Одной из важнейших проблем в теории государства и права является разработка понятий, касающихся основополагающих свойств государства, определяющих его внутреннюю структуру и содержание. Исследование совокупности примеров государственного устройства различных стран позволяет группировать их, построить обобщённые теоретические модели, выявить типичные правовые формы, в которых выражается, распределяется, осуществляется государственная власть – формы государства.
Избрание конкретной формы государства имеет большое значение потому, что это предопределяет то, каким образом будут разделены властные полномочия государства между высшими органами государства, между центральными и региональными государственными органами, а так же методы, какими они будут воздействовать на гражданского общество.
Кроме того, актуальным является выяснение предпосылок и причин становления тех или иных форм государства, открывающее возможность проследить траекторию и логику, предопределившие выбор конкретных правовых установлений по поводу государственной власти. Познать природу форм государства - значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии. Это значит понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон, как самостоятельный и целостный институт.
Данная курсовая работа базируется на научных трудах и взглядах ряда ведущих ученых, среди которых можно назвать следующие имена: Г.А. Василевич, И.А. Гомеров, С.А. Калинин, Т.В. Кашанина, Л.М. Мамут, М.Н. Марченко и др.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности формы государства как комплексного правового института. Задачи, решение которых позволит достигнуть поставленной цели, можно представить в следующей последовательности:
- сформулировать понятие формы государства;
- определить формы правления государств;
- установить подходы к организации управления государственной территорией;
- выяснить роль и место политических режимов.
Объектом исследования является форма государства как правовая категория. Предмет исследования – обособленные составные части формы государства в их единстве и неразрывной связи между собой.
Государства имеют исключительное право официально представлять все общество. Обращаясь к немецкому социологу М. Веберу, можно отметить, что «современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства господства в руках своих руководителей…» [2, с. 504]. Российский ученый-юрист И. Гомеров выделяет такие признаки государства: целенаправленная организованность, правосубъектность, суверенность, сверхинституциональность, публичность, универсальность и сложность [4, с. 416]. И далее: «Лишь их интеграция ... позволяет ту или иную единицу, форму и фазу ... [рассматривать] в качестве государства, как обладающего определенным статусом» [4, с. 417]. Государство, соединяя в себе вышеперечисленные признаки, представляет собой обособленную, внутренне структурированную и иерархическую систему, которая обладает и применяет особый тип власти – государственную власть. Аппарат государства, состоящий из государственных органов, осуществляет государственную власть, которой оно наделено как суверенный политико-правовой институт.
Для разрешения базовой, наиболее общей проблемы того, как непосредственно распределяется власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется на государственной территории, в теории государствоведения разработано составное понятие – форма государства. Под формой государства профессор В.Е. Чиркин понимает «комплексный институт конституционного права, представляющий собой внутренне согласованную систему норм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства (главы государства, парламента, правительства), государственно-территориальное устройство, главные методы осуществления государственной власти, а также формы прямой и обратной связи государственного аппарата с населением» [21, c. 163-164]. Государство, тем самым, представляет собой механизм власти, а форма государства – конкретный способ её распределения между органами государства, а так же осуществления.
Монархия – это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и др.) [21, с. 166]. В монархиях власть не производна от воли народа. В христианской теологии монарх воспринимался как отражение Бога на земле, и государство персонализируется. Монархическая власть является представительницей не собственного народа, а высшей божественной силы [5].
При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия в современном мире встречается в мусульманских странах (Бруней, Катар, ОАЭ (Совет эмиров), Оман, Саудовская Аравия). Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, неформальными структурами (семейный совет, высшее духовенство, совет ашшура). Слой сторонников, единомышленников правителя именуют его доменом, т.е. группой лиц, имеющих возможность регулярного общения с лидером.
В Омане, например, нет конституции, ее роль выполняет Коран. Нет в этой стране и парламента, правительство формируется королем, которое ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье. Правящий класс, хотя он и сформировался на базе феодальной аристократии, существует не за счет феодальной эксплуатации класса крестьян, а за счет государственной эксплуатации нефтяных богатств страны. Следует признать, что патерналистские абсолютные монархии обеспечивает высокий уровень жизни своим подданным.
Промежуточным типом данной формы правления является дуалистическая монархия. Дуализм выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти, с одной стороны. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. В дуалистической монархии, с другой стороны, есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента, следует подчеркнуть, сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента. Дуалистическая монархия сохраняется в настоящее время в Иордании, Кувейте, Марокко.
Унитарное государство – это единое государство, состоящее не из государственных образований, хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц - областей, провинций, которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны, сельские (поселковые) советы. Небольшие по территории государства, в основном, являются унитарными; в качестве примеров можно назвать такие страны Великобритания, Франция, Турция, Япония, Новая Зеландия, Беларусь. Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. В отдельных очень мелких государствах (например, в Науру и Тувалу в Океании) вовсе нет административно-территориального деления, в одних странах оно двухзвенное унитарные (в Болгарии), в других - четырехзвенное (во Франции). Наиболее распространено деление типа область - район - община.
В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы местного управления, назначаемые центральными властями. В административно-территориальных единицах, кроме того, всегда есть избранные населением органы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет; в сложном они присутствуют. По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления назначения осуществляются вышестоящими органами. В децентрализованном унитарном государстве, напротив, нет назначенных в административно-территориальные единицы представителей центрального правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. Местные должностные лица (например, казначей, шериф и т.д.) тоже зачастую избираются непосредственно населением. Профессором В.Е. Чиркиным так же выделяется вид относительно децентрализованного унитарного государства [21, c. 185]. Оно характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления (обычно кроме районного звена) есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) - представитель государственной власти и избранный населением совет - орган местного самоуправления.
Рассмотренные выше категории правовой науки описывают формально-догматические принципы организации государственной власти. Реальная же роль тех или иных институтов государственной власти, взаимоотношения государства и общества, государства и личности, способы властвования в той или иной стране предполагает разработку ещё одного понятия, раскрывающего содержание формы государства – политического режима. Политический режим – это совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть, прежде всего, государственная власть, в обществе. Политический режим представляет собой функциональную характеристику политической системы [15, c. 67].
Пределы власти государства установлены, главным образом, в конституции, а так же закреплены законодательстве, регулирующем функционирование органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, в частности, нормы уголовно-процессуального права, специальных служб, специальных подразделений, выражены в установлении порядка вмешательства государственных служащих в личную жизнь, посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, обеспечении неприкосновенности жилища и т.д.
Подходы к сравнению политических режимов, в основном, включают в состав критериев разграничения политических режимов следующие черты:
- число политических партий и автономных групп интереса;
- принцип разделения властей. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти;
- каналы взаимодействия исполнительной власти и групп интереса. Роль государственных организаций, их привилегированность;
- наличие механизма агрегации, оформления и артикуляции политических требований;
- наличие механизмов формирования политических компромиссов и поиска консенсуса;
- механизм формирования власти;
- роль идеологии в политической жизни общества;
- роль и значение органов принуждения и подавления.
На основе суммарной, обобщенной оценки по данным критериям, различаются три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.
Проведенное исследование показало, что форма государства – это комплексный правовой институт, задающий базовые характеристики государства.
Государство есть иерархическая организация, имеющая верховный статус и ранг, для стабильности которой необходимо упорядочить взаимодействие высших органов власти (форма правления). Данный компонент формы государства задаёт конечные, самые общие принципы распределения основных полномочий государства между высшими органами власти, устанавливает, кому подотчётно и подконтрольно правительство. Он включает в себя две составляющие: монархию и республику, наличие любой из которых не предопределяет меру демократичности-авторитарности страны.
Государство есть часть общества, выполняющая функции управления территорией (территориальное устройство). Несмотря на бинарное деление в науке государствоведения категории «территориальное устройство»: унитаризм/федерализм – в рамках данных понятий существуют разнообразные, переходные, значительно отличающиеся друг от друга формы территориальной организации государственной власти. Общая тенденция состоит в передаче властных полномочий от центральных органов государства на региональный уровень. Кроме того, на стыке конституционного и международного права выработано понятие конфедерации, правовой статус которой подразумевает совместное регулирование названными отраслями права.
Государство – это институт, возникший в результате взаимодействия социальных сил, оно – носитель легитимной силы и права принуждения (политический режим). Понятие политического режима не является сугубо юридическим, а несёт в себе политологический элемент. Тем не менее, его включение в комплексное понятие формы государства представляется безусловно необходимым для обеспечения полноты исследования основополагающих характеристик государства, охвата всех его основных аспектов. Причиной этому служит то обстоятельство, что понятие политический режим не сводится к описанию правового регулирования деятельности органов государства, а отражает сферу реализации властных полномочий, которая возможна как в рамках норм права, так и с выходом за их пределы.