторых других странах устанавливается минимальная оплата труда не только для всего рынка в целом, но и для людей различной квалификации, уровня образования [9, с. 110].
3 Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь
В целях содействия занятости населения Правительством Республики Беларусь постоянно разрабатываются и реализуются различные меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, которые направлены на повышение эффективности экономики в целом, рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие таких видов занятости, как временная и самостоятельная, поощрение принятия работодателями мер, способствующих сохранению действующих и созданию новых рабочих мест.
Для осуществления активной политики занятости и регулирования ситуации на рынке труда в Республике Беларусь ежегодно проводятся различные мероприятия, включенные в Государственную программу содействия занятости населения, и иные мероприятия по содействию занятости населения, особенно в отстающих регионах нашей страны. Необходимо выделить основные задачи государственных программ содействия занятости [18, с.113]:
- оказание возможной помощи гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе требуемых кадров;
- предоставление услуг незанятому населению по трудоустройству и профессиональной ориентации;
- организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
- ведение учета как свободных рабочих мест, так и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства в органы по труду, занятости и социальной защите;
- помощь безработным в организации предпринимательской деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (в настоящее время данная сфера деятельности является одной из самых успешно развивающихся в республике);
- регистрация безработных граждан, стабильные выплаты по безработице, оказание других видов помощи безработным;
- стимулирование работодателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;
- организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;
- содействие организации оплачиваемых общественных работ и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда проявляется в постоянно меняющемся соотношении спроса на рабочие руки со стороны разнообразных нанимателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. Функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. Рынок рабочей силы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех других рынков тем, что на нем перемещаются не товары из пластмассы, дерева или металла, а живые люди. Поэтому его регулирование имеет огромное социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства.
В контексте проанализированного зарубежного опыта основными направлениями обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения является сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда; целостная система профессионального обучения и переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица; система налоговых льгот для содействия созданию рабочих мест; программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке безработных; разработка региональных программ занятости населения и целевых программ общественных работ; развитие системы социального обеспечения. Зарубежный опыт организации общественных работ позволяет более рационально использовать рабочую силу, создавать временную занятость безработного населения как на региональном уровне, так и при реализации проектов общегосударственного характера.
На рынке труда Республики Беларусь количество вакансий превышает количество официально зарегистрированных безработных начиная с середины 2016 года, в январе 2021 года на одного безработного в среднем приходится 10 вакансий. На 1 января 2021 года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 72 тыс. вакансий, что составило 86,1 процента к аналогичному периоду предыдущего года.
Наибольшая номинальная начисленная среднемесячная заработная плата у работников сферы информации и связь – 4006,6 рублей, что в 3,2 раза больше среднемесячной заработной платы в среднем по республике или на 2 752 рублей. Зарплата свыше 1000 рублей в 2020 году наблюдается во всех областях страны. Наименьшая заработная плата приходится на Могилевскую область (1010 руб.) и Витебскую область (1038,3 руб.).
В органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве в 2020 обратились 152,7 тыс. человек (85,6% к 2019 году), из них 70,7 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (76,7% к 2019 году). Трудоустроены 117,6 тыс. человек, в том числе 50,6 тыс. безработных. На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучающие курсы направили 4,4 тыс. человек, на оплачиваемые общественные работы – 33,5 тыс. Еще 1629 граждан получили содействие в организации предпринимательской деятельности.
1 Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 480 с.
2 Безработица и коронавирус / Федерация профсоюзов Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1prof.by/news/ekonomika-i-biznes/bezrabotica-i-koronavirus-kak-otrazilsya-covid-19-na-rynke-truda/.
3 Ванкевич, Е.В. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси / Е.В. Ванкевич, Е.Н Коробова // Белорусский экономический журнал. – 2018. – № 1. – С. 110-121.
4 Ганаго, А. Рынок труда: стабильный или закостеневший? / А. Ганаго // Экономическая газета. – 2018. – № 15. – С. 4.
5 Дроздов, А. Лик безработицы / А. Дроздов // Белорусская думка. – 2016. – № 1. – С. 40-47.
6 Закон Республики Беларусь О занятости населения Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon.
7 Куропатенкова, И. Н. Организация социальной защиты от безработицы / И. Н. Куропатенкова, Н. В. Манцурова // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2019. – № 3. – С. 26-31.
8 Лемешевский, И. М. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. – Минск: МИУ, 2016. – 266 с.
9 Лукьянова, К. К. Зарубежный опыт регулирования занятости населения / К. К. Лукьянова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2016. – №3. – С. 109-115.
10 Лутохина, Э. А. Занятость и рынок труда как глобальная проблема современной экономики / Э. А. Лутохина // Проблемы управления. – 2019. - №2. – С. 35-40.
11 Мартынова, А.П. Оценка эффективности активных программ содействия занятости на российском рынке труда методические подходы и институциональное обеспечение, Альманах современной науки и образования, Тамбов, Грамота. – 2018. – № 9 (16). – C. 131-140.
12 Микитюк, А.В. Государственная политика занятости в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / ПолесГУ. – Режим доступа: http://rep. polessu.by/ bitstream/112/179/1/22.pdf.
13 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/ files/NSUR2030/ Natsionalnaja- strategija- ustojchivogo- sotsialno- ekonomicheskogo- razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
14 Официальная статистика Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/.
15 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
16 Территории с напряженной ситуацией на рынке труда // Главный экономист. – 2020. – №2. – С. 15.
17 Токун, О. Наниматели предлагают, кадры решают: как менялся рынок труда Беларуси / О. Токун // Экономика Беларуси. – 2020. – №1. – С. 36-39.
18 Шиманович, Г. И. Рынок труда: вызовы развития / Г. И. Шиманович // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 109-113.