Структура государственного бюджета и особенности его формирования в Беларуси
ПолесГУ (Полесский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Структура государственного бюджета и особенности его формирования в Беларуси»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Структура государственного бюджета и особенности его формирования в Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Государственный бюджет как важнейший элемент финансовой системы
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Структура и функции государственного бюджета
2 Формирование государственного бюджета как основы обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости Республики Беларусь
2.1 Особенности бюджетной системы Республики Беларусь
2.2 Состояние и особенности государственного бюджета Республики Беларусь
3 Проблемы функционирования бюджетного механизма в Республике Беларусь
3.1 Проблемы функционирования государственного бюджета в Республике Беларусь
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В переходной экономике большое значение имеет государственный бюджет, который участвует в регулировании процессов воспроизводства, и вся система бюджетных отношений становится более активной. Бюджет становится одним из основных инструментов поддержания финансовой политики государства, и бюджетные методы регулирования являются наиболее эффективными. С помощью бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и экономических пропорций, адекватных системе управления рынком. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию макроэкономических показателей, реализацию национальных программ, рыночные реформы, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Государственный бюджет является важным инструментом планирования и мониторинга, посредством которого государство перераспределяет более трети национального дохода и более половины своих денег. Через государственный бюджет правительство осуществляет экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Размер государственного бюджета, состав и соотношение его доходов и расходов зависят от реализации программ экономического и социального развития, стабильности социальной ситуации в стране. Это может повлиять на экономическую активность, инвестиционную политику, улучшить структуру экономики, развитие приоритетных отраслей и социальной сферы [6, с. 142].
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что эффективная бюджетная политика является основой для процветания экономики государства, обеспечивает условия для успешного функционирования всех экономических субъектов и рынков. В связи с вышеизложенным, тема курсовой работы является достаточно актуальной в современной экономике.
Объект исследования – государственный бюджет.
Предмет исследования – состояние государственного бюджета Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – анализ состояния государственного бюджета и определение основных направления по совершенствованию его регулирования.
1 Государственный бюджет как важнейший элемент финансовой системы
1.1 Понятие государственного бюджета
Согласно М. П. Афанасьевой «государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание)» [8, c. 68].
Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета [7, c. 182]:
- по форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год.
- по сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.
- по материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
По словам Т. В. Сорокиной «роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественных процессов. С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды [10, c. 249].
2 Формирование государственного бюджета как основы обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости Республики Беларусь
2.1 Особенности бюджетной системы Республики Беларусь
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными элементами, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. В соответствии со ст. 2 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь, бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь [23].
Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Центральным звеном бюджетной системы является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Функции местных органов власти, в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения этих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты.
Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся: сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся: городские (с районным делением), районные Советы, а к областному – областные Советы. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.
3 Проблемы функционирования бюджетного механизма в Республике Беларусь
3.1 Проблемы функционирования государственного бюджета в Республике Беларусь
Бюджетный дефицит не всегда свидетельствует о тяжелом положении экономики, а отсутствие бюджетного дефицита не означает, что экономика определенной страны не имеет проблем и динамично развивается. Однако все страны стремятся достигнуть сбалансированности бюджета или не превышать предельно допустимую величину дефицита бюджета. Предел бюджетного дефицита целесообразно определять по отношению к валовому внутреннему продукту, национальному доходу или расходам соответствующего бюджета.
Мировая практика показывает, что в условиях стабильной рыночной экономики этот предел следует ограничивать 2-3% к валовому внутреннему продукту, 5% к национальному доходу, 8-10% к расходной части бюджета. Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование [17].
Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.
За шесть месяцев 2021 года доходная часть республиканского бюджета потеряла 1,8 млрд рублей [20].
Потери по ввозным таможенным сборам и пошлинам оценены в 91 млн рублей, налогу на прибыль – в 243,2 млн рублей, вывозным таможенным пошлинам на нефть и нефтепродукты – в 568,2 млн рублей, по дивидендам – в 866,6 млн рублей. Потери образовались под воздействием сразу нескольких неожиданных факторов, которые не могли быть спланированы при составлении бюджета на текущий год.
В начале года между Беларусью и Россией разразилась «нефтяная война», что привело к резкому сокращению экспорта нефти и нефтепродуктов и, соответственно, поступлений в бюджет от вывозных таможенных пошлин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Это очень динамичная категория, которая зависит от многих объективных и субъективных факторов, и поэтому объем государственного бюджета, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждый конкретный исторический период в разных странах.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2018-2019 гг. был исполнен с профицитом. В 2020 году, впервые с 2011 года государственный бюджет был исполнен с дефицитом в 2 689,5 млн. руб. За первое полугодие 2021 года бюджет был исполнен с дефицитом в 1067,1 млн. руб. В структуре доходов консолидированного бюджета страны наибольший удельный вес занимают налоговые доходы – они формируют около 88 % всех доходов бюджета. Наибольшую долю в структуре расходов консолидированного бюджета занимают расходы на общегосударственную деятельность (около 27 %). Расходы на образование и здравоохранение занимают по 18 % от общей суммы расходов.
Финансирование расходов государственного консолидированного бюджета в первом полугодии 2020 года увеличилось на 22,9% в реальном выражении и составило 20087,3 млн. руб. Наибольшую долю расходов составили общегосударственные расходы (30,5%). При этом около 20,5% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы на обслуживание государственного долга. В разрезе экономической классификации большая часть средств 2020 года была направлена на выплату заработной платы и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора – 7124,1 млн. руб., что больше значения аналогичного периода 2019 года на 6,5% в реальном выражении.
На сегодняшний день существуют определенные проблемы с формированием и исполнением государственного бюджета. На фоне снижение совокупного государственного долга государства снизился и профицит государственного бюджета. Финансовое состояние организаций также является нестабильным. По окончанию 2020 года ожидается получение дефицита государственного бюджета, вызванного неблагоприятными экономическими явлениями, что может затруднить погашение внешнего долга.
1. Бабич, А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие – М.: Юнити-Дана, 2017. – 512 с.
2. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [А. В. Бондарь и др.]; под редакцией А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2017. – 430 с.
3. Белостоцкий, А.А. Государственные финансы стран «PIIGS» в режиме бюджетного дефицита. Евразийский союз ученых. 2017. – № 12-2 (45). – С. 46-50.
4. Финансы: Учебник / под ред. Ковалева, 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Проспект, 2018. – 640 с.
5. Харвей, Дж. Современная экономическая теория: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана. – 2017. – 730 с.
6. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс / Л.М. Тетерина. – Минск: Изд-во МИУ, 2018. – 392 с.
7. Камаева, В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 592 с.
8. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учеб.: в 2 т. / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2020. – 781 с.
9. Макроэкономика: социально ориентированный подход / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной – Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 437 с.
10. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2017. – 618 с.
11. Финансы и финансовый рынок: учебник/. О.А. Пузанкевич [и др]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2020. – 457 с.
12. Мультан, Г.К. Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. Г.К. Мультана. — Минск: БГЭУ, 2019. – 166 с.
13. Главное управление бюджетной политики Министерства финансов. Баланс доходов и расходов. // Финансы. Учет. Аудит. – 2020. – №1. – С. 8-14.
14. Республика Беларусь 2020: статистический ежегодник / редкол.: И.В. Медведева [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 436 с.
15. Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь // Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 23.12.2015 № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/ bp/strategy/1080_strategy.pdf
16. Макроэкономика: Учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. 2–е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2017. – 214 с.
17. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2020 году / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yj2020.pdf.
18. Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики / А.И. Лученок [и др.]. – Минск: Беларуская навука, 2019. – 371 с
19. Совокупный государственный долг Республики Беларусь / Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/.
20. Белорусская казна недосчиталась миллиардов рублей. Закрыть дыру нечем? / Белорусские новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.by/turbo/naviny.by/s/article/20201106/1604648604-belorusskaya-kazna-nedoschitalas-milliardov-rubley-zakryt-dyru-nechem.
21. Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь // Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 23.12.2015 № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/ bp/strategy/1080_strategy.pdf
22. Состояние государственного долга Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov-.by/ru/public_debt/condition/archive/
23. Бюджетный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 2/1509 : Принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : Одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты