Жертва и ее роль в механизме преступного поведения
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Жертва и ее роль в механизме преступного поведения»
по дисциплине: «Уголовное право»
2021
45.00 BYN
Жертва и ее роль в механизме преступного поведения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Жертва преступления как объект криминальной виктимологии
2.2. Виктимность и виктимизация
2.3. Виктимологическая профилактика в современный период
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие науки виктимологии не стоит на месте, и предмет науки находится на стадии формирования. В связи с развитием современного мира, в том числе с модификацией информационных технологий (особенно в сети «Интернет») в предмет виктимологии, по-нашему мнению, должны входить и другие направления исследования.
С учетом изложенного предмет виктимологии необходимо делить на три классификационные группы:
1) Виктимологическое знание о физических лица:
А) жертвы криминальных ситуации (криминальная виктимология);
Б) жертвы некриминального характера (травмальная виктимология).
2) Виктимологическое знание о юридических лицах;
3) Виктимологическое знание о публично-правовых образованиях. Среди учёных нет единого мнения о том, стоит ли включать изучение пострадавших юридических лиц в предмет виктимологии.
Юридические лица могут быть потерпевшими от преступлений, однако смешивать физические и юридические лица в одном предмете исследования нецелесообразно, так как это абсолютно разные по своей природе субъекты и ущерб от преступлений или других видов правонарушений будет различен применительно как к физическим, так и юридическим лицам.
Публично-правовые образования (государства, его субъекты и муниципальные образования) могут в равной степени становиться жертвами как преступных действий, так и действий некриминального характера. Выделение в отдельную группу публичноправовых образований обусловлено тем, что начало фундаментального изучения виктимологического знания берет свое начало с 1945 года после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Япония потерпела катастрофические потери и стала «государством-жертвой».
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В настоящее время в области криминальной виктимологии, как учении о жертвах преступления продолжает оставаться нерешенной проблема: то ли учение о жертве преступления – это будущая самостоятельная наука (В. Мендельсон); то ли – направление в криминологии (Г. Хентиг) [1, с.9].
Чтобы найти решение на данный вопрос следует обратить внимание на момент возникновения виктимологии. Вопросы виктимологии стали объектом криминологических исследований в конце Второй мировой войны. В 1945 году на Японию были сброшены две атомные бомбы. В результате этих взрывов жертвами оказались одновременно тысячи человек. Трагедия вышла за рамки индивидуальной, превратившись в национальное бедствие, что и подтолкнуло японских ученых к рассмотрению вопросов о причинах жертвенности. В том же году появились публикации по новому научному направлению – виктимологии. Создание виктимологии связывается с именами Ганса фон Гентига (1888–1974) и Бенджамина Мендельсона (1900–1998). Время рождения виктимологии, очевидно, следует соотнести с 1947–1948 годах, когда были опубликованы разработанные ими ее основополагающие положения [2, с.17].
Таким образом, в силу того, что количество жертв от трагедии превысило 300 000 человек, а также то, что объем знаний в области криминологии достиг той точки, когда помимо изучения преступников следовало обратить внимание и на другую сторону преступления, а именно на жертв – возникает новая область, требующая изучения. Данная область знаний получила название – виктимология, наука о жертвах. При этом, виктимология зародилась с явным противоречием: стоит ли относить виктимологию к самостоятельной науке или признать ее частью криминологической теории.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Жертва преступления как объект криминальной виктимологии
В законодательстве Нового времени положение жертвы и совокупность ее прав устанавливается исходя из воззрения самого законодателя, который руководствовался интересами государства.
Так, законодатель был заинтересован в пресечение преступной деятельности, стремился устрашить и наказать преступника, зачастую не учитывая интересов самого потерпевшего. Истоки криминологии были заложены во второй половине 18 века. Изначально центральным объектом криминологического исследования был сам преступник. Такое положение изменилось к середине 20 века. Оно было обусловлено пояснением методов системного анализа и включением данных методов в общую криминологическую методологию [7, c.27].
Очевидно, что фундаментальные научные исследования не могут быть односторонними, криминология изучает не только личность преступника, не только особенности его поведения и мотивы преступления, а также среду, под воздействием факторов которой сформировалась личность преступника, но и единую систему взаимодействий жертвы и преступника. Формирование нового уровня исследований связно с попыткой преодолеть системный кризис назревший в криминологии в 20 веку. К тому времени стало очевидно, что криминология должна изучать не только не только преступника, но и его жертву.
В 20 веке, который вместил в себя две мировые войны и массу преступлений, совершенных тоталитарными государствами, уровень жертвенности населения стал очевиден, что послужило своего рода стимулом для нового витка развития криминологической и уголовноправовой науки, а также для формирования законодательной и правоохранительной практики. Кроме того, во второй половине 20 века сформировалась концепция защиты прав человека, что побудило к формированию механизма защиты прав человека.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Развитие человека как личности, как правило, начинается с семьи. В семье ребенок учится ходить, говорит первое слово, здесь он учится осознавать себя и окружающих его людей как отдельных личностей. И здесь же в него закладываются определенные установки, которые повлияют на его дальнейшее развитие и жизнь в целом.
Поэтому если ребенок растет в дисфункциональной семье (будь, то неполная семья или семья, в которой есть конфликты или насилие), это не может не наложить отпечаток на его личности. И представляется невозможным, чтобы этот отпечаток носил позитивный характер. Таким образом, мы имеем два основных социальных фактора, оказывающих влияние на формирование виктимной личности – отношения в семье и отношения между человеком и его окружением. В рамках отношений в семье есть также два момента – отношения между ребенком и его родителями (детско-родительские отношения) и отношения между родителями, которые формально не касаются ребенка, но фактически на нем отражаются. В рамках детско-родительских отношений выделяют два типа – «диктаторский» и «опекающий».
Диктаторский тип детско-родительских отношений подразумевает систематическое подавление одним членом семьи (родителем) инициативы, воли, чувства собственного достоинства других членов данной семьи (ребенка и (или) второго родителя). Опекающий же тип детско-родительских отношений подразумевает полное удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от всевозможных, забот, проблем и трудностей.
При всей кажущейся противоположности этих типов детско-родительских отношений, результат их оказывается примерно одинаковым – получаются люди с отсутствующими самостоятельностью, инициативностью, чувством собственного достоинства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виктимология на современном этапе развития является междисциплинарной наукой, сформированной на стыке нескольких наук, из которой выделяется криминологическая виктимология, представляющая из себя также и криминологическую теорию.
Возникающие разные мнения о виктимологии не имеют под собой основания, в связи с тем, что разные авторы рассматривают виктимологию с различных позиций. Те авторы, которые указывают, что виктимология является частной криминологической теорией на самом деле рассматривают лишь криминальную виктимологию, в то время как другие рассматривая виктимологию как самостоятельную науку предполагают, что не только преступления способны создать жертвы. Различные мнения порождаются в связи с тем, что криминальная виктимология обладает большим развитием, чем другие ее виды. Однако, следует признать, что виктимология является «молодой» наукой, следовательно, процесс ее становления еще не завершен. Можно предположить, что спор о том, является ли виктимология самостоятельной наукой или лишь криминологической теорией в ходе дальнейшего развития не будет создавать и противоречий о принадлежности виктимологии.
На сегодняшний день виктимология представляет собой комплексную науку, которая включает в себя знания различных отраслей наук: психологии, юриспруденции, социологии.
Виктимность рассматривается как социальное явление, включает в себя как индивидуальную виктимность, а также виктимность интегративных жертв. Кроме того, наблюдается тенденция, связанная с переход от применения методов психологического исследования к социологическим исследованиям, позволяющих проводить исследования уровня виктимизации социальных групп и населения.
1. Александрина Н.М. Состояние и тенденции криминогенной виктимизации юридических лиц: криминологический анализ официальной статистики за 2009-2018 гг. // Юрист. 2020. № 7. С. 50-55.
2. Андронникова О.О. Взаимосвязь переживания детства с формированием Я-концепции виктимного типа / О.О. Андронникова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №1 (44). - С. 276-279.
3. Варчук, Т.В. Виктимология. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / Т.В. Варчук. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 506 c.
4. Гасанова П.Г. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье / П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №3 (32). - С. 6-11.
5. Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений / Е.В. Голубева, О.Н. Истратова // Российский психологический журнал. - 2009. - №1. - С. 25-34.
6. Далгалы Т.А. Киберкриминология: вызовы XXI века // Российская юстиция. 2020. № 10. С. 19-21.
7. Джоэл, Мари Тойч Из жертвы - в победители. Виктимология / Джоэл Мари Тойч, Чампион Курт Тойч. - М.: Т. М. Сорина, Б. В. Сорин, 2004. - 886 c.
8. Желудков М.А. Проблемные вопросы защиты прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений // Lex russica. 2019. № 2. С. 81-91.
9. Занишевская А.А. Влияние сети Интернет на формирование преступного и виктимного поведения личности / А.А. Занишевская // Развитие общественных наук российскими студентами. - 2017. - №2. - С. 93-96.
10. Криминология: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 277 с.
11. Лавриненко А.А. Особенности жертвы ятрогенных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних // Российский юридический журнал. 2020. № 6. С. 65-71.
12. Малина М.А. Мировая юстиция и искусственный интеллект // Мировой судья. 2021. № 4. С. 17-21.
13. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1008 с.
14. Малкина-Пых, Ирина Виктимология. Психология поведения жертвы / Ирина Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2010. - 486 c.
15. Малкина-Пых, Ирина Германовна Виктимология. Психология поведения жертвы. Учебное пособие / Малкина-Пых Ирина Германовна. - М.: Питер, 2017. - 928 c.
16. Ниезова С.С. Виктимологическая профилактика тяжких преступлений // Российская юстиция. 2017. № 6. С. 52-55.
17. Рассел, Джесси Виктимология / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 961 c.
18. Савельева, О.Ю. Криминология: электронное учеб.-метод. пособие / О.Ю. Савельева. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2019.
19. Случевская Ю.А. Зарубежный опыт развития теории и практики экологической виктимологии // Международное уголовное право и международная юстиция. 2020. № 6. С. 26-29.
20. Учебное пособие «Актуальные проблемы виктимологии». – Омск: Омская юридическая академия, 2016. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты