Введение
Власть – это авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действием других людей.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важнейшим принципом функционирования Республики Беларусь как правового государства. Этот важнейший принцип закреплен и в действующей Конституции Республики Беларусь [1].
Реализуя конституционный принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.
Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный, законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.
В соответствии со ст. 109 Конституции, судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам. С позиций теории конституционного права под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией. Судебная власть в специальной литературе традиционно рассматривается как вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия.
Отсюда следует, что судебная власть – это одна из основных ветвей государственной власти, которая осуществляется самостоятельно, являясь при этом независимой от других форм и отраслей государственной власти, функционирующая посредством специально созданных органов этой власти – судов, обладающая исключительной монополией на эту власть. При этих условиях судебная защита выступает как комплексный организационно-правовой институт, представляя собой юридический механизм, с помощью которого государство обязано обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
В правовой теории сегодня имеет место признание совместимости принципов единства и разделения властей. Эти две концепции не исключают друг друга, так как разделение государственной власти на равные, относительно самостоятельные ветви, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительно цельной и единой.
1. Место и роль судебной власти в системе органов государства
1.1 Судебная власть в системе разделения властей: исторический анализ
Исторический процесс только на первый взгляд представляет собой пеструю мозаику событий, деяний, катаклизмов, войн, революций и реформ. На самом деле все события взаимосвязаны и взаимообусловлены, а познание истории обусловлено законами ее развития. Как отмечает К.Е. Сигалов, «историческое знание дает ответы трех уровней. Первый из возникающих вопросов: «что?» Ответ на него предполагает получение сведения просто о факте совершившихся событий. Второй вопрос: «как?» Ответ на него предполагает нарративный рассказ и комментарий относительно обстоятельств и подробностей произошедшего. Но главный вопрос: «почему?» очень часто остается без ответа. Ибо кроме чистоты и правдивости ответов на предшествующие вопросы предполагает полноценное знание теории, методологии и философии истории, возможность компаративистского анализа, способность его применения к конкретным областям знания (в нашем случае к правовой науке)». [2, с.22] Невозможно объяснить характер реформирования судебной власти без уяснения самого феномена суда, правосудия и места судебной власти в системе разделения властей. Здесь накопилось множество ложно понятых принципов, мифов и политизированных догм.
Историко-правовая науку не только полноправная составная часть «обще» истории, но и наиболее актуальная ее часть, ибо в академическом аспекте рассматривает самые острые и злободневные вопросы. В то же время эта наука весьма праксиологична, ибо всегда связана с реальной жизнью, практикой юридической деятельности, работой правоохранительных органов и судебных структур.
Именно новации в правовой сфере, в первую очередь судебные реформы, демонстрируют перманентную актуальность историко-правовых исследований. Суд – это торжество справедливости и квинтэссенция права как такого, суд демонстрирует то, «какова цена права» в том или ином обществе, насколько декларируемые права и свободы реально могут быть воплощены в жизнь. «Существо идеи правосудия выражено в общепринятом понимании его как специализированной системы законодательства и органов обеспечения верховенства закона и справедливости, системы поддержки законных интересов различных субъектов права, а также системы противовесов другим ветвям государственной власти». [3, с.76] При этом судебная власть наиболее консервативная и устойчивая форма социальной власти. Попытки ее кардинального реформирования обусловлены попыткой принципиального переустройства политического и экономического строя. Замечено, что все великие изменения в общественном развитии и государственном устройстве сопровождаются судебными реформами.
2. Система судебной власти в Республике Беларусь
2.1 Общая характеристики судебной системы Республики Беларусь
Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации [11, с.720]. В границах этой системы функционируют три судебные самостоятельные подсистемы: конституционный суд, хозяйственные суды, общие суды.
Общая характеристика судебной системы даётся в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» [12].
Трехзвенной является подсистема судов общей направленности. Высшим звеном считается высший суд. Белорусский военный суд, минский городской суд, областные суды относятся к среднему звену. Низшее звено представлено межгорнизонными, городскими и районные суды. Стоит отметить, что в подсистеме общих судов создаваться могут специальные суды, к примеру, есть суды административные, семейные, по делам несовершеннолетних, однако эти суды не учреждены.
Районные (городские) суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции.
Эти суды наделены чрезвычайными полномочиями по осуществлению правосудия. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств.
Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции исполкомов областей и г. Минска.
Состав любого суда образуют лица, осуществляющие правосудие. В районном (городском) суде это председатель суда, судьи народные заседатели. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда.
Председатель районного (городского) суда и его заместитель назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет. Количество судей для каждого районного (городского) суда также устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Количество судей зависит от численности населения района (города) и объема работы суда.
3. Перспективы развития судебной власти в Республике Беларусь
На сегодняшний день можно сказать, что судебная власть в Республике Беларусь находится в стадии реформирования.
Пути проведения судебной реформы в Республике Беларусь в последние годы можно условно разделить на 2 этапа. Первый этап начался с принятия Президентом 10 октября 2011 г. Указа № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь» [15]. В соответствии с ним была установлена необходимость разработки плана мероприятий по: обеспечению дальнейшего повышения качества, оперативности и доступности правосудия; принятию необходимых мер по оптимизации судебной нагрузки и совершенствованию процедуры судопроизводства; оптимизации уголовной ответственности, системы ее мер и практики назначения наказаний; исключению фактов необоснованного осуждения и привлечения к административной ответственности; улучшению исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов; а также по усилению кадрового потенциала судов.
Очевидно, что представленные в Указе № 454 направления совершенствования деятельности судов общей юрисдикции не являются реформой судебной системы, ибо они не предполагают никакого кардинального изменения действующей судебной системы, а направлены лишь на определенные технические изменения деятельности судов общей юрисдикции.
Это подтверждает и содержащееся в Указе утверждение, что «в деятельности судов нет проблем системного характера, однако имеются факторы, препятствующие их работе».
Исходя из официального сообщения по итогам январской встречи Президента с председателем Верховного Суда, эта реформа в значительной части уже реализована.
Представляется, что в подавляющем большинстве случаев, при их реализации, положения Указа позволяют или позволят несколько улучшить состояние дел в судопроизводстве и их реализацию необходимо приветствовать. Вместе с тем их введение существенно не изменило все имеющиеся негативные проявления в действии судов. Как самокритично было отмечено в Постановлении Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 января 2012 г. «Об итогах работы общих судов в 2011 году и мерах по совершенствованию их деятельности в свете Послания Президента Республики Беларусь о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь», уровень подготовки и организации судебных процессов по ряду дел не обеспечивает качественного и оперативного разрешения гражданско-правовых споров, рассмотрения уголовных и административных дел. В многокомплектных судах не в полной мере используется преимущества специализации, что также отрицательно сказывается на качестве и оперативности правосудия. Значительное количество допущенных судами ошибок по всем категориям дел выявляется и устраняется несвоевременно, на стадии судебного надзора Верховным Судом.
Заключение
В заключение подведем итоги проведенного исследования. Так, судебная власть в системе разделения властей обозначилась не сразу, а лишь с течением времени, и только как государственная, когда ее представителем был правитель государства. В дальнейшем история ее развития характеризуется чередой реформ для поиска наиболее оптимального ее действия.
Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.
Сегодня судебная власть является одной из трех ветвей власти, о которых говорится в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Основы ее конституционно-правового статуса закреплены в главе 6 Конституции, а также в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», других нормативных правовых актах.
Если законодательную власть осуществляет один орган – Парламент и в некоторых случаях – Президент, то судебную власть осуществляют все судебные органы снизу доверху. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Судебная власть – это разновидность государственно власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.
Основой для деятельности судов является Конституция, принятые в соответствии с ней иные нормативные правовые акты, а также судебные прецеденты.
Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды (во главе – Верховный Суд), экономические суды.
Роль судебной власти состоит в том, чтобы в связи с возникновением юридического конфликта обеспечить верховенство права, выраженного в общепризнанных принципах международного права, Конституции, законах, международных договорах Республики Беларусь, иных актах общегосударственного и иного уровня.
Итогом осуществления правосудия является замена идеи насилия (права силы) идеей права (силой права). Таким образом суд, используя право, воздействует на общественные отношения, устанавливая, изменяя или прекращая правоотношения.
Решения судов не всегда являются законными и справедливыми. Для обеспечения торжества верховенства права в их решениях существует механизм проверки конституционности (законности) вынесенных решений. При этом используются право на подачу кассационной или надзорной жалобы.
Отправление правосудия как вида государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конфликтов по поводу действительного или предполагаемого права должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами, присущими правовому демократическому государству. К ним относятся независимость судебной власти при отправлении правосудия, несменяемость судей и т.д.
При определении перспектив развития судебной власти было определено, что некоторые учены предлагают разрабатывать область специализированных судов, например, административных, семейных, по делам несовершеннолетних.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
2 Сигалов, К.Е. Право и история: методологические функции правовой науки // История государства и права. – 2011. – №7. – С.22-26.
3 Малахов, В.П. Мифы современной общеправовой теории. / В.П. Малахов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 151 с.
4 Григорьев, О. В Судебная власть, гражданское общество, судебные реформы: алгоритм взаимообусловленности / Олег Вячеславович Григорьев // История государства и права. – 2014. – № 9. – С.3-8.
5 Бурдье, П. Власть права: основы социологи юридического поля. // Социальное пространство: поля и практики. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алитейя, 2007. – 288 с.
6 Уортман Р.С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России / Авторизов. перевод с английского М.Л. Долбилова при участии Ф.Л. Севастьянова. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 496 с.
7 Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения: пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
8 Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия / М. Доган // Социолог. исследования. – 1994. – № 6. – С. 29-34.
9 Краснов М. У судебной власти есть только один защитник – общество / М. Краснов // Рос. юстиция. – 2003. – № 6. – С. 2-6.
10 Фридмэн Л. Введение вамериканское право / Л. Фридмэн; под ред. Калантарова М.; пер. Седун Г. – М.: Прогресс-Универс, 1993. − 286 c.
11 Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности "Правоведение", "Экономическое право", "Политология" / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 767 с.
12 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2014. – №121-3, 2/2119.
13 Мартыненко, И.Э. Судоустройство и судопроизводство по хозяйственным спорам / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 599 с.
14 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2016. – №356-3, 2/2354.
15 О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2013. – №529, 1/14649.
16 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2014. – 1/14651.
17 Петраш, А. А. Совершенствование районных (городских) судов как основного звена системы органов судебной власти / А. А. Петраш // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2011. – № 3. – С. 106-113.