ВВЕДЕНИЕ
Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Обладать дееспособностью - значит иметь способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т.п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей.
Актуальность темы исследования определяется тем, что дееспособность юридически обеспечивает активное участие личности в экономическом обороте, предпринимательской и иной деятельности, реализации своих имущественных прав, в первую очередь права собственности, а также личных неимущественных прав. При этом ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Следовательно, категория дееспособности граждан представляет большую ценность свободы личности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Актуальность исследования объясняется также и тем, что нормы действующего законодательства не учитывают положительного опыта зарубежного законодательства, в результате чего основания и последствия ограничения гражданской дееспособности неоправданно сужены.
Объектом исследования выступает общественные отношения, связанные с ограничением дееспособности физических лиц, а предметом исследования – нормы белорусского законодательства, регулирующие ограничение дееспособности физических лиц в Республике Беларусь.
Целью исследования является комплексный анализ норм об ограничении гражданской дееспособности физических лиц, его основаниях и последствиях, а также обзор судебной практики по делам об ограничении дееспособности.
Достижение данной цели осуществимо посредством решения следующих основных задач:
- выявить правовую природу понятия дееспособности физических лиц;
- определить виды дееспособности физических лиц;
- установить основания ограничения дееспособности граждан;
- раскрыть процессуальные особенности рассмотрения дел об ограничении дееспособности граждан;
ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН
1.1 Понятие дееспособности граждан
Известно, что гражданско-правовая категория правосубъектности содержит в себе категории гражданско-правовой правоспособности и гражданско-правовой дееспособности.
Римское право не знало соответствующих категорий, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. И.А. Покровский в труде «История римского права» отмечает: «Способность быть субъектом гражданского права, способным иметь права, называется правоспособностью, а способность своей волей участвовать в гражданской жизни (заключать сделки и т.д.) называется дееспособностью [1, с. 108].
Дееспособность человека всегда и везде зависит прежде всего от возраста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходит лишь с определенного возраста. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14, девочки от 7 до 12 лет). Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности. Например, если договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что древнеримские юристы технически не выделили категории правоспособности и дееспособности, однако правовые нормы позволяют говорить, что юридическое содержание правоотношений, определявшее статус граждан Древнего Рима позволяло говорить о том, что и правоспособность, и дееспособность законом все же определялась. Кроме того, уже в самом начале развития правового регулирования статуса граждан в гражданском обороте были определены концептуальные положения для разграничения объемов дееспособности, и прежде всего это возраст и психическое состояние лица.
ГЛАВА 2 ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ
2.1 Основания ограничения дееспособности граждан
Действующая Конституция Республики Беларусь предусматривает широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина, ставит обеспечение прав и свобод граждан высшей целью государства, устанавливает положение о том, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства [9].
Вместе с тем, учитывая мировой опыт, свидетельствующий о том, что в законодательстве практически всех стран содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека и гражданина в интересах морали, нравственности, безопасности государства и по ряду других признаков, Конституция Республики Беларусь также предусматривает ограничение прав и свобод в строго установленных случаях.
Так, ст. 23 Конституции в качестве одного из критериев ограничения прав и свобод человека называет защиту «прав и свобод других лиц». Ограничения обуславливаются интересами развития демократического государства, где обеспечиваются не только интересы общества, но и отдельного человека. Ограничения должны быть соразмерны демократической природе соответствующего права, его конституционному содержанию в том числе и обусловленные спецификой статуса некоторых категорий лиц [10, с. 96].
В решениях Конституционного Суда Республики Беларусь неоднократно отмечалось, что в Конституции закреплена возможность не умаления или отрицания прав и свобод, а их ограничения, то есть определения на уровне закона конкретных пределов осуществления прав и свобод. При этом ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции и закрепленных в ней таких ценностей, как верховенство права, равенство и справедливость, в соответствии с конституционно значимыми интересами [11].
Ограничения, какими бы ни были основания для их установления, не должны искажать сущности конституционных прав и свобод, приводить к утрате их реального содержания, а должны применяться в установленных законом случаях и быть социально оправданными, адекватными и соразмерными защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам других лиц.
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА
3.1 Порядок осуществления прав и обязанностей
Решение суда, которым гражданин ограничен в дееспособности, признается актом применения нормы права и является основанием для назначения ему попечителя.
Судебное решение будет реализовано только тогда, когда соответствующие лица исполнят обязанности, вытекающие из данного решения (орган опеки и попечительства должен оформить попечительство, попечитель обязан контролировать действия подопечного но распоряжению имуществом, бухгалтерия предприятия или органы социального обеспечения не вправе выдавать зарплату или пенсию лично подопечному, если попечитель возражает против этого и т. д.). Граждане, желающие вступить в гражданско-правовые отношения с лицом, ограниченным в дееспособности, обязаны считаться с его правовым положением, установленным судом, под страхом признания недействительными сделок по распоряжению имуществом, совершенных им без согласия попечителя.
Сущность и последствия ограничения дееспособности гражданина сводятся к тому, что в силу ограничения в дееспособности гражданин без согласия попечителя не в праве, в частности, продавать, дарить, обменивать, покупать имущество, совершать другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых, а также сам получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов (авторский гонорар, вознаграждение за изобретения, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т.п.).
Однако ограничение в дееспособности не освобождает гражданина от обязанности самостоятельно нести имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.
В Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Осуществление функций по попечительству возлагается в отношении совершеннолетних лиц, которые признаны ограниченно дееспособными - на управление здравоохранения областного исполнительного комитета, Комитет по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета [17, п. 2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены составляющие, связанные с правовым регулированием ограничения дееспособности физических лиц в Республике Беларусь, дана характеристика понятия дееспособности, раскрыты ее виды. Также было рассмотрено законодательное закрепление оснований ограничения дееспособности, изучены процессуальные особенности рассмотрения дел об ограничении дееспособности граждан, определен порядок осуществления прав и обязанностей ограничено дееспособных, а также изучена судебная практика по рассмотрению дел об ограничении дееспособности граждан.
При написании первой главы была раскрыта юридическая природа и содержание дееспособности граждан. Так, дееспособность определяется как способность лица своими действиями на основе закона создавать, осуществлять и прекращать для себя гражданские права и обязанности, а обладать дееспособностью – значит иметь способность лично (через представителя) совершать различные юридические действия.
При раскрытии второй главы были определены основания к ограничению дееспособности, а также процессуальные особенности по делам данной категории. Перечень оснований ограничения дееспособности граждан, предусмотренный ст. 30 ГК, является исчерпывающим. Однако, представляется, что он может и должен быть подвергнут расширению. Видится, что то обстоятельство, что гражданин, имеющий пристрастие к азартным играм, может нанести урон материальным интересам своей семьи должно учитываться законодателем при определении поводов к ограничению дееспособности. Представляется, что данное основание может также служить поводом и к ограничению такого гражданина в гражданской дееспособности.
Анализ процессуальных особенностей рассмотрения дел об ограничении дееспособности граждан, который был проведен при написании третьей главы показал, что судебное решение об ограничении дееспособности граждан преследует несколько целей. Оно защищает материальные интересы семьи гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками, предотвращает растрачивание им на приобретение спиртных напитков заработной платы или иных доходов, являющихся средством существования его семьи. В то же время решение суда защищает и действительные интересы самого гражданина.
Обзор судебной практики по делам о признании гражданина ограничено дееспособным привел к выводу, что суды при разбирательстве дел особого производства должны очень основательно подходить к рассмотрению дел об ограничении дееспособности гражданина, поскольку это связано с ограничением права, объявленного Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью.
В заключение хотелось бы отметить, что с достижением восемнадцати лет дееспособность граждан возникает в полном объеме. На содержание дееспособности более не оказывают влияние возрастные факторы, однако способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие злоупотребления алкогольными либо наркотическими веществами. При наличии указанных проявлений необходимо защитить имущественные интересы такого гражданина либо интересы его семьи. Именно этой цели служит признание гражданина ограниченно дееспособным.
1) Борисов, В.В. Значение градаций дееспособности для характеристики статуса субъекта гражданского права / В.В. Борисов // Общество и право. – 2009. - № 1. – С. 108-113.
2) Белькова, Е.Г. Гражданская дееспособность / Е.Г. Белькова // Известия ИГЭА. – 2007. - № 1. – С. 47-50.
3) Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г, одобрен Советом Республики 19 нояб. 1998 г., с изм. и доп. по состоянию на 28 янв. 2013 г. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2013. – 656 с.
4) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г, с изм. и доп. по состоянию на 17 апреля 2013 г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2013. – 160 с.
5) Пунько, Т.Н., Кулак, М.Н. Гражданское право: курс лекций / Т.Н. Пунько, М.Н. Кулак. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 353 с.
6) Ермоченко, Р.П. Основы права: учеб.-метод. пособие / Р.П. Ермоченко, Т.М. Шаршакова – Гомель: ГомГМУ, 2015. – 224 с.
7) Остапенко, А.В. Законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь: сравнительный анализ положений о дееспособности граждан (физических лиц) / А.В. Остапенко // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2010. - № 2. – С. 101-104.
8) Чигир, В.Ф. Вступительная статья к Гражданскому кодексу Республики Беларусь / В.Ф. Чигир // Науч. ред. и предисл. д-ра юрид. наук, проф., засл. юриста Республики Беларусь В.Ф. Чигира. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – С. 7-123.
9) Конституция Республики Беларусь: текст (с изменениями и дополнениями). – Минск: Беларусь, 2008. – 96 с.
10) Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: науч.-практ. коммент. / Г.А. Василевич. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – 487 с.
11) Об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 16 октября 2013 г. № Р-847/2013 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016. – Дата доступа: 01.02.2016.
12) О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности: Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 13 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016. – Дата доступа: 02.02.2016.
13) Синицын, В.Г. К вопросу о невменяемости, недееспособности, ограниченной дееспособности / В.Г. Синицын // Гуманитарные науки. – 2013. - № . – С. 218-226.
14) Сергеев, А.П., Толстой, Ю.К. Гражданское право в 3-х томах: учебник. – СПб.: Проспект, 2008. – 773 с.
15) Томилов, А.Ю., Потапов, И.В. Расточительство как основание для ограничения дееспособности лица / А.Ю. Томилов, И.В. Потапов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. - № 19. – С. 60-65.
16) Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 21 января 2013 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2013. – 336 с.
17) Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г № 1676 (с изм. и доп.) // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016. – Дата доступа: 02.02.2016.
18) О совершении сделок несовершеннолетними: Письмо Верховного суда Республики Беларусь от 21 сентября 2012 г. № 08-11/455 // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016. – Дата доступа: 05.02.2016.
19) Пунько, Т.Н. Гражданское и предпринимательское право: курс лекций / Т.Н. Пунько. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 337 с.
20) О судебной практике по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (по материалам обзора): Обзор судебной практики Верховного суда Республики Беларусь // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2004-2016. – Дата доступа: 05.02.2016.