Введение
Рассматривая Республику Беларусь как правовое государство, мы должны иметь в виду, что каждое государство характеризуется только ему свойственными чертами. Например, оно может быть республикой или монархией, демократическим или тоталитарным, унитарным и т.д. Совокупность данных черт позволяет говорить о государственном строе, а будучи закрепленном в конституции, он становится конституционным строем. Таким образом, в Разделе I Конституции Республики Беларусь закреплены основы конституционного строя Республики Беларусь.
Бывшие советские Конституции активно использовали термины: «общественный строй», «государственный строй», «политическая система», «экономическая система». Конституция Республики Беларусь 1994г. отказалась от них и использует новые термины – «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Эти понятия могут быть применены не ко всякому государству, а лишь к такому, которое можно считать конституционным.
Конституционный строй Беларуси включает в себя систему различного рода общественных отношений, складывающихся в государстве и обществе, поэтому он закрепляется нормами различных отраслей права, но ведущая роль среди них принадлежит нормам Конституции Республики Беларусь. Основы конституционного строя Беларуси – наиболее важнейшие принципы и нормы Конституции, определяющие сущностные характеристики государственного и общественного устройства как конституционного государства.
Итак, в соответствии со ст.1 Конституции Республики Беларусь, Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства, при которой территория страны разделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.). В нем действует единая для всего государства конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного государства характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Глава 1. Понятие, признаки и характерные черты Республики Беларусь как унитарного государства.
Каждому государству присуща своя форма устройства государства. Для них выделяются определенные признаки и принципы. Рассматривая государство Республику Беларусь, следует отметить, что в самой Конституции Республики Беларусь указывается, к какой форме государственного устройства принадлежит наше государство.
В ст.1 говорится, что Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Говоря об унитарном государстве, необходимо знать понятие данного термина.
Термин «унитарное» происходит от латинского слова (unitas) («единство»), в переводе это означает единое, слитное государство. Таким образом, унитарное государство – это форма правления государства, представляющая собой страну, управляемую едиными для всей страны законодательными актами, созданными на основе единой для всей страны законодательной базы, и его части не имеют статуса государственного образования.
Существует ряд признаков, которые характеризуют унитарное государство с различных аспектов.
Глава 2. Государственное устройство Республики Беларусь
Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов, равные права для всех. Признаны и гарантированы неотъемлемые права человека. Главой государства является Президент Республики Беларусь. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Разделение властей нельзя понимать как их противостояние. Основной смысл принципа разделения властей состоит в том, чтобы рассредоточить в разумных пределах осуществление важнейших функций государства между отдельными ветвями власти. При этом каждая ветвь власти сосредоточена на выполнении преимущественно одной из функций государства.
Глава государства - Президент Республики, избираемый на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в отношениях с другими государствами и международными организациями [1, ст.79].
Президент принимает меры по охране суверенитета Республики, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент Республики Беларусь обладает широким кругом полномочий. Рассмотрим основные из них.
Он назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; с согласия Совета Республики назначает председателя Центральной комиссии, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, освобождает указанных лиц от должности с уведомлением Совета Республики; самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности председателя Комитета государственного контроля.
Большие полномочия принадлежат Президенту в области законодательства. Он осуществляет право законодательной инициативы, подписывает законы, обладает правом вето, издает декреты, имеющие силу законов, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Глава 3. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь
В юридической литературе административно- территориальное устройство страны определяется как «совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций» [12, с.93].
В данном понятии выделяется две стороны:
1) административное устройство, то есть система органов управления, которая образуется по всей территории страны;
2) территориальное деление, в соответствии с которым территория страны условно разделяется на определенные части.
В целях эффективного управления практически в каждой территориальной единице создаются соответствующие органы власти.
Согласно ст.9 Конституции Республики Беларусь, территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Более детально вопрос об административно- территориальном делении страны регулируется Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно
Административно-территориальное деление Республики Беларусь - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь [4, ст.1].
Основными принципами административно-территориального устройства Республики Беларусь являются:
1. сочетание единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;
2. равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц;
3. примерное равенство размеров территорий и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
4. многообразие правовых статусов административно- территориальных единиц и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем развития;
5. сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, прожинающего на соответствующей территории;
6. упрощение и удешевление государственного аппарата, приближение его к населению;
7. гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства [4, ст.2].
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы [8, ст.3].
Заключение
Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной.
Территория Республики составляет более 207 тыс.кв. километров, численность населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах. В столице Беларуси- г. Минске - проживает около одной пятой населения страны. В соответствии с административным делением Республика имеет шесть областей. Государственными языками являются белорусский и русский.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со ст.8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11 Конституции).
Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Беларусь - президентская республика. Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции законодательным органом власти Республики Беларусь является Парламент, состоящий из двух палат. Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство - Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.
Судебная власть в Республике принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным Судом.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (с изм. и доп., принятыми на республиканском референдуме от 24.11.1996г.): в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.11.2004г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - №1 - 1/0.
2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006г. №139-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014г. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №2/2119.
3. О совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008г. №424-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – №184, 2/1521.
4. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998г. №154-З: в рез Закона Респ. Беларусь от 17.05.2007г. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – №121, 2/1327.
5. Бибило, В.Н. Проблемы правоведения: избранные труды. / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2011. – 394 с.
6. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учеб. для вузов / Г.А. Василевич. - Мн. : Кн. Дом, 2010. - 768 с.
7. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права : учеб. пособие для вузов / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. - Мн. : Амалфея, 2002. - 656 с.
8. Демичев, Д.М. Конституционное право : учеб. пособие для вузов / Д.М. Демичев. - Мн. : Выш. шк., 2004. - 351 с.
9. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.
10. Пастухов, М.И. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 268 с.
11. Петров, А.П. Конституционное право: учебное пособие / А.П. Петров. – Минск: Амалфея, 2011. – 688 с.
12. Сухаркова, А.И. Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / С.П. Чигринов, А.А. Подупейко, И.А. канашевич и др.; Под общ. ред. А.И. Сухарковой. Мн., 2002.
13. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права : Учебное пособ.для вузов / Под ред.В.Г.Стрекозова. - 2-е изд.,доп.,испр.. - М. : Дабахов,Ткачев,Димов, 1996. - 378с.
14. Теоретико-методические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь: сборник статей / Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2011. – 304 с.