Введение
1. Сущность принудительных мер безопасности и лечения
1.1. Понятие принудительных мер безопасности и лечения
1.2. Виды принудительных мер безопасности и лечения
1.3. Отличие принудительных мер безопасности и лечения от уголовного наказания и иных мер уголовной ответственности
2. Применение принудительных мер безопасности и лечения: основания и условия назначения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Первые законодательно утвержденные мероприятия, касающиеся лиц с психическими расстройствами, на территории современной Беларуси известны с конца XV – начала XVI века, когда в крупных городах начали открываться «шпитали», в которые вместе с «увечными» и другими пациентами помещались больные с хроническими формами психических расстройств. С XVII века помощь душевнобольным оказывалась монашеским орденом бонифратов в специально учрежденных «шпиталях для призрения умалишенных» в Вильно, Гродно и Минске, где к больным, как и на Западе, применялись меры физического стеснения. В соответствии с кодексами феодального права ВКЛ предусматривалась ответственность родных за действия опекаемых ими умалишенных. Кроме того, ими предписывалось лишать наследства тех лиц, которые отказывались ухаживать за престарелыми родителями. В дальнейшем – под влиянием католической церкви – в более поздних редакциях указанных актов появились упоминания о бесоодержимых и ведьмах, что повлекло преследование психически больных, вплоть до предания их светскому суду и сжиганию.
С конца XVIII вопросы установления душевного заболевания и ответственности душевнобольных вставали только в случаях выраженного нелепого поведения больного и лишь при совершении наиболее тяжких в то время преступлений – убийств и действий, направленных против царствующего дома. Законодательные положения, касающиеся лиц с психическими расстройствами, впервые упоминаются в официальных документах 1551 года, когда на Поместном Стоглавом соборе было решено наложить попечение монастырей над теми, «кои бесом одержимы и лишен разума…чтобы не мешали оные народу». Инициатива помещения в монастырь, как правило, исходила от родственников, боявшихся попасть в немилость властей из-за поведения больного и от самих властей.
1. Сущность принудительных мер безопасности и лечения
1.1. Понятие принудительных мер безопасности и лечения
Уголовный закон устанавливает правило, согласно которому не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения «общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического душевного заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики». [1, с.28]
Следует отметить, что ни в УК ни Уголовно-процессуальном Кодексе Республики Беларусь (далее – УПК) [2] не дается понятия принудительных мер безопасности и лечения. В данном случае необходимо обратиться к научной литературе.
Принудительные меры медицинского характера (далее – ПМБЛ) – это предусмотренные уголовным законом меры, которые представляют собой осуществляемое помимо воли заинтересованного лица психиатрическое лечение, назначаемое судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы лицам, страдающим психическими расстройствами. Они заключаются в оказании ему медицинской помощи с целью его излечения, или улучшения его психического состояния, а также предупреждения совершения им новых общественно опасных деяний. [3, с.287]
Под принудительными мерами медицинского характера следует понимать «предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к страдающим психическими заболеваниями лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, с целью излечения или улучшения их психического состояния, а также предупреждения антиобщественного поведения». [4, с.156]
2. Применение принудительных мер безопасности и лечения: основания и условия назначения
Основания применения того или иного вида принудительных мер безопасности в рамках данной работы были рассмотрены ранее. Добавим, что принудительные меры лечения назначаются не только в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), но и в отношении следующих лиц:
- уменьшено вменяемых;
- заболевших после постановления приговора или во время отбывания наказания психическим расстройством (заболеванием), но не утративших полностью возможность сознавать значение своих действий или руководить ими;
- страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Обязательной предпосылкой назначения ПМБЛ является установление судом факта совершения общественно опасных действий именно данными лицами. ПМБЛ не выражают отрицательной оценки содеянного от имени государства, не влекут за собой судимости и не преследуют целей исправительного воздействия. Между тем ПМБЛ являются основой профилактики повторного совершения общественно опасных действий и представляют собой меру государственного принуждения, поэтому назначаются, изменяются и прекращаются только судом. Их применение связано с ограничением прав лиц, в отношении которых соответствующие меры назначены, поскольку применяются без учета их согласия. [16, с.20]
В Республике Беларусь реализация ПМБЛ входит в обязанности психиатрической службы Министерства Здравоохранения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение важно сказать, что на законодательном уровне не закреплено понятие принудительных мер безопасности и лечения, а также содержатся наиболее общие критерии выбора ПМБЛ что указывает на необходимость разработки отечественной методологической базы, где с учетом современной медико-правовой реальности будет развернутое и подробное описание критериев назначения ПМБЛ и алгоритма выбора их конкретного вида.
В законе закреплены цели применения ПМБЛ, к которым законодательство относит предупреждение лицами, к которым эти меры применяются, новых общественно опасных деяний, их охраны и лечения. Отсюда вытекает сущность принудительных мер лечения – профилактика, но не наказание.
Существующие определенные недостатки в правовом регулировании порождают некоторые ошибки в правоприменении.
Прокуроры, участвующие в судебном заседании, и суды в большинстве случаев воспринимают заключения ВКК как единственное и безусловное основание для принятия решения. Действительные результаты проведенного лечения, свидетельствующие об улучшении либо ухудшении состояния здоровья лица, в судебных заседаниях не выясняются. Сведения, зафиксированные в заключении ВКК при проведении судебно-психиатрической экспертизы, и результаты обследования в психиатрическом учебном учреждении при прохождении лечения не сопоставляются. Мнение врачей-психиатров, проводивших последнее освидетельствование, в суде не заслушивается. Все это негативно влияет на обоснованность принимаемых решений об изменении или прекращении ПМБЛ и не способствует достижению закрепленных в ст.100 УК целей их применения.
На основании всего вышесказанного предлагается внести в ст.450 в следующей редакции:
«В судебном заседании устанавливаются результаты проведенного лечения, свидетельствующие об улучшении или ухудшении состояния лица, сопоставляются заключение врачебно-консультационной комиссии врачей-специалистов в области оказания психиатрической помощи и результаты обследования в психиатрическом лечебном учреждении при прохождении лечения, а также учитывается поведение лица при прохождении им лечения».
Важно также добавить, что актуально дальнейшее совершенствование правовой регламентации вопросов, связанных с применением, изменением и прекращением принудительных мер безопасности и лечения, а также осуществления прокурорского надзора за правильным применением положений закона на практике.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №356-3, 2/2354.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №356-3, 2/2354.
3. Звечаровский, И.Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды: учебник / И.Э.Звечаровский – Москва.: УП «Законность», 2007. – 360с.
4. Назаренко, Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния: монография / Г.В.Назаренко. – М.: Ось-89, 2001. – 237 с.
5. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь: [с учетом изменений и дополнений по состоянию на 23 февраля 2010 г. / Н. Ф. Ахраменка и др.]; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск: Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета, 2010. – 1063 с.
6. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учебное пособие для студентов вузов по специальностям «Правоведение», «Экономическое право» / [А. И. Лукашов и др.]; под общ. ред. А. И. Лукашова. – инск: Издательство Гревцова, 2009. – 958 с.
7. Спасенников, Б. А. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение / Б. А. Спасенников, А. Н. Тихомиров // Российская юстиция. – 2014. – № 2. – С. 20-23.
8. Кукреш, Л. Регламентация применения принудительных мер безопасности и лечения требует совершенствования: [право РБ] / Л. Кукреш // ЮСТИЦИЯ БЕЛАРУСИ. – 2006. – 4. – С.53-57.
9. Рахман, С. Проблемы правоприменения законодательства, регулирующего порядок и условия направления граждан в лечебно-трудовые профилактории / Светлана Рахман // Законность и правопорядок. – 2015. – № 1. – С. 36-40.
10. Дукорский, В. В. Основные аспекты назначения и реализации принудительных мер безопасности и лечения в Республике Беларусь / В. В. Дукорский, А. Д. Балашов // Медицинский журнал. – 2012. – № 4. – С. 138-141.
11. Шишков, С. Н. Пробелы и противоречия в законодательстве о психиатрии / С. Шишков // Законность. – 2014. – № 9. – С. 27-32.
12. Балашов, А. Д. Длительные госпитализации пациентов (страдающих шизофренией) в связи с совершенным общественно опасным деянием (клинический, социальный и судебно-психиатрический аспекты) / А. Д. Балашов, Е. И. Скугаревская // Медицинский журнал. – 2010. – № 3. – С. 34-39.
13. Куприенко, И. М. Отдельные аспекты применения принудительных мер безопасности и лечения в отношении осужденных к наказанию в виде общественных работ = Certain aspects of the application of coercive measures of security and treatment to persons sentenced with the penalty in a form of public works / Куприенко И. М. // Право.by. – 2015. – № 5. – С. 103-107.
14. Гатауллин, В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном законодательстве зарубежных стран: Право России / В. Гатауллин // ЗАКОННОСТЬ. – 2004. – №10. – С.58-60.
15. Кривокульский, А. В. [Участие лица в производстве о применении в отношении него принудительных мер медицинского характера] / А. В. Кривокульский // Уголовный процесс. – 2013. – № 9. – С. 62-70.
16. Кривая, В. О практике применения судами принудительных мер безопасности и лечения в уголовном судопроизводстве (по материалам обзора) / В. Кривая, Л. Дулько // Судовы веснік. – 2013. – № 2. – С. 16-27.
17. Чемруков, В. Применение принудительных мер безопасности и лечения: некоторые проблемные и спорные вопросы: УПК РБ / В. Чемруков // СУДОВЫ ВЕСНIК. – 2003. – №4. – С.16-17.
18. Об оказании психиатрической помощи: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2015. – №331-3, 2/2329.
19. О практике применения судами принудительных мер безопасности и лечения в уголовном судопроизводстве: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 марта 2013 г. № 1 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2013. – 6/1272.
20. Осипчик, М. Изменение и прекращение принудительных мер безопасности и лечения: аспекты правоприменения / Марина Осипчик // Законность и правопорядок. – 2014. – № 4. – С. 17-21.