ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Конвенции и рекомендации МОТ о политике в области занятости
1.2 Формы занятости и политика занятости за рубежом и в Беларуси
1.3 Нетипичные формы занятости
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ТРУДОУСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Органы трудоустройства: их структура и функции
2.2 Особенности правового регулирования безработных граждан в Республике Беларусь и ряде зарубежных государств
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Понятие трудоустройства
3.2 Особенности трудоустройства инвалидов
3.3 Особенности трудоустройства молодёжи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Высокий уровень занятости в стране является одной из главных целей макроэкономической политики страны. Финансовая система, организующая большее количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество социальных продуктов и в то же время в большей степени удовлетворить материальные потребности людей. Если имеющиеся ресурсы рабочей силы не используются в полной мере, то функция системы не достигает максимума собственных производственных мощностей. Безработица также наносит большой ущерб текущим интересам людей, не позволяя им применять свои знания к тому виду работы, на котором люди имеют наибольшую возможность проявить себя, или лишая их этой возможности, что может привести к серьезному психологическому стрессу. Из всего вышесказанного можно резюмировать, что характеристики занятости и безработицы населения рассматриваются как один из основных показателей макроэкономики, целью которого является оценка эффективности и выявление основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в общем состоянии экономики страны.
Актуальность проблемы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках безработицы. Одним из главных неблагоприятных последствий безработицы являются здоровые условия труда граждан и, следовательно, неизданная продукция. Если экономика не удовлетворяет спрос на труд всех тех, кто хочет и может работать, тех, кто ищет работу и готов начать работать, то потенциал производимой продукции и услуг теряется. В результате безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед в соответствии с его потенциальными возможностями. В конечном итоге это считается снижением темпов экономического роста и отставанием в росте валового национального продукта.
Исходя из вышесказанного можно обозначить цель работы, которая заключается в сравнительном анализе правового регулирования занятости и трудоустройства в некоторых зарубежных странах и Республике Беларусь.
Из цели можем выделить следующие задачи:
- Изучить правовые актов, регулирующие сферу занятости и трудоустройства в Зарубежных странах и Беларуси;
- Определить формы занятости и политику занятости в зарубежных странах и Беларуси;
- Выявить нетипичные формы занятости;
- Изучить структуру и функции органов трудоустройства;
- Выявить особенности правового регулирования безработных в Беларуси и за рубежом;
- Рассмотреть особенности трудоустройства инвалидов и молодёжи.
ГЛАВА 1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Конвенции и рекомендации МОТ о политике в области занятости
Одними из первых международно-правовых актов, посвященных мерам социального обеспечения по безработице, стали Конвенция МОТ 1919 г. № 2 «О безработице» и Конвенция МОТ 1920 г. № 8 «О пособиях по безработице при кораблекрушении», которые впервые на международном уровне поставили вопрос о таком виде страхования, как страхование от безработицы. Положения указанных конвенций были развиты Рекомендацией МОТ 1934 г. № 44 «О страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным». Рекомендация МОТ 1934 г. № 44 предусматривала две организационно-правовые формы социального обеспечения по безработице: в виде социального страхования как активной формы социального обеспечения, основанной на принципе социального партнерства, и в виде социальной помощи как пассивной формы социального обеспечения, основанной на принципе социальной солидарности общества, предоставления государственной социальной помощи всем нуждающимся лицам в целях борьбы с бедностью. Данным актом были закреплены основные рекомендации для определения в национальным законодательстве права на получение обеспечения по социальному страхованию от безработицы: 1) страховой стаж – не более 26 недель работы по профессии, на которую распространяется система страхования, или не более 26 еженедельных взносов или эквивалентной суммы за двенадцатимесячный период, предшествовавший обращению; 2) период выплаты пособия – «возможно более длительный», странам-участницам МОТ рекомендовано прилагать все усилия, чтобы пособия выплачивались за все время нуждаемости в них.
В 1944 г., когда Международная организация труда активизировала процесс унификации норм в области социального обеспечения, был принят ряд актов, направленных на борьбу с бедностью, в частности известные рекомендации на основе доклада В. Бевериджа об обеспечении минимального дохода и медицинском обслуживании. Одним из важнейших актов, закрепивших принципиальные стандарты в области социального обеспечения, стала Рекомендация МОТ № 67 «Об обеспечении дохода». В указанной рекомендации отражено сочетание страховых принципов социального обеспечения по безработице. В Рекомендации № 67 в полной мере проявилась тенденция к становлению двух основных организационно-правовых форм социального обеспечения, объединение которых в национальном законодательстве государства рассматривается как признак социального государства.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ТРУДОУСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Органы трудоустройства: их структура и функции
Службу трудоустройства Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные отделения курируются штаб-квартирой службы в Лондоне, хотя и имеют определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими местных условий, рынков рабочей силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства Великобритании – посредничество в поисках работы, а главный метод – самообслуживание клиентов посредством ознакомления с информацией о вакансиях, выведенной на экран дисплея в местных офисах, содействие в оформлении направлений на работу в выборе компании в соответствии с запросами претендентов на место. Кроме того, в Великобритании служба трудоустройства выполняет еще одну важную функцию – разработку и осуществление программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с консультированием ищущих рабочее место и реализацией разного рода программ адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.
Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой степенью контактов службы занятости с функционирующим рынком рабочей силы. Кроме деятельности по обеспечению рабочих мест для соискателей работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда [7, с. 245].
Служба занятости в Швеции предлагает различные программы для соискателей работы.
Несколько примеров таких программ:
- Дотированные рабочие места (instegsjobb). Дотированные рабочие места предусматривают субсидии, которые получает работодатель, принимая на работу вновь прибывшего иммигранта. Работодателю выплачивают до 800 крон в день в качестве дотации к зарплате нового работника. Если вы получили вид на жительство в период последних 36 месяцев, вы можете претендовать на дотированное рабочее место. Для этого нужно зарегистрироваться в Службе занятости в качестве соискателя работы. Вы должны также учиться или иметь место на курсах шведского языка для иностранцев (Sfi).
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Понятие трудоустройства
Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан на труд и обязанность государства по созданию условий для обеспечения полной занятости населения. Лицам, которые не могут реализовать право на труд по независящим от них причинам, гарантируется социальная поддержка со стороны государства и помощь в трудоустройстве. Для регулирования отношений в области занятости населения в Республике Беларусь принято более 40 нормативных правовых актов. Основным среди них является Закон «О занятости населения Республики Беларусь» [2]. В нем закреплены основные принципы государственной политики в области занятости населения, государственные гарантии занятости, определен правовой статус безработных и государственной службы занятости.
Определение понятия «занятость» дано в статье 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь»: «занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности)». Основными формами занятости населения являются:
- работа по трудовому договору, гражданско-правовому договору или на основании членства в юридических лицах; предпринимательская деятельность, фермерство;
- дневная форма обучения во всех видах учебных заведений;
- военная и приравненные к ней виды службы;
- уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом.
Характеристика государственной политики в области занятости населения Республики Беларусь должна опираться на знание принципов этой политики. Главной целью государственной политики в области занятости населения является достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости [10, с. 164].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в Беларуси, имея вертикальную структуру.
Таким образом, можно отметить, что в зарубежных странах, таких как Швеция, Германия и Великобритания развивает такое направление как заёмный труд. Данное направление пользуется спросом как работодателей, так и у работников. Что касается Республики Беларусь, то действующее законодательство Республики Беларусь не определяет понятие «лизинг персонала». Кроме того, правовое регулирование договоров такого характера в отечественных нормативно-правовых актах отсутствует. Также распространяется такое направление как телеработа. Однако, что в зарубежных странах, что в Республике Беларусь требуется уделить больше внимание правовому регулированию данной области работы, так как данное направление относительно новое и еще слабо регламентировано.
Что касается органов по трудоустройству, то в зарубежных странах и в Республике Беларусь данная сфера хорошо развита. Существуют различные агентства, программы, сайты по поиску работы, которые позволяют без труда найти себе работу.
Социальная модель защиты от безработицы, получила развитие в большинстве стран Западной Европы. Цель данной модели – обеспечение плавной адаптации населения к переменам, происходящим на рынке труда, и содействие реинтеграции безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. В Германии и Швеции достаточно щедрое финансирование материальной поддержки безработных, доля расходов на активные программы в этих странах, как правило, не ниже, а изначально несколько выше, чем в странах, ориентированных на либеральную модель.
В настоящее время в Беларуси предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран.
Можно сделать вывод, что в Республике Беларусь не смотря на имеющиеся результаты существуют, как отмечалось выше, ряд проблем в сфере жизнедеятельности лиц с инвалидностью, в том числе безработица, низкий уровень социализации; отсутствие безбарьерной среды на многих объектах, недостаточный уровень образования; незаинтересованность субъектов хозяйствования в трудоустройстве лиц с инвалидностью; отсутствие специальной информации на многих государственных ресурсах и др. Следует также отметить разрозненность правового регулирование, элементы дублирования, и, самое главное – его неполное соответствие Конвенции.
1. Трудовой кодекс Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 80. – 2/70.
2. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г., № 125-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2006. – № 94. – 2/1222.
3. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 422- З //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1519.
4. О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий: Закон Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З (ред. от 22.12.2011) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 17. – 2/1561.
5. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 нояб. 1991 г., № 1224 – XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14 июля 2000 г. //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 69. – 2/193.
6. Греченков, А.А. Трудовое право: учеб. пособие / А.А. Греченков. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. – 376 с.
7. Киселев, И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: учебник для вузов / И.Я. Киселев. – М.: Дело, 1999. – 728 с.
8. Курс трудового права: Общая часть: Учеб. пособие / Войтик А.А. и др.; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. – Мн.: ООО «Тесей», 2010. – 602 с.
9. Курс трудового права. Особенная часть. Кн. 1: Индивидуальное трудовое право: в 3 т. Т.1 / Войтик А.А. [и др.]; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. – Минск: Амалфея, 2014. – 372 с.
10. Курс трудового права. Особенная часть. Кн. 1: Индивидуальное трудовое право: в 3 т. Т.2 / Войтик А.А. [и др.]; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. – Минск: Амалфея, 2014. – 460 с.
11. Современное трудовое право (Опыт трудоправового компаративизма) / В.М. Лебедев, Е.Р. Воронкова, В.Г. Мельникова; под общ. ред. В.М. Лебедева. – М.: Статут, 2007. – 301 с.
12. Тарасевич, Н.И. Трудовое право: Учеб. пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 381 с.
13. Трудовое право. Практикум: учеб. пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. К.Л. Томашевского. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015. – 232 с.
14. Трудовое право и право социального обеспечения в Беларуси, России и Украине (формирование и развитие): учеб.-метод. пособие / Н.Н. Вапнярчук, А.А. Войтик и др.; под общ. ред. А.М. Куренного, К.Л. Томашевского, О.Н. Ярошенко. – Минск: Дикта, 2011. – 252 с.
15. Идея свободы в трудовом праве / Е.А. Волк [и др.]; под общ. ред. К.Л. Томашевского. – Минск: Амалфея, 2015. – 208 с.
16. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: учебник / И.Я. Киселев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 357 с.
17. Козик, А.Л. Международное и национальное трудовое право (проблемы взаимодействия) : монография / А.Л. Козик, К.Л. Томашевский, Е.А. Волк. – Минск: Амалфея, 2012. – 244 с.
18. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь: в 2 т. / А.В. Баранашник, Е.А. Волк и др.; под общ. ред. Л.И. Липень. – Минск: Амалфея, 2014. – 864 с.
19. Комментарий новелл Трудового кодекса Республики Беларусь / Г. А. Василевич [и др.]; под общ. ред. О. С. Курылевой и К. Л. Томашевского. – Минск: Агентство В. Гревцова, 2007. – 576 с.
20. Кривой, Я.В. Правовое регулирование заемного труда. – Гомель: Издатель Е.А. Ковалева, 2007. – 160 с.
21. Лушников, А. М. Охрана труда и трудоправовой контроль (надзор) / А. М. Лушников, М. В. Лушникова. – М.: Проспект, 2015. – 248 с.
22. Лушникова, М. В. Международное и сравнительное трудовое право и право социального обеспечения / А. М. Лушников, М. В. Лушникова. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 304 с.
23. Пашков, А.С. Избранные труды по трудовому праву / А.С. Пашков. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – 520 с.
24. Постовалова, Т.А. Трудовое право Европейского союза: теория и практика / Т. А. Постовалова. - Москва : Проспект, 2015. – 496 с.
25. Семенков, В.И. Избранные труды / В.И. Семенков. Минск: Редакция журнала «Промышленно-торговое право», 2013. – 535 с.