ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в необходимости осуществления грузоперевозок, особенно автомобильным транспортом никто не сомневается. Огромный грузооборот, осуществляемый этим видом транспорта, обеспечивает поддержку значительной части экономики Республики Беларусь. Весьма распространенной является и перевозка пассажиров и багажа.
Нынешнее законодательство достаточно четко определяет правила осуществления перевозок и их документального оформления. Причем рыночные отношения заставляют все больше и больше вопросов оставлять на усмотрение участвующим в сделке по осуществлению перевозок сторонам. Естественным образом это касается прежде всего договора перевозки, в который наряду с обязательными могут быть включены любые условия, признаваемые сторонами в качестве таковых.
В белорусской гражданско-правовой доктрине укоренилось понятие «транспортные договоры», под которыми на самом деле понимаются гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности (как правило, с участием транспортных организаций). Этим понятием охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств и т.д. Центральным звеном системы всех так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки, под которым традиционно понимается договор перевозки конкретного груза, т.е. такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Что касается остальных так называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная роль, а их значение видится в обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира или багажа.
Говоря о роли данного вида транспортных отношений, необходимо отметить, что договор перевозки в частности начинает свое законодательное оформление еще в дореволюционном гражданском праве.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности. Роль транспорта заключается в оказании услуг, которые направлены на перемещение товара в пространстве.
Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей, предметов материального мира. Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место.
ГЛАВА 1
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Чтобы понять сущность договора перевозки представляется необходимым дать определение самой правовой категории – договору перевозки. Е.Н. Ковалева приводит следующую дефиницию договора перевозки: гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз (или пассажиров и т.д. – в зависимости от предмета договора) в пункт назначения (в случае перевозки груза и багажа – выдать его управомоченному лицу), а отправитель (пассажир) обязуется уплатить за перевозку установленную нормативно-правовыми актами плату. [3, с.16] Действительно, в приведенном определении наиболее доступно и в соответствии с действующим законодательством раскрывается понятие договора перевозки как такового. Однако нужно отметить одну серьезную неточность в приведенном тексте касательно порядка определения размера платы за осуществляемую перевозку, ибо она не во всех случаях строго устанавливается именно нормативно-правовыми актами, а и соглашением сторон договора при условии, что иной порядок определения размера платы не предусмотрен законодательством.
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) устанавливает, что перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки. Общие условия перевозки определяются действующим законодательством, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если законодательными актами, транспортными уставами и кодексами, а также актами республиканских органов государственного управления, издаваемыми в соответствии с предъявляемыми требованиями, не установлено иное.
Предметом договора перевозки является оказание транспортных услуг по перемещению груза или перевозки пассажира и доставки его багажа в пункт назначения. При этом на перевозчика возлагается хранение, выдача груза получателю, а нередко погрузка и выгрузка.
Перевозки, а значит и договоры перевозки можно классифицировать по различным основаниям. Практическое применение имеет следующие основания:
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
Договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, то есть заключаться в форме смешанного договора.
Сторонами договора перевозки являются перевозчик и отправитель.
Перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора. Автомобильный перевозчик (перевозчик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие на основании договора или на иных законных основаниях автомобильные перевозки грузов, пассажиров и багажа. [7, с. 77]
Второй стороной договора перевозки является отправитель. Отправителем может быть, как юридическое, так и физическое лицо. При этом следует отметить, что если отправителем выступает физическое лицо, которое сдает груз к перевозке не в рамках осуществления предпринимательской деятельности, то к отношениям сторон также будет применяться Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». [8]
Договор перевозки должен заключаться в простой письменной форме.
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Таким образом, если стороны не достигнут соглашения хотя бы по одному существенному условию, договор будет считаться незаключенным.
Существенными условиями являются:
1) условия о предмете договора;
2) условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида;
3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
4) наименование и характеристики груза;
5) место назначения;
6) размер платы за перевозку.
Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены.
Что касается условий, которые сами стороны определяют, как существенные, то если договор перевозки заключается на основании договора об организации перевозки, зачастую в основном договоре стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
Договор перевозки считается исполненным надлежащим образом, когда соблюдены все условия его заключения.
Для исполнения договора перевозки необходимо совершение ряда иных операций до, во время и после доставки грузов, пассажиров и багажа: погрузочно-разгрузочные работы, подача и возврат транспортных средств, подготовка грузов к перевозке, доставка в пункты отправления и получение в пунктах назначения. Невыполнение этих действий влечет неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки. Поэтому ГК наделяет перевозчика обязанностью подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Важным при исполнении договора перевозки является определение стороны, обязанной осуществить погрузку (выгрузку). Если погрузка (выгрузка) груза осуществляется силами и средствами отправителя (получателя) груза, она должна производиться в сроки, предусмотренные договором.
Особым условием исполнения договора перевозки, поскольку он является возмездным, является провозная плата. Так, договор перевозки груза считается исполненным, если груз доставлен по месту назначения, а отправителем за перевозку груза уплачена установленная плата. То же предусмотрена и для перевозки пассажиров и багажа. Размер выплат определяется соглашением сторон на основании тарифов, устанавливаемых в соответствии с законодательством.
Договор перевозки считается исполненным надлежащим образом, если перевозчиком соблюдены сроки доставки. Определение сроков законодательством возлагается на сторон договора перевозки.
Порядок исполнения договора перевозки содержится в различных нормативно-правовых актах. Например, Республикой Беларусь ратифицированы международные соглашения по вопросам осуществления автомобильных грузовых и пассажирских перевозок с Республикой Узбекистан. [12]
В свою очередь при ненадлежащем исполнении обязанностей сторонами договора, наступает гражданско-правовая ответственность. Так, перевозчик несет ответственность за неподачу транспортного средства, а отправитель – за неиспользование поданного транспортного средства.
ГЛАВА 4
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Несмотря на достаточно широкое законодательное урегулирование, при заключении и исполнении договора перевозки все же остаются некоторые проблемы в правоприменении. Некоторые из них рассмотрены в Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24 октября 2012 г. № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции». [15]
Например, в нем даны разъяснения, что сторонами по договору перевозки являются отправитель и перевозчик, а также сделана оговорка что участником также является получатель. Как было отмечено ранее в курсовой работе, ГК закрепляет некоторые права получателя.
Также в Постановлении поясняется, что для выяснения объема прав и обязанностей отправителя, перевозчика, получателя груза хозяйственным судам следует давать оценку содержанию накладной (международной товарно-транспортной накладной «СМR») (в том числе указанию размера провозной платы, наличию инструкций, данных перевозчику, иных указаний и оговорок), иным сведениям, указанным в документах, относящихся к данной перевозке. На основании этого считается целесообразным также в ГК закрепить получателя как участника договора перевозки, а также его правовое положение.
Довольно частой проблемой является то, что стороны не делают различия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки. Вместе с тем если по договору перевозки перевозчик обязуется принять груз, доставить его и сдать получателю, указанному грузоотправителем, то по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется организовать перевозку груза. Наиболее распространенная ошибка состоит в том, что в договоре с экспедитором предмет договора зачастую формулируется как предмет договора перевозки. Экспедиторы ошибочно не придают значения точности формулировки, хотя формулировка значительно влияет на распределение рисков и ответственности сторон. Так, например, если экспедитор обязуется организовать процесс перевозки, то он несет ответственность за добросовестный и профессиональный выбор перевозчиков, организацию перегрузки, хранения и другие операции с грузом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В достижение поставленных целей и задач в данной курсовой работе было рассмотрено понятие договора перевозки, сформулированы его признаки. Также были рассмотрены виды договора перевозки, выявлены особенности, присущие каждому конкретному виду.
Таким образом, договор перевозки – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз, пассажира и багаж в пункт назначения, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Рассмотрев понятие договора перевозки и проанализировав приведенные в курсовой работе определения, можно выделить следующие признаки договора перевозки, характеризующие его как самостоятельный тип хозяйственного договора:
- двусторонность (каждая из сторон договора перевозки непременно обладает взаимными правами и обязанностями);
- возмездность (за выполнение перевозчиком условий договора по перевозке предусматривается определенная плата). Здесь нужно иметь в виду, что законодательство может предусматривать безвозмездность отдельных видов договора перевозки;
- консенсуальность (договор перевозки считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем его существенным условиям с соблюдением требований законодательства о форме договора).
Договор перевозки считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Заключается он в простой письменной форме.
Особенностью договора перевозки является то, что кроме непосредственно заключения договора необходимо наличие сопроводительных документов.
Гражданским Кодексом Республики Беларусь установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки. Она выражена в форме выплаты ущерба за нарушение условий договора.
В данной курсовой работе было проанализировано действующее в данной области законодательство, как национальное, так и международное. Так, Республика Беларусь ратифицировала международные соглашения с различными странами по вопросам осуществления перевозок.
Также в курсовой работе Глава 4 посвящена выявлению проблем в применении договора перевозки, в которой на основании практики применения договора были выявлены существующие проблемы, а также предприняты попытки их решения.
Несмотря на достаточно широкое законодательное урегулирование, при написании данной курсовой работы были выявлены неточности. Так, ГК устанавливает некоторые права грузополучателя, однако непосредственно его как участника договора перевозки не предусматривает. На наш взгляд необходимо внести грузополучателя как участника договора перевозки, а также в полной мере закрепить его правовое положение. На основании этого предлагается внести в ст.739 ГК часть 3, в которой предусмотреть: грузополучатель – сторона перевозки груза, уполномоченная на получение груза. Права и обязанности определяются договором перевозки груза.
1 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З / Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.; с изм. и доп. по состоянию на 12.01.2016 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
2 Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): Конвенция от 19 мая 1956 г., с учетом Протокола к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ); с изм. и. доп. по состоянию на 07.07.2008 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
3 Ковалева, Е.Н. Договор перевозки: универсальный справочник / Е.Н. Ковалева / под ред. Л.Ю. Грудицыной. – М.: Эксмо, 2006. – 192 с.
4 Аброскин, А. А. Таможенный перевозчик / А. А. Аброскин // Главный экономист. – 2011. – № 10. – С. 50-53.
5 Бондаренко, Н. Л. Гражданское право. Особенная часть / Н. Л. Бондаренко. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 70 с.
6 Ивакин, В. Н. Гражданское право (особенная часть) / В. Н. Иванкин. – М.: Юрист, 2001. – 320 с.
7 Овсейко, С. В. Накладная «CMR». Правила заполнения / С. В. Овсейко // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2007. – № 19. – С. 76-79.
8 О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З; с изм. и доп. по состоянию на 02.11.2015 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
9 Миселюк, В. М. Договор перевозки груза: согласование существенных условий / Валентин Миселюк // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие. – 2015. – № 10. – С. 19-21.
10 О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450; с изм. и доп. по состоянию на 17.04.2013 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
11 Сойфер, Т. В. Гражданское право (особенная часть) / Т. В. Сойфер. – М.: Юрист, 2010. – 320 с.
12 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области грузовых перевозок: Соглашение Правительства Республики Беларусь от 22 декабря 1994 г.; с изм. и доп. по состоянию на 10.06.2002 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
13 Круглый стол "Перевозка грузов и транспортная экспедиция: спорные вопросы и судебная практика" / Виктор Рябцев [и др.]; подготовили О. Хлебкович, О. Киселева // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2012. – № 6. – С. 58-74.
14 Каменков, В. С. Транспортно-экспедиционные документы / В. С. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2008. – № 18. – С. 16-33.
15 О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24 октября 2012 г. № 9; с изм. и доп. по состоянию на 01.11.2012 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
16 Будько, Н. Типичные ошибки при заключении договоров перевозки и транспортной экспедиции / Н. Будько // ЮРИСТ. – 2007. – №9. – С.73-77.