ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном белорусском обществе состояние системного кризиса, экономическая дифференциация, снижение уровня жизни, социальная незащищенность и массовая социокультурная аномия привели к значительному росту преступности и виктимизации населения. Соответственно этим негативным тенденциям в республике значительно увеличились масштабы социального, материального и нравственного ущерба, причиняемого преступлениями гражданам, социальным институтам и обществу в целом.
Анализ национального законодательства, состояния, динамики закономерностей генезиса и развития виктимизации и преступности, деятельности правоохранительных органов показывает, что в настоящее время концептуально и на практике в системе социального контроля преступности и защиты граждан от преступлений по-прежнему доминирует ориентация на широкое применение мер уголовной ответственности и наказания преступников. По данным уголовной статистики, в республике каждый третий преступник, а среди несовершеннолетних преступников каждый четвертый осуждается к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы. Криминологической профилактике не уделяется должного внимания. А такой важнейший компонент системы социального контроля преступности и защиты граждан от преступлений как виктимологическая политика вообще отсутствует. Необходимость и чрезвычайная социальная значимость предупреждения виктимизации, защиты прав и оказания помощи жертвам преступлений в настоящее время все еще не рассматривается белорусским государством и общественностью как актуальнейшая и серьезная социальная проблема.
В связи с этим реально существует острая общественная потребность на концептуально-теоретическом, законодательном и социально-практическом уровнях качественно реформировать всю систему социального контроля преступности и защиты граждан от преступлений. Для этого прежде всего необходимо определить все ее структурные компоненты, современную иерархию направлений деятельности, важнейшие принципы, формы и средства работы государственных структур и общественности. При этом в качестве главных стратегических направлений и приоритетов системы социального контроля преступности и защиты граждан от преступлений следует признать и законодательно закрепить виктимологическую и криминологическую политику. Меры уголовной ответственности и наказания преступников необходимо рассматривать как вынужденное и чрезвычайное средство противодействия преступности.
В современных условиях, характеризуемых, с одной стороны, коренной ломкой устоявшихся взглядов на предупреждение преступлений и борьбу с преступностью, а с другой — широким распространением международной, транснациональной преступности, становится актуальным развитие новых направлений в теории и практике предупредительной деятельности. Одним из таких направлений является криминальная виктимология, изучающая лиц, пострадавших от преступных посягательств, содержащая в себе всю совокупность знаний о жертве, особенностях ее личности и поведения до, во время и после совершения преступлений, специфике взаимоотношений «преступник — жертва» и представляющая самостоятельный вид профилактики правонарушений — виктимологический. Последний, в свою очередь, состоит из комплекса государственных и общественных мер, ориентированных на предупреждение преступлений путем снижения у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.
Для повышения эффективности борьбы с преступностью, в частности предупреждения преступлений, наряду с изучением личности преступника, причин и условий, способствующих совершению преступлений, необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего (жертвы преступления) и всех тех обстоятельств, в силу которых эта личность стала таковой. В настоящее время вполне обоснованно признается, что изучение преступности без виктимологического анализа является неполным и неточным. Без исследования личности потерпевшего профилактика не может выйти за рамки существующих традиционных подходов. В связи с этим, рассматривая уровни, формы и виды профилактики, выделяют ее виктимологическое направление, обусловленное идеей, что возможность совершения преступления зависит от многих факторов, которые могут быть установлены, а затем и нейтрализованы. Одним из таких факторов является жертва преступления и ее поведение [10, с. 181].
Следует отметить, что в отечественной системе профилактики до настоящего времени жертве преступления не уделяется должного внимания, хотя мировое сообщество уже более полувека проводит в жизнь идею ее защиты.
Рассмотрим более подробно классификацию жертв преступлений.
Роль жертвы в генезисе индивидуального преступного поведения колеблется от противодействия преступлению до прямой провокации преступных действий. Нередко поведение потерпевшего весьма существенно влияет на наступление преступного результата. Например, способ разрешения конфликтной ситуации, пути выхода из конфликта обусловливаются особенностями личности и поведения каждой из участвующих в нем сторон. Ведь во многих случаях жертва - активный элемент в преступной ситуации и динамике преступного деяния.
Иногда лишь случай решает, кто будет потерпевшим, а кто ¾ преступником; возможно совмещение преступника и жертвы в одном лице; одно и то же лицо в одном и том же эпизоде может быть попеременно и преступником, и жертвой. Например, при обоюдной драке.
Итак, можно сказать, что в данном случае имеют место так называемые инверсионные преступления. Это такие преступления, при совершении которых происходит смена ролей преступника и потерпевшего, т. е. потерпевший причиняет уголовно наказуемый вред преступнику. Возможны случаи, когда будущая «расстановка сил» ¾ кто именно станет жертвой, а кто ¾ преступником, неясна даже в процессе совершения противоправного деяния. Например, как отмечалось, при обоюдной драке.
Поведение потерпевших, особенно негативное в моральном или правовом плане, является существенным компонентом в механизме преступного деяния. Негативное поведение потерпевших констатируется в двух из трех случаев убийств и умышленных тяжких телесных повреждений, в грех из четырех случаев мошенничества [9, с. 104].
Однако данные о виктимности не должны трактоваться в том смысле, что жертва также является виновной в совершении преступления в той или иной степени, что она должна в какой-то мере нести ответственность за преступление. Ответственность за преступление всегда несет именно совершивший его субъект. Это не исключает учета или оценки поведения потерпевшего при определении меры, вида ответственности и наказания преступника.
Уголовный закон Республики Беларусь (далее ¾ УК) содержит ряд указаний на то, что безнравственное поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающим наказание, или основанием квалификации преступления как менее тяжкого. Так, в п. 8 ч.1 ст. 63 УК [14] в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, указывается на противоправность или аморальность действий потерпевшего. Статья 141 УК [14] говорит об убийстве, совершенном в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством, тяжким оскорблением или иными противозаконными или грубыми аморальными действиями потерпевшего либо длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. О тех же обстоятельствах говорится в ст. 150 УК [14] применительно к причинению тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения в состоянии аффекта.
Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработку либо совершенствование уже имеющихся специальных средств зашиты физических и юридических лиц от преступлений.
При определении целей, задач и объектов виктимологической профилактики необходимо выделить три ее уровня: общесоциальный, специальный, индивидуальный.
Общесоциальный уровень — решение социально-экономических и культурно-воспитательных задач, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих криминальной виктимизации общества, и на снижение степени виктимности граждан.
Раскрывая объект виктимологической профилактики на общесоциальном уровне, следует иметь в виду, что любой человек (вне зависимости от индивидуальной степени его виктимности) может стать жертвой преступления. В этом смысле в качестве объекта выступают все жители страны как потенциальные жертвы преступлений. Основной задачей виктимологической профилактики на данном уровне является создание системы эффективной социальной защиты всех граждан от возможной виктимизации, изменение сложившейся практики обращения с потерпевшими и другими жертвами преступлений. Для этого требуется разработка и усовершенствование законов, создание новых государственных и негосударственных структур, социальных служб, фондов помощи, реабилитационных центров и иных учреждений защиты жертв преступлений, подготовка специальных кадров для такой работы.
Специальный уровень — осуществляемые государственными органами, общественными объединениями и отдельными гражданами мероприятия, имеющие специальной целью предупреждение преступлений путем недопущения реализации виктимных свойств и качеств отдельных групп населения. Следовательно, виктимологическая профилактика на специальном уровне (в отличие от обще социального) имеет своим объектом не все население, а его отдельные группы повышенной виктимности, например безработных, лиц без определенного места жительства, наркоманов, проституток, алкоголиков и т.д. [7, с. 79].
В настоящее время состояние и уровень виктимизации и преступности в республике весьма неблагоприятные и тревожные с устойчивой тенденцией к ухудшению виктимной и криминальной ситуации.
Жертвами преступлений, как свидетельствует уголовная статистика, выступают представители практически всех социально-демографических групп населения, но особенно молодежь, женщины, дети и пожилые люди. Часто это знакомые, члены семьи и другие родственники преступников. Много среди потерпевших социально маргинальных и одиноких лиц, не работающих и не учившихся, бомжей, пьяниц, наркоманов, лиц, ведущих аморальный образ жизни. Поведение и личность жертвы существенно влияют на генезис и процесс совершения преступлений: причины, мотивацию, выбор и принятие решения, характер и направленность преступных деяний, общественно опасные последствия, поведение после совершения преступления. В свою очередь, процесс виктимизации граждан обусловлен комплексом детерминирующих факторов, относящихся как к поведению и личности преступника, так и к поведению и личности жертвы, социальному взаимодействию преступника и жертвы, обстоятельствам социально-ситуативного плана. Воздействуя на эти факторы, при их своевременном прогнозировании, вы¬явлении и активной виктимологической деятельности, общество может контролировать и снижать уровень виктимизации населения. Преступлениями гражданам причиняется большой материальный, физический, моральный и другой ущерб. Тем самым преступлениями грубо нарушаются фундаментальные права граждан на жизнь, здоровье, личную, имущественную и общественную безопасность, гарантированные Конституцией РБ и международным законодательством, защита которых является важнейшей обязанностью и социальной задачей государства.
Существующая в республике система социального контроля преступности и виктимизации, деятельность правоохранительных органов по защите граждан от преступлений неэффективны и нуждаются в качественном реформировании. В теории и социальной практике сдерживания преступности и виктимизации по-прежнему доминирует ориентация на широкое применение мер уголовной ответственности и наказания преступников. Функционирует, но не комплексно без использования достижений современной науки и как результат ¾неудовлетворительно, сложная и многочисленная система органов уголовной юстиции, ориентированная исключительно на уголовно ответственность и наказание преступников. При этом криминалестических государственных и общественных структур, профессионально занимающихся предупреждением преступлений и ресоциализацией преступников, не создано и этой в большой степени социально значимой работе государство не уделяет должного внимания. А такой важнейший компонент системы социального контроля преступности и защиты граждан от преступлений, как виктимологическая политика, вообще отсутствует. Нет национального законодательства об основах уголовной политики, о криминологической профилактике преступлений, о жертвах преступлений и предупреждении виктимизации.
1. [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://stud-baza.ru/osnovnyie-voprosyi-viktimologii-kursovaya-rabota-gosudarstvo-i-pravo. – Дата доступа : 24.03.2016.
2. [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://www.universalinternetlibrary.ru/book/33065/ogl.shtml. – Дата доступа : 24.03.2016.
3. Анощенкова, С. В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем / С. В. Анощенко. ¾ Москва : Волтерс Клувер, 2006. ¾ 262 с.
4. Барановский, Н. А. Введение в виктимологию : учебно-методическое пособие / Н. А. Барановский. ¾ Минск : «БИП ¾ С», 2002. ¾ 120 с.
5. Волженкин Б. В. Детерминистическая концепция преступного поведения // Советское государство и право. ¾ 1971. ¾ № 2. ¾ С. 83-86.
6. Ермакова, Л. А. Жертвы мошенничества: виктимологическая профилактика //Гражданин и право. ¾ 2006. ¾ .№7. ¾ С.10-16.
7. Кашевский, В. А. Криминология. 2-е издание / В. А. Кашевский. ¾ Москва : ТетраСистемс, 2008. ¾ 300 с.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2016. – 48 с.
9. Криминология и профилактика преступлений: учеб. пособие / Е.А. Авраменко, Н.А. Аникеева, О.И. Бахур [и др.] ; под общ. ред. В.А. Кашевского ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». — Минск : Акад. МВД, 2011. ¾ 428 с.
10. Криминология: учебник / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. — СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. — 520 с.
11. Криминология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЗАО «Юстицинформ», 2006. — 528 с.
12. Курганов, С. И. Криминология. 2-е издание / С. И.Курганов. ¾ Москва : Юнити, 2007. ¾ 255 с.
13. Рыбальская, В. Я. Виктимология исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступности несовершеннолетних / В.Я. Рыбальская // Вопросы борьбы с преступностью. ¾ 1980. ¾ № 33. ¾ С. 44-47.
14. Уголовный кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп.)// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Франк, Jl.В. Потерпевшие от преступлений и проблемы советской виктимологии / Л.В. Франк. — Душанбе, 1977. ¾312 с.
16. Шиханцов, Г.Г. Криминология : учебник / Г. Г. Шиханцов. – Минск : Изд-во Гревцова, 2009. – 296 с.