Особенности конкуренции и конкурентоспособности на рынке туристических услуг
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности конкуренции и конкурентоспособности на рынке туристических услуг»
по дисциплине: «Менеджмент в туризме»
2021
45.00 BYN
Особенности конкуренции и конкурентоспособности на рынке туристических услуг
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент в туризме
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1. Сущность и значение повышения конкурентоспособности туристической организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности туристической организации
1.2 Взаимосвязь эффективности и конкурентоспособности
Глава 2. Конкурентная среда туристских предприятий Республики Беларусь
2.1 Анализ конкурирующих туристических фирм в Республике Беларусь
2.2 Конкурентные стратегии предприятий в сфере туризма Республики Беларусь
Глава 3. Проблемы конкурентоспособности туристических предприятий Республики Беларусь и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
C развитием рыночного механизма проблема конкурентоспособности предприятий туристического хозяйства резко обострилась, и ее решение требует от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности на рынке туристических услуг. В связи с этим повышение конкурентоспособности необходимо для закрепления позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Поскольку конкурентоспособность – это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособность – самая сложная задача, в деятельности любого предприятий туристического хозяйства, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений, особым направлением деятельности предприятий туристического хозяйства является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.
Каждое предприятие, которое образуется, развивается и функционирует на рынке для производства товаров или оказания услуг, стремится добиться основной цели – максимизации прибыли.
При этом данная цель может быть достигнута при соблюдении определенных параметров: обеспечение кадрового состава, учет производственных мощностей, маркетинговое изучение рынка, развитие системы управленческого аппарата, знание экономических характеристик предприятия.
На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.
Многие исследователи считают, что конкурентоспособность туристической организации является способностью туристической организации систематизировать и реализовать в будущем совокупный потенциал, который обеспечивает туристическому агентству устойчивую позицию на рынке, достижение его основных целей и эффективное взаимодействие с партнеров и имеют экономическое превосходство над конкурентами.
Кроме того, конкурентоспособность туристических компаний означает совокупность экономических и потребительских характеристик предоставляемых услуг, которые определяют их успех на туристическом рынке.
Целью туристической организации должно быть постоянное улучшение качества, которое обеспечит лояльность клиентов компании, удовлетворяя их потребности.
Объектом исследования в данной работе выступает туристическая отрасль Республики Беларусь.
Глава 1. Сущность и значение повышения конкурентоспособности туристической организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности туристической организации
Деятельность каждой организации связана с конкурентоспособностью. Конкуренция определяет экономическую деятельность организаций.
Интересы большинства участников рынка группируются вокруг предприятий-хозяйственных единиц, которые самостоятельно привлекают факторы производства, используют их и распределяют полученную продукцию. Перемещение центров управления экономическими явлениями с макроуровня на микроуровень требует разработки внутренних механизмов принятия решений [1, с. 85].
Важным шагом в процессе принятия решений является анализ вариантов и выбор вариантов, наиболее отвечающих поставленным целям. В то же время по мере установления внутри страны рыночных отношений и вовлечения в глобальные экономические отношения интерес к конкурентоспособности смещается непосредственно на предприятие и сектор материального производства.
В условиях рыночной экономики производитель, поставляющий свою продукцию как на внешний, так и на внутренний рынок, не может долго занимать стабильное положение, полагаясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности продукции, без учета глобальных уровней качества и затрат на создание и продажу продукции [2, с. 55].
Определение конкурентного преимущества для конкретной организации дает возможность определить оптимальную поведенческую стратегию на рынке, чтобы получить максимальную долю рынка и занять лидирующие позиции.
Когда мы говорим об определении «конкурентоспособности», то понятно, что это способность предприятия формировать, таким образом, в будущем, устойчивое положение предприятия на рынке [3, с. 85].
Важно также отметить, что конкурентоспособность, как правило, рассматривается в трех аспектах:
- конкурентоспособность организации должна учитываться в отношении конкретного продукта или услуги в данной области;
- конкурентоспособность динамична и может постоянно меняться в зависимости от времени;
- при оценке конкурентоспособности существует сочетание трех элементов: исследуемого объекта – организация; конкурент, с которой сравнивается деятельность организации; и модель абсолютно конкурентоспособной организации [4, с. 143].
Глава 2. Конкурентная среда туристских предприятий Республики Беларусь
2.1 Анализ конкурирующих туристических фирм в Республике Беларусь
В 2020-2021 годах международный рынок туристических рассматривается в контексте самого сложного кризиса в истории, вызванного пандемией коронавируса COVID-19.
Пандемия почти полностью парализовала поток международного туризма, и пассажиропоток туристического характера также был сведен к минимуму. Большинство стран мира объявили о блокадах, которые привели к отмене регулярных и чартерных пассажирских рейсов и закрытию наземных и некоторых воздушных границ.
Белорусский туристический рынок также сталкивается с новыми вызовами и реалиями и демонстрирует снижение туристических потоков. Поэтому актуально проанализировать новые вызовы белорусского туристического рынка.
Среди множества туроператоров Беларуси есть несколько надежных и ответственных туроператоров. Это такие туроператоры, как «Библио Глобус», туроператоры Anex и другие, которые соответствуют стандартам качества и надежности работы, заслуженно и широко приветствуются среди отечественных туристов.
Туроператор Библио Глобус. Популярный и известный туроператор. Он проработал на рынке туристических услуг более 20 лет качественной и безупречной работы, а точнее 21 год.
Это опытный и сильный участник туристического рынка, ответственный и качественно подходящий для своих обязанностей, и поддерживающий свою безупречную репутацию. Это туристическое агентство специализируется на таких направлениях, как Кипр, Тунис, Таиланд, Мальдивы, Доминиканская Республика, Куба и Вьетнам.
Туроператор Anex. Довольно известный и популярный туроператор, он зарекомендовал себя как долгосрочная, продуктивная работа на рынке туристических услуг. Эта компания существует уже около двадцати лет и предоставляет клиентам широкий географический диапазон возможных путешествий. В направлении Anex можно найти Турцию, Египет, Таиланд, Испанию, Грецию, Марокко, Индию, Вьетнам, Мексику, Чехию и Болгарию.
Туристическое агентство «БелТурист» сотрудничает с туроператорами Беларуси, чтобы предоставить клиентам и посетителям уникальную возможность поиска всех туроператоров, чтобы каждый желающий мог легко и быстро найти необходимую и своевременную информацию об открытых туристических путевках, горящих туристических путевках и туроператорах, которые предоставляют различные туристические услуги и их цены.
Глава 3. Проблемы конкурентоспособности туристических предприятий РБ и пути их решения
Рассмотрим основные проблемы на белорусском туристическом рынке.
Из-за радиоактивного загрязнения пятой части территории республики использование туристического потенциала осложнилось. Одним из главных препятствий, сдерживающих иностранных туристов от поездок в Беларусь, также является крайне низкая популярность национальных достопримечательностей за рубежом. Общая система государственного управления и управления туризмом, а также ее управленческая и организационная поддержка еще не сформированы.
Отсутствует механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Переход к международно-признанным стандартам качества туристических услуг и туристических услуг был чрезвычайно медленным. Цена услуг, предоставляемых иностранным туристам, явно завышена и не соответствует качеству.
Отсутствие единой и эффективной системы статистического учета и анализа привело к недооценке истинного вклада туризма в создание ВВП. В настоящее время Республика Беларусь, как независимая страна, имеет долгую историю, богатую культуру и разнообразную природу и мало известна на мировом туристическом рынке. Система маркетинга национальных туристических продуктов и их продвижения на мировом и внутреннем рынках развита недостаточно, Республика Беларусь имеет низкий туристический рейтинг, отсутствует реальное сотрудничество с иностранными компаниями и международными туристическими организациями.
Туризм – очень прибыльная сфера. Однако в условиях работы туристических агентств и сложности, а также значительной бюджетной нагрузки, связанной с чрезмерным надзором за организацией процесса путешествий, у туристических агентств нет стимула легализовывать некоторые транзакции [27, с. 49].
По экспертным оценкам, около 30 % сделок осуществляются «в тени», и поэтому они не учитываются в официальной статистике. Из-за сложности отделения независимого, неорганизованного туризма от общих пассажиропотоков и несовершенства существующей системы статистики и учета туризма трудно оценить его истинный вклад в формирование бюджета и создание ВВП.
Развитие туризма не обеспечивает адекватной и эффективной правовой базы, а переход на мировые стандарты качества туристических услуг происходит крайне медленно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определение конкурентного преимущества для конкретной организации дает возможность определить оптимальную поведенческую стратегию на рынке, чтобы получить максимальную долю рынка и занять лидирующие позиции.
Когда мы говорим об определении «конкурентоспособности», то понятно, что это способность предприятия формировать, таким образом, в будущем, устойчивое положение предприятия на рынке.
Вся система управления конкурентоспособностью услуг может быть представлена как целый ряд элементов, которые взаимосвязаны и функционируют как единое целое. В то же время, все это сочетание дает возможность решить главную задачу: обеспечить достижение целей развития организации для того, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей.
Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции, на сегодняшний день, достигнут определенный прогресс, разработаны вполне приемлемые методы оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее оценить конкурентоспособность предприятий.
Пандемия почти полностью парализовала поток международного туризма, и пассажиропоток туристического характера также был сведен к минимуму. Большинство стран мира объявили о блокадах, которые привели к отмене регулярных и чартерных пассажирских рейсов и закрытию наземных и некоторых воздушных границ.
Белорусский туристический рынок также сталкивается с новыми вызовами и реалиями и демонстрирует снижение туристических потоков. Поэтому актуально проанализировать новые вызовы белорусского туристического рынка.
Среди множества туроператоров Беларуси есть несколько надежных и ответственных туроператоров. Это такие туроператоры, как «Библио Глобус», туроператоры Anex и другие, которые соответствуют стандартам качества и надежности работы, заслуженно и широко приветствуются среди отечественных туристов.
При формировании конкурентной стратегии туристических предприятий Республики Беларусь необходимо учитывать специфику туристических услуг и функций туристических предприятий.
1. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габидова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
2. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2015. – 520 с.
3. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
4. Евсин, К. С. Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке на основе SWOT-анализа / К. С. Евсин // Современные проблемы и перспективы развития регионов: Сб. НПК. – 2017. – С. 143-145.
5. Жданова, Е. С. Анализ современных методов определения конкурентоспособности предприятий / Е. С. Жданова // Журнал экономических реформ. – 2018. – № 1. – С. 44-49.
6. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – с. 28-31.
7. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – 5-е европейское изд. – М.: Вильямс, 2015. – 752 c.
8. Меркулов, И. С. Анализ подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» / И. С. Меркулов // Факторы успеха. – 2017. – № 2. – С. 57-60.
9. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. / Ю.Б. Рубин // Монография. 3-е изд. – М.: Маркет ДС, 2016. - 458 с.
10. Страданченкова, А. А. Применение SWOT-анализа для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия / А. А. Страданченкова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: Сб. Международной НПК. – 2018. – С. 206-208.
11. Сысоева, Е. Типология конкурентных стратегий предприятия / Е. Сысоева // Предпринимательство. – 2016. – № 2. – С. 85-91.
12. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
13. Тарелко, В. В. Обоснование коммуникационной и экономической эффективности мероприятий брэндинга / В. В. Тарелко // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2012. – № 2. – С. 4-7.
14. Тимошина, О. С. Экономический анализ конкурентоспособности организации / О. С. Тимошина // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2017. – № 12. – С. 57-66.
15. Фатхутдинов Р.А. Оценка конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России. – 2016. – № 3. – С. 62-67.
16. Халилов, М. У. Анализ конкурентоспособности методом многоугольника / М. У. Халилов // Экономика, бизнес, инновации: Сб. Международной НПК. – 2018. – С. 67-69.
17. Купцова, К. В. Методы анализа конкурентоспособности организации / К. В. Купцова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: Сб. Международной НПК. – 2019. – С. 78-80.
18. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. Пер. с англ. В. Шагоян / Г. Хулей, Д. Сондерс, Н. Пирси. – Днепропетровск: Бизнес-букс, 2015. – 800 с.
19. Цикин, А. М. Анализ методологических подходов к оценке конкурентоспособности на различных уровнях / А. М. Цикин // Экономика. Бизнес. Банки. – 2018. – № 1. – С. 127-137.
20. Александрович, Я. М. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции / Я. М. Александрович // Экономический бюллетень. – 2016. – №7. – С. 86 – 98.
21. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый // Маркетинг. - 2017. - № 4. - С. 29 – 34.
22. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
23. Бурдукевич, Т.О. Качество начинается со стандарта / Т.О. Бурдукевич // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №1. - С. 13 - 22.
24. Говорова, Н.А. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н.А. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – №4. – С. 21 – 30.
25. Горбашко, Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. учеб. пособие / Е.А. Горбашко. – СПб.: СПбУЭФ, 2015. – 356 с.
26. Дементьева, А.Г. Конкурентоспособность компаний / А.Г. Дементьева // Маркетинг. – 2015. – №3. – С. 33 – 39.
27. Махмутова, Г.Л. Алгоритм определения конкурентоспособности рынка / Г.Л. Махмутова // Маркетинг. – 2016. – №1. – С. 49 – 53.
28. Мишин, Ю.Н. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур / Ю. Н. Мишин. – 2017. – №1. – С. 39 – 45.
29. Печенкин, А. И. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. И. Печенкин // Маркетинг.– 2017. – №2 (51). – С. 23 – 26.
30. Титова, В. А. Маркетинг : учебное пособие / В. А. Титова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 448 с.
31. Черченко, Н. В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики / Н. В. Черченко // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2016. – №3. – С. 72 – 81.
32. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2018. - 533 с.
33. Шкардун, В.И. Комплексный метод оценки конкурентоспособности / В.И. Шкардун. – М.: Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. – №4. – С. 11 – 19.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты