Введение
Основной характеристикой общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления, является одностороннее властное воздействие государственных органов на объекты управления. Исполнительная власть реализуется не сама по себе, а в административных правоотношениях с различными индивидуальными и коллективными объектами. Воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект осуществляется не только в пределах полномочий, предоставленных конкретным органам управления, но и предусмотренном административно-правовыми нормами порядке. Тем самым, содержание управленческой деятельности для того, чтобы претворить в общественные отношения функции государственных органов, организуется в устойчивые модели поведения государственных служащих, обретает некоторые формы.
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, в формах. При этом выбор конкретных форм управленческой деятельности подчинен некоторым принципам: например, наличию необходимости в прямых юридических последствиях либо отсутствии таковых, круге лиц, на которых она должна распространиться, и т.п. Увеличение роли белорусского государства в общественной и экономической жизни ведёт к тому, что государственное управление, реализуемое органами исполнительной власти, проникает в различные сферы жизни общества. Для каждой отрасли государственного управления, ввиду ведущей роли государства, необходима выработка специфических административных форм воздействия, соответствующих свойствам управляемого объекта и задачам государственного управления. Данные обстоятельства обуславливают актуальность дальнейшего исследования форм управленческой деятельности в административном праве.
Цель исследования – всесторонне рассмотреть понятие, назначение и виды методов деятельности органов государственного управления. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
− выяснить деятельность органов государственного управления в механизме государства;
− определить понятие административно-правовых методов;
− определить виды методов государственного управления;
− выявить сущность убеждения и принуждения.
Глава 1 Деятельность органов государственного управления в механизме государства
Органы государственного управления в механизме государства занимают особое место. Они являются самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов, наделенных государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов [1, с. 42].
Несмотря на это, действующее законодательство не содержит чёткого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть. В ст. 106 Конституции Республики Беларусь закреплено, что «исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления» [2]. Совет Министров не может полно и всесторонне организовать реализацию исполнительной власти на всей территории республики. Для этого создается ряд органов государственного управления, способствующих осуществлению функций исполнительной власти на всех уровнях (республиканском, кроме того региональном и местном).
Органы государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому им присущи основные черты, свойственные всем другим государственным органам.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственно-властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения [3, с. 15].
Органы государственного управления, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными полномочиями.
Определение государственного органа содержится в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями [4]: государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
Для органа государства характерно то, что он является политической организацией, а соответственно наделен государственной властью. Отсюда
Глава 2 Понятие административно-правовых методов
В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции [17].
Проблема административно-правовых методов чрезвычайно актуальна. В настоящее время она обострена в связи с переходом к рыночным отношениям, серьезными кроме того изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов управления и, что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий, учреждений), кроме того известным кроме того развитием договорных связей в сфере государственного управления.
Административные методы подразделяются на категоричные (императивные), поручительные, рекомендательные [18, c. 122].
По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые, выраженные в правовой форме, и административно-организационные, выраженные в организационных мерах.
Вместе с тем в государственном управлении наряду с административными и экономическими методами управления широко используются методы морального и психологического воздействия на человека.
Они составляют самостоятельную группу социально-психологических методов управления [19].
Социально-психологические методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению плодотворных взаимоотношений между субъектами и объектами управления.
В отличие от административных экономические методы воздействуют на объекты не прямо, а косвенно, так как их управляющее воздействие достигается посредством материальных стимулов, создания таких экономических условий, которые побуждают управляемых к должному поведению. Среди экономических методов государственного управления важная роль принадлежит кроме того таким категориям, как цена, прибыль, кредит, хозяйственный расчет и др.
Глава 3 Виды методов государственного управления
Термин «метод» позволяет «получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются функции, с помощью каких средств» [25, с.193]. Метод государственного управления выступает в качестве одного из важнейших индикаторов функционирования государственной власти, её легитимации.
Традиционно кроме того исследователи акцентируют свое внимание на универсальных методах государственного управления, кроме того к числу которых относятся убеждение и принуждение [26, c. 259- 264; 27, с. 173-174]. Это объясняется частотой их применения и в связи с этим необходимостью выработки соответствующих рекомендаций по их применению. Вместе с тем в настоящее время происходит реформирование государственно-управленческого инструментария, который обновляется, дополняется новыми средствами, а также модифицируются ранее применявшиеся методы, осуществляется их наполнение новым содержанием [28, с. 257].
В административно-правовой учебной литературе традиционно рассматриваются два универсальных метода управляющего воздействия в системе государственного управления: убеждение и принуждение. На практике эти методы имеют множество различных проявлений.
К убеждению как методу воздействия на людей прибегают в процессе принятия разъяснительных, воспитательных, поощрительных и других мер морального значения.
Поощрение направлено, прежде всего, на сознание государственного служащего, должностного лица. Этот метод содержит в себе стимулирующий потенциал, который способствует обеспечению законности и дисциплины как в системе государственного управления, так и во взаимоотношениях исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами, различными субъектами правовых отношений.
Достижение целей и задач управления может обеспечиваться при помощи мер принудительного характера, в этом случае объекты управления вынуждены действовать в порядке, установленном нормативными правовыми актами. В случае, если поведение лиц не соответствует требованиям этих правовых актов, кроме того государство, его органы и должностные лица имеют право применять меры принуждающего характера. Иногда эти меры бывают превентивными, т. е. обеспечивающими правовой порядок, общественный порядок, установленный режим осуществления действий. В некоторых случаях меры принуждения направлены на наказание лиц, совершивших правонарушение (проступок) – это
Глава 4 Сущность убеждения и принуждения
Демократические государства для осуществления управления используют в основном два метода – убеждение и принуждение. Несмотря на сложившееся понимание второго как наиболее действенного и единственно работающего, первый имеет огромное значение особенно в современном мире, где большинство стран объявляют личность, права и свободы человека и гражданина высшей ценностью.
Убеждение как понятие рассматривается в различных науках. Наиболее разработан данный вопрос философами в рамках гносеологии. В философском энциклопедическом словаре под убеждением понимается «процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию других людей» [29]. Однако данное определение кроме того может быть подвергнуто критике, так как воздействие не может быть ограничено только словесной формой. В социологии существует несколько подходов для понимания убеждения: как уверенность в чем-либо, основанная на определенной идее, мировоззрении, форма поддержания общественной дисциплины и процесс передачи моральных представлений индивиду или представителям групп путем разъяснения, пропаганды, агитации. В кратком психологическом словаре понятие убеждение трактуется как способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих вы двигаемый индивидом тезис [30]. В данном определении воздействие также сводится только к вербальной форме. Таким образом, можно сделать вывод, что кроме того убеждение является сложным, комплексным понятием, имеющее значение для различных наук, в том числе и для юриспруденции.
В правовой науке убеждение как метод государственного управления также определяется неоднозначно. Данный вопрос относится к числу наименее разработанных в юриспруденции. Бахрах Д.Н. определяет убеждение как процесс последовательно осуществляемых действий, кроме того который включает такие элементы, как овладение вниманием, внушение, кроме того воздействие на сознание, эмоции, создание интереса и др. [31, с. 114]. Он утверждает, что убеждение как метод государственного управления является основным, и приводит ряд аргументов. На их основании можно сформулировать основные признаки данного метода.
В первую очередь, убеждение осуществляется систематически, для его начала не требуется наличие каких-либо дополнительных условий и исключительных обстоятельств. Цель использования методов управления
Заключение
Проведя исследование по теме «Понятие, назначение и виды методов деятельности органов государственного управления», мы можем сделать следующие выводы:
Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Основные чертыметодов государственного управления:
− реализуются в процессе управленческой деятельности;
− органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
− выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
− выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
− адресованы конкретному объекту управления;
− связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
− являются оптимальным способом достижения кроме того поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
− нуждаются в правовом опосредовании;
− имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.
По характеру воздействиябывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.
Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Особенности административных методов:
− осуществляют прямое воздействие субъекта кроме того на объект управления;
− носят императивный, директивный характер;
− однозначность (конкретность) указаний;
− широкое применение административных актов;
− реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
− обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
− результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
1. Административное право: учеб. / Л.М. Рябцев [и др.]: под.общ.ред. кроме того Л. М. Рябцева. – кроме того Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. – 320 с
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
3. Васильев, В. П. Государственное управление: учебное пособие для вузов / В. П. Васильев [и др.]. – Москва: Дело и Сервис, 2010. – кроме того 320 с.
4. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 кроме того г. № 14-З// Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10300204. – Дата доступа: 14.03.2018
5. Атаманчук, кроме того Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. кроме того пособие для вузов / Г. В. Атаманчук. – Москва: Академический Проект: Культура, 2006. – 544 с.
6. Габричидзе, Б.Н. Основы органов государственной власти России / Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. – М.: Юнити, 2010. – 479 с.
7. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие для вузов / общ. ред. А. Н. Крамника. – Минск: Тесей, 2004. – 703 с.
8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2016 г. № 348-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2018. – кроме того Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000108. – Дата доступа: 14.03.2018.
9. Яковчук, В.И. Государственно-административное управление: пособие. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2014. – 186 с.
10. Государственное управление: учебник / Н.Б. Антонова [и др]; под общ ред. Н.Б.Антоновой. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 440 с.
11. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № кроме того 424-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2015. – №268-3, 2/2266.
12. Административное право: учебное кроме того кроме того пособие для кроме того студентов учреждений высшего образования по специальностям "Правоведение", "Экономическое право", "Политология" / [Л. М. Рябцев и др.]; под общей редакцией Л. М. Рябцева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 367 с.
13. Василевич, Г.А. Белорусское государство на рубеже веков. / Г.А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2006. – 444 с.
14. Малиновский, В.И. История белорусской государственности: уч. пособие для студентов вузов, слушателей системы последипломного образования. кроме того / В.И. Малиновский. – Минск: кроме того Беларусь, кроме того 2003 – 199 с.
15. Попов, Л. Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. – Москва: Инфра-М, 2011. – 318 с.
16. Административные реформы в России: история и современность / И. Н. Данилевский [и др.] – Москва: РОССПЭН, 2006. – 644 с.
17. Формы и методы государственного управления // Электронные документы ГГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — Дата доступа: 14.03.2018.
18. Глущенко П. П. Административное право. Краткий курс. 2-е изд./ П. П. Глущенко, Н. Н. Жильский, В. И. Кайнов, И. В Куртяк. – СПб.: Питер, 2011. – 272 с.
19. Мазурин, С. Ф. Административное право. Учебник для вузов. В 2-х томах. Том 1 / С. Ф. Мазурин. – М .: Прометей, 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://books.google.by/books?id=57gpDwAAQBAJ&printsec=
frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false. — Дата доступа: 14.03.2018.
20. Леженин А.В. Административно-предупредительные меры правового принуждения: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004, - 182 с.
21. Щербаков, С.Б. Меры административного пресечения в деятельности милиции: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / С.Б. Щербаков. — кроме того М., 2006. — 157 с.
22. Советское административное право : [Учебник для вузов по спец. "Правоведение" / Блинова Н. В., Василенков П. Т., Веремеенко И. И. и др.; Под ред. П. Т. Василенкова]. - М. : Юрид. лит., 1981. – 464 с.
23. Административное право: Учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-e изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 928 с.
24. Крамник, А.Н. Административно-правовое принуждение / А.Н.Крамник. Минск : Тесей, 2005. – 205 с.
25. Попов, Л. Л. Административное право Российской Федерации : учеб. для бакалавров / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев ; отв. ред. Л. Л. Попов ; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина. - М. : РГ-Пресс, 2016. – 563 с.
26. Фиалковская, И. Д. Сущность административного убеждения как метода государственного управления [Текст] / И. Д. Фиалковская. //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. –2012. – № 1, Часть 1. – С. 259- 264.
27. Васильев В.В. Убеждение и принуждение в административной деятельности полиции: стратегия допустимого компромисса /. Васильев кроме того В.В., Майорова С.А. // Юридическая техника. – 2015. – № 9.–C. 173-174.
28. Макарейко, Н.В. Административное принуждение: проблемы теории и практики нормативного правового регулирования / Н. В. Макарейко // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. –. 2015. – № 5–6. – С. 256–264.
29. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. кроме того Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М. : Инфра-М, 2007 – 570 с.
30. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 кроме того с.
31. Бахрах Д. Н. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах,. Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – кроме того 3-е изд., пере смотр. и доп. – М. : Норма, 2008. – 816 с.
32. Административное право Российской Федерации. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. М.: кроме того Зерцало-М, 2003. – 608 с.
33. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 715 с.
34. Административное право Российской Федерации. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. М.: Зерцало-М, 2003. — 608 с
35. Макарейко Н. В. Правовое убеждение как средство повышения уровня правовой культуры / Н. В. Макарейко // Юридическая техника. – 2016. – № 10. – С. 391–395.
36. М. Баранов. Поощрительные нормы советского социалистического права. / Баранов М. Изд-во Саратовского ун-та, 1978 – 148 с.