Введение
1. Теоретические аспекты мотивации персонала предприятия
1.1. Экономическая сущность, роль и значение мотивации современного работника
1.2. Методы мотивации персонала
2. Оценка эффективности системы мотивации работников ОАО «8 Марта»
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «8 Марта »
2.2. Анализ системы мотивации работников ОАО «8 Марта»
2.3. Проблемы управления процессом мотивации работников ОАО «8 Марта»
3. Направление улучшения управления процессом мотивации работников ОАО «8 Марта»
3.1. Пути улучшения мотивации
3.2. Направление совершенствования управления процессом мотивации работников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования весьма актуальной является необходимость создания системы управленческого учёта в организации, которая определяется потребностями трёх основных уровней потребителей управленческой информации:
- корпоративный уровень (инвесторы, учредители, акционеры);
- топ-менеджмент (директор, его заместители, финансовый директор);
- руководители и специалисты среднего звена (функциональных подразделений, служб, отделов).
Каждый из указанных уровней менеджмента (управления) участвует в цикле управления, который состоит из этапов:
постановка целей – планирование – исполнение – контроль – анализ – формирование управленческого решения – корректировка целей – и вновь по кругу[1].
На практике у многих организаций цикл управления имеет различные нарушения. Кто-то не имеет целей, у кого-то планирование носит поверхностный или локальный характер, отсутствует производственный учёт и др. Организационно-хозяйственная структура многих организаций осталась от прежних времён, не настроена на сегодняшние потребности управления бизнесом, системы учёта охватывают не все области, выполняют анализ заранее недостоверных и несвоевременных данных.
В таких условиях два последних этапа цикла управления осуществляются без системной поддержки, только на основании опыта и интуиции высших менеджеров предприятия. Именно по этой причине у организаций возникают проблемы с управлением, так как при нарушенном цикле управления неэффективно управляется как вся организация, так и её отдельные службы или структурные подразделения. Поэтому успешное функционирование любой организации зависит, прежде всего, от наличия системы управления.
Большое значение в настоящее время приобретает одно из направлений менеджмента - управление процессом мотивации работников, так как мощным резервом повышения производительности и качества труда является положительная мотивация труда. Мотивация и стимулирование труда персонала являются основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов предприятия, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Работники должны чувствовать себя полноправными членами коллектива, быть уверенными в том, что руководство относится к ним справедливо, учитывает их нужды и думает об их благополучии. Человек стал рассматриваться в качестве важнейшего элемента капитала организации, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышение квалификации, создание благоприятных условий деятельности – как особый вид инвестиций. Управление процессом мотивации работников приобретает всё
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность, роль и значение мотивации современного работника
Мотивация – одна из центральных категорий науки управления. Мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда – высокими [4].
В конкретно-содержательном отношении мотивация понимается как психологический феномен, как биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями среды и личности, и приводящая к определенному результату. При этом принципиально важно подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить к ощутимым искажениям и потерям в практике управления [5].
Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим объектом. Независимо от природы объекта управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и прочее. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом.
Рассмотрим виды мотивов к труду:
- мотив социальности (потребность быть в коллективе). Этот мотив в особенности характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом «групповая мораль». Потребность работать в «хорошем коллективе», по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации работника в Беларуси;
- мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и среднего возраста. Он является собственно мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации;
- мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ОАО «8 МАРТА»
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»
Открытое акционерное общество «8 Марта» – одно из крупнейших организаций легкой промышленности в Республике Беларусь, оснащенное высокопроизводительным оборудованием по выпуску трикотажных и чулочно-носочных изделий.
ОАО «8 Марта» было создано в 1926 году как ремесленническая мастерская. После реконструкции в 1930 году оно существовало уже как чулочно-трикотажная фабрика «8 Марта». С 1 января 1997 года государственная организация Гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта» была преобразована в Открытое Акционерное Общество «8 Марта» на основании приказа Министра по Управлению государственным имуществом и приватизацией Республики Беларусь от 31 декабря 1996 года № 344, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Учредителем Общества от имени государства является Министерство Экономики Республики Беларусь.
Акционерами Общества являются следующие юридические лица:
- Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;
- ООО «Инвестпромсервис»;
- ООО «Инвестиционная компания «Реестр»;
- ИЧУП «Миквант».
В соответствии с Уставом, Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, расчетный и валютный счета.
Профиль деятельности – производство и сбыт трикотажных и чулочно-носочных изделий.
Основные виды деятельности Акционерного Общества:
- производство трикотажного полотна;
- производство чулочно-носочных изделий;
- отделка тканей и текстильных изделий;
- производство верхней одежды;
- производство нательного белья;
- оптовая торговля трикотажными и чулочно-носочными изделиями;
- ремонт и переделка трикотажных и вязаных изделий;
- ремонт и переделка швейных изделий.
Основные виды производимой продукции: бельевой женский, детский и мужской трикотаж; верхний женский, детский и мужской трикотаж; спортивный
3. НАПРАВЛЕНИЕ УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ОАО «8 МАРТА»
3.1. Пути улучшения мотивации
Почти все руководители сталкиваются с однотипными проблемами в своем стремлении изменить мотивационную систему организации. Эти проблемы можно сгруппировать следующим образом:
- отсутствие моментального и всеобщего отклика на проводимые мероприятия;
- отсутствие немедленных улучшений производственных показателе;
- улучшение системы мотивации не должно сводиться к внедрению одного-двух новшеств. Реализовывать такую программу, разумеется, можно поэтапно, но разработать ее надо всю целиком, понимая, что, во-первых, придется перейти к другой философии отношения к людям, во-вторых, не бывает бесплатной системы мотивации, такими могут быть только некоторые ее компоненты, не работающие сами по себе;
- идеальной и незыблемой системы мотивации не существует. Поэтому любую систему можно и нужно постоянно дорабатывать и видоизменять [11].
Пути улучшения системы мотивации работников организации состоят в следующем. Для работы с персоналом руководителю нужны три вещи: воля, идеи и деньги. Проявить волю может только владелец компании или топ-менеджер. Это единственный человек, у которого есть право принятия всех решений в организации, в том числе и тех, которые создают для людей комфортные условия. Такие решения и являются тем товаром, который он может продавать на собеседовании человеку, выбирающему из множества внешне похожих организаций ту, где ему будет лучше всего работать в финансовом, социальном и психологическом плане.
Грамотно разработанная система мотивации обеспечивает работнику:
- ощущение безопасности, а именно:
а) материальную стабильность (адекватная заработная плата, ясная и максимально объективная система материального поощрения);
б) душевный комфорт, базирующийся на прозрачной и предсказуемой организационной среде благодаря выработке и доведению до сведения всех общих корпоративных установок, налаживанию системы обратной связи;
- ощущение успешности, возникающее как следствие:
а) созданного имиджа успешной организации и культа профессионализма;
б) знания историй успехов сотрудников, места организации на рынке;
в) адекватной оценки собственной рыночной стоимости;
- осознание собственной значимости, достигаемое за счет:
а) внимания к особенностям личности работника;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация – это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей. Существенный недостаток руководства современных организаций – недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, а ведь человеческий потенциал для организации – это основное конкурентное преимущество. В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность, удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или комплекса действий.
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т. е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.
К методам мотивирования эффективного трудового поведения относятся: материальное поощрение; организационные методы; морально- психологические.
Мотивы играют важную роль в трудовой деятельности человека. Без них трудовая деятельность вообще не может осуществляться целесообразно. Но мотивы бывают разные и могут воздействовать с различной силой, вызывая направленную или ненаправленную активность человека.
Практическая функция мотивации состоит в подборе различных способов и методов эффективного воздействия на персонал в целях его ориентации на результативную деятельность с учетом мотивационных установок работников и их профессионального и личностного потенциала.
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления, хотя за последние годы сделаны определенные шаги к повышению роли самих организаций к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной организацией стратегии управления человеческими ресурсами. Это означает, что выбор конкретного метода управления процессом мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать организация.
Исследовав небольшую часть менеджмента – управление процессом мотивации работников, установлено, что мотивация существенно повышает производительность труда, что влечёт увеличение прибыли.
1. Лукичева, Л.И. Управление организацией: учеб, пособие по специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичёва; под ред. Ю.П. Анискина. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – 360 с.
2. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: учеб. / А.Я. Кибанов. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 683 с.
3. Зайцева, Т.В. Управление персоналам: учеб. пособие / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. – Минск: Новое знание, 2007. – 485 с.
4. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебник / Н.П. Беляцкий. – Минск: Книжный дом, 2007. – 496 с.
5. Журавлев, П.В. Технология управления персоналом: настольная книга менеджера / С.А. Карташов, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов. М.: Экзамен, 2000. 575 с.
6. Скрипченко, Д.Г. Управление трудом и заработной платой / Д.Г. Скрипченко. – Минск: Регистр, 2012. 281 с.
7. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. – Минск: Современная шк., 2006. – 348 с.
8. Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности: со¬циальная психология, менеджмент / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. – М.: Высш. Шк., 2004. – 327 с.
9. Юкаева, B.C. Менеджмент: краткий курс / В.С. Юкаева. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 104 с.
10. Климович, Л.К. Основы менеджмента / Л.К. Климович. – Минск: Дизайн ПРО, 2005. – 144 с.
11. Титович, А.А. Основы менеджмента / А.А. Титович. – Гомель, 2003. – 347 с.
12. Евтухов, В.С. Основы современного менеджмента: Курс лекций / В.С. Евтухов. – Гомель: ГФ УО ФПБ «МИТСО», 2005. – 284 с.
13. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ экономической деятельности кономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая – 6-е изд.; перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 607 с.
14. Петроченко, П.Ф. Анализ трудовых показателей: учеб. пособие для ВУЗов / П.Ф. Петроченко. – М.: Экономика, 2004. 318 с.
15. Алексеенко, Н.А. экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. Минск: Издательство Гревцова, 2009. 264 с.