Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Здание центра гуманно-личностной педагогики в Беларуси «Школы Города Солнца» и ее основатели (Евгений Исаченко, Татьяна и Геннадий Есисы).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Ольга Бунина – педагог школы № 16 г. Гродно, Школы Родителей и Школы Учителей в Гродно, лауреат конкурса «Семья года-2018».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Ольга Бунина – педагог школы № 16 г. Гродно, Школы Родителей и Школы Учителей в Гродно, лауреат конкурса «Семья года-2018».
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили
1.1. Основные идеи гуманно-личностной педагогики
1.2. Педагогические приемы Ш. А. Амонашвили, используемые в образовательном процессе
Глава 2. Эмпирические аспекты изучения гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили
2.1. Использование технологии Ш.А. Амонашвили в школах Республики Беларусь
2.2. Влияние методик Ш.А. Амонашвили на обучение и воспитание детей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Мы часто видим, как учащиеся, переходя из класса в класс, утрачивают первоначальный интерес к учению, все больше тяготясь его бременем. Причина этого, по нашему убеждению, кроется в слабостях сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и форм обучения и стимулирования учения школьников. Традиционные отметки в глазах многих учителей выступают чуть ли не главным средством формирования мотивов учения, становясь, в свою очередь, основным регулятором жизненных отношений учащихся в их микросоциальной среде. При этом упускается из виду, что школа должна не просто передавать знания, а, говоря словами Н. К. Крупской, вводить в «царство мысли» [2].
Современное общество диктует системе образования новые требования в обучении и воспитании нового поколения. Все мы знаем какими должны быть дети, чтобы они стали успешными, полноправными членами современно общества, но не все знают, как это сделать.
Часто амбициозные родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты через успехи детей, но также часто эти дети страдают от чрезмерных нагрузок в учебном плане, физической и психологической сферах. Ребенок оказывается заложником ситуации, когда с его мнением не считаются люди, которые для него любимы и авторитетны, он чувствует моральное давление и угнетение со стороны взрослых. Для такого ребенка мир не кажется добрым и приветливым, ему не хочется работать над собой, учиться не ради отметок, а ради знаний, он боится заводить новые знакомства, а тем более с кем-то дружить, ведь дружба – это проявление эмоций, это взаимоотношения, которые требуют самоотдачи, проявления любви и заботы. Человеку сложно жить в обществе, когда он не уверен в своих силах, в себе, как личности, когда он не чувствует себя нужным и социально значимым, а именно такими и вырастают те дети.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили
1.1. Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Амонашвили Шалва Александрович – академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» [20, с. 68].
Одним из направлений реализации национального приоритетного проекта «Образование» является совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.
Выбор приоритетов воспитания во многом зависит сейчас от мировоззрения учителя, так как идеология социалистической эпохи ушла в прошлое.
Настало время серьезно задуматься нам, учителям, над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота. Решению этой важнейшей задачи способствует гуманизация образовательного пространства, основа которого – духовно-нравственное воспитание детей.
Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
Глава 2. Эмпирические аспекты изучения гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили
2.1. Использование технологии Ш.А. Амонашвили в школах Республики Беларусь
Одной из самых известных школ, обучение которой основано на гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили является «Школа Города Солнца». (Приложение 1). Изначально проект не имел такого названия – это был центр внешкольного образования для детей и родителей, желающих своим чадам альтернативных методов обучения и вообще альтернативного подхода к понятию «школа». Таким образом появился семейно-образовательный комплекс со стационарным помещением в коттедже в д. Валерьяново (2 км от Минска в полоцком направлении) и летней базой отдыха под Аксаковщиной. В это время в команду приходит Евгений Исаченко – ученик академии Шалвы Амонашвили, продолжатель традиций гуманной педагогики в Беларуси и специалист в области воспитания и культуры семейных отношений (творческого воспитания семьи). В 2017 году Школа обретает здание на территории города Минска и получает статус официального учебного заведения с возможностью выдавать документ об образовании. Параллельно на базе Школы Города Солнца (и в Минске, и за городом) команда реализует образовательные проекты в рамках учения классика гуманной педагогики Шалвы Амонашвили.
Евгений Исаченко (Дядя Женя) – педагог, ученик академии Шалвы Амонашвили, наследник традиций Гуманной педагогики в Беларуси. Учился в детском театре «Ронд», после чего поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ (г. Москва). По окончании работал видеорежиссером-монтажером при Спасо-Елисаветинском монастыре, но потом увлекся работой с детьми. Сейчас он автор «Студии Дяди Жени», консультант по вопросам семейных отношений (сооснователь центра гармоничного развития «Счастье без границ»), организатор встреч по вопросам педагогики, психологии и духовного развития.
Заключение
Таким образом, были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики, педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, интенции которого заложены в природных функциях человека, гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа и др. Содержание практики работы Ш.А. Амонашвили основывается не на индивидуальном подходе к ребенку, а на личностном. В технологии обучения Ш.А. Амонашвили принципиально значителен выбор методов и приемов, реализующих различные инициативы учащихся: методы и приемы стимулировании детей, которые возникают в ходе осуществления деятельности, коллективных инициатив учащихся, а также самоопределения детей. Ученым было выделено несколько направлений задач исследования: обучение и воспитание детей младших школьников, безотметочное обучение, основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. Педагогическую позицию Ш.А. Амонашвили отличает точное знание и глубокое понимание психологии детей младших школьников.
Одной из самых известных школ, обучение которой основано на гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили является «Школа Города Солнца». Ключевой задачей для развития образования и одной из своих миссий школа считает объединение нового поколения гуманных педагогов Беларуси с целью сотрудничества, обмена опытом и постоянного профессионального и духовного совершенствования. Создатели школы считают, что качественное обучение возможно лишь тогда, когда три звена образовательного процесса: учителя, родители и дети – сотрудничают и постоянно развиваются. Влияние методик Ш.А. Амонашвили на обучение и воспитание детей: педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью; учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют; ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности; гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие; дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.
1. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
4. Андреева, Ю.В. Cитуация успеха как образовательный ресурс и технология развития радости учебного труда / Ю.В. Андреева // Образовательные ресурсы и технологии. – 2021. – №1. – С. 22-27.
5. Асташова, Н.А. Гуманистические основы педагогической деятельности / Н.А. Асташова // Вестник БГУ. – 2016. – №1. – С. 89-94.
6. Богуславский, М.В. Социокультурный контекст современных отечественных педагогических теорий / М.В. Богуславский // Известия ВГПУ. – 2008. – №1. – С. 114-118.
7. Богуславский, М.В. Феномен Ш. А. Амонашвили (к 80-летию со дня рождения) / М.В. Богуславский // Проблемы современного образования. – 2011. – №1. – С. 98-101.
8. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания/ Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. – №4. – С. 29-36.
9. Венская, Т.И. В Гродно первоклашек воспитают по системе известного психолога Амонашвили [Электронный ресурс] // Официальный сайт государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г. Гродно». – 2018. – Режим доступа: https://16grodno.schools.by/news/701169.
10. Вера в ребенка рождает гениев (Интервью с Амонашвили Ш.А) // Мир психологии. – 1996. – № 2. – С.101-113
11. Город Солнца: рыцари Гуманной педагогики со щитом из семейных ценностей [Электронный ресурс] // EDU. topia. Образовательно-публицистический проект. – 2018. – Режим доступа: https://clck.ru/ZN5so.
12. Жандавлетова, Р.Б. Любовь к детям как основа педагогического мастерства / Р.Б. Жандавлетова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №61. – С. 51-54.
13. Кучерова, О.Е. Гуманная педагогика: взгляд в будущее / О.Е. Кучерова // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2010. – № 6. – С. 78-85.
14. Млочешек, Л.И. Личностно ориентированный подход к детям как гуманистическая парадигма современного образования / Л.И. Млошечек // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2007. – №2. – С. 45-49.
15. Попов, Е.Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика / Е.Б. Попов. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2003. – 156 с.
16. Русаков, А.С. Антология гуманной педагогики / А.С. Русаков. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007. – 224 с.
17. Терезанова, О.И. Современный ситуационный подход к воспитанию детей дошкольного возраста в свете гуманной педагогики Амонашвили / О.И. Тереанова // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 3. – С. 12-15.
18. Тихомирова, О.Б. Концепция гуманной педагогики в современном обучении / О.Б. Тихомирова, Н.И. Фомина // МНИЖ. – 2016. – №7. – С. 7-11.
19. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 110 с.
20. Яркова, Т.А. Гуманная педагогика в современной практике образования / Т.А. Яркова, М.И. Селяков // Современное педагогическое образование. – 2020. –№12. – С. 67-73.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Здание центра гуманно-личностной педагогики в Беларуси «Школы Города Солнца» и ее основатели (Евгений Исаченко, Татьяна и Геннадий Есисы).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Ольга Бунина – педагог школы № 16 г. Гродно, Школы Родителей и Школы Учителей в Гродно, лауреат конкурса «Семья года-2018».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Ольга Бунина – педагог школы № 16 г. Гродно, Школы Родителей и Школы Учителей в Гродно, лауреат конкурса «Семья года-2018».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты