В ходе развития белорусской государственности произошло становление слаженного, упорядоченного механизма реализации решений органов государственной власти и управления на всей территории Республики Беларусь. С одной стороны, на региональном уровне органами местного управления реализуются функции государства, в целом. С другой стороны, от местных исполнительных и распорядительных органов требуется учёт особенностей подведомственной территории, урегулирование вопросов местного значения на уровне соответствующей административно-территориальной единицы. Принимая во внимание численность населения в крупных городах, а так же многофункциональность экономической и социальной политики белорусского государства, объективно возникла необходимость децентрализации в осуществлении управленческих функций, прежде всего, тех, которые связаны с взаимодействием с населением города. Реализация таких функций возложена на местные администрации районов в городе. Проблема формирования и создания эффективной национальной модели местного управления в крупных городах Беларуси, дальнейшего развития правового обеспечения оптимального функционирования местных администраций обуславливает актуальность избранной темы курсовой работы.
Теоретической основой исследования послужили работы российских и белорусских учёных-административистов: Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, Ю. М. Козлова, С.М. Забелова, И. И. Маха и других.
Цель курсовой работы состоит в раскрытии сущности органов местного управления первичного уровня в городах с районным делением. Поставленная цель предопределила выбор следующих задач:
- выявить место и роль местной администрации в механизме исполнительной власти Республики Беларусь;
- установить порядок замещения должностей и внутреннюю структуру местной администрации;
- определить содержание компетенции местной администрации;
- сформулировать основные формы и методы работы местной администрации.
Объектом исследования является органы местного управления в Республике Беларусь. Предмет исследования – правовой статус местной администрации в городах с районным делением Республики Беларусь.
Методологическую базу работы составляют системный, формально-юридический, сравнительно–правовой, методы.
Интересы общества, главным образом, осуществляются с помощью государственного аппарата, который в качестве концентрированного выражения общесоциальных потребностей и стремлений выступает системообразующим явлением на территории всего государства. Государственный аппарат – это система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), выполняющих задачи по реализации функций государства и принимающих соответствующие обязательные решения. Иными словами, это структура, состоящая из государственных органов, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства.
Базовым структурным компонентом механизма государства является орган государства [7, c.70]. Орган государства представляет собой специализированную составную часть механизма государства. Государственные органы – это субъекты административно-правовых отношений.
Организация государственной власти зиждется на разделении властных полномочий между ветвями власти. По сфере действия, государственные органы делятся на верховные (центральные) и местные. В ст.38 Закона № 108-З закреплено, что местные исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами [15]. Власть высших органов государства распространяется на всю территорию, местных – на конкретный регион, территорию; по объему полномочий - на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции. По порядку принятия решений государственные органы подразделяются на единоличные и коллегиальные [11, c.278]. В первом случае решение принимается руководителем органа самостоятельно. Во втором случае органы принимают решение большинством лиц, входящих в состав высшей коллективной формы организации его деятельности.
Своё реальное воплощение исполнительная власть так же приобретает в деятельности звеньев государственного аппарата. Орган исполнительной власти государства – это подразделение, организационно обособленное от других, наделенное властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанное с другими его частями в единый государственный механизм.
Местная администрация являются органом исполнительной власти и занимает определённое место в структуре данных органов, которое предопределяет весь спектр её административно-правовых отношений с другими органами государства. Исполкомы базового и первичного уровней, местные администрации, в соответствии со ст.38 Закона № 108-З, подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполкомам [15]. Исполкомы подотчетны соответствующим Советам по вопросам, отнесенным к компетенции этих Советов.
В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации. Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации [15].
Объем компетенции и сложность задач первичного уровня местных ОГУ детерминируют, в свою очередь, деление их на составные части. Такое дробление и фрагментация на структурные подразделения необходима для обеспечения полного охвата и детальности, исключения упущений в осуществлении компетенции, которой наделена местная администрация. Местная администрация не в состоянии функционировать и эффективно использовать предоставленные в соответствии с компетенцией полномочия без правильной организации своих внутренних структурных звеньев, без определенного соотношения между структурными подразделениями [8, 109].
Рациональное построение аппарата органов государственного управления (исполнительной власти), отсутствие дублирования в работе частей и в то же время полный охват всех функций, входящих в компетенцию того или иного органа исполнительной власти, является основой успешного выполнения задач, наложенных на местную администрацию [12].
Признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые государственный орган решает и выполняет. Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность [2, c.128]. Исполнение органами государственного аппарата единообразных общеобязательных регламентированных процедур не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет.
На территории района города в разных пропорциях размещаются кварталы жилой застройки, промышленные предприятия, учреждения социально-культурной сферы. Местная администрация обладает компетенцией, необходимой для организации жизнедеятельности в районе города, включая, обеспечение функционирования жилищно-коммунального, городского хозяйства, транспорта, социальной сферы. В соответствии с ст.45 Закона № 108-З, местные администрации:
- представляют интересы соответствующего района в городе во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
- участвуют в составлении и исполнении соответствующих местных бюджетов (администрации районов в городе Минске – бюджетных смет администраций районов в городе Минске);
- распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном городским Советом, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории. Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы;
- обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;
- вносят в городской исполком, Совет и его органы предложения по всем вопросам местного значения и участвуют в их рассмотрении;
После наделения местной администрации компетенцией, формирования её внутренней структуры, необходимо установить порядок реализации своих властных полномочий, порядок принятия управленческих решений, благодаря чему обеспечивается строгое выполнение местной администрацией своей части функций в механизме исполнительной власти, что является непременным условием его единства и эффективности. Принимая во внимание, что местная администрация является первичным уровнем государственного управления, для неё обязательны решения вышестоящих государственных органов, с одной стороны; с другой стороны, акты местной администрации, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, являются обязательными для нижестоящих организаций, действующих на территории района в городе.
Установление административно-правового статуса местной администрации, а так же норм иных отраслей права, регулирующих её управленческую деятельность, задает рамки правового поведения штата её государственных служащих, определяет чёткий диапазон выбора ими вариантов правомерного поведения. Строгое соблюдение порядка управления местной администрацией обеспечивается закреплением процессуальных форм работы. В них должны содержаться основания совершения управленческих действий; этапы их осуществления; перечень вопросов, которые необходимо разрешить для того, чтобы принять управленческое решение, и т.д. [18].
На основании ст. 40 Закона № 108-З, местные исполнительные и распорядительные органы издают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. Как было отмечено выше, местные администрации – это коллегиальные государственные органы, то есть, организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа [8, c. 89]. Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного, полного состава местной администрации. Они принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Решения исполнительного и распорядительного органа по отдельным вопросам, не терпящим отлагательства, могут приниматься с письменного разрешения главы местной администрации путем опроса и визирования проектов соответствующих решений. Решения исполнительного и распорядительного органа подписываются главой местной администрации и управляющим делами местной администрации.
Исследование правового статуса местной администрации позволило сделать ряд следующих выводов:
1.Для того, чтобы привести социальную реальность в соответствие с политическими решениями высших государственных органов: Президента, Парламента, Правительства - необходима каждодневная деятельность исполнительных государственных органов - государственное управление. Оно осуществляется центральными и местными органами государства. Местная администрация является коллегиальным, исполнительным, местным органом государства. Она является звеном нижнего уровня государственного управления, исполнительными и распорядительными органами, непосредственно вступающим в административно-правовые отношения с гражданами и организациями.
2.Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Заместители главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Решения, принимаемые городским Советом, опосредованно оказывают влияние на содержание управленческой деятельности местной администрации.
3.Местная администрация располагает самостоятельными властными полномочиями. Местная администрация наделена компетенцией в экономической, культурной, социальной сферах по вопросам местного значения в районе города.
4.Местные администрации осуществляют управленческие функции с подробной их детализацией, исходя из разнообразия случаев, с которыми работают её сотрудники. Управление районом города детерминирует круг полномочий, а, соответственно, и формы работы данного государственного органа. Местной администрации свойственны управленческие действия положительного, а не охранительного характера. Её функции и формы работы являются организационно-исполнительными. При этом спектр функций местной администрации уже, нежели круг вопросов, решаемых городским исполнительным комитетом. Юридически-властные полномочия местной администрации в подавляющем объёме являются правоприменительными, а не правоустановительными.