Сохранение традиций приготовления хлеба как нематериальное культурное наследие в Беларуси
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сохранение традиций приготовления хлеба как нематериальное культурное наследие в Беларуси»
по дисциплине: «Культура Беларуси»
2021
45.00 BYN
Сохранение традиций приготовления хлеба как нематериальное культурное наследие в Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Культура Беларуси
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Фотоматериалы: Технология и традиции выпечки домашнего хлеба д. Жоравка и аг. Кузьмичи Любанского района Минской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Фотоматериалы: Традиционная технология выпечки ржаного хлеба в д. Дерковщина Глубокского района Витебской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Фотоматериалы: Традиция выпечки гречневого хлеба в Малоритском районе Брестской области.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОХРАНЕ И СОХРАНЕНИЮ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования
1.2 Культурная политика ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия
ГЛАВА 2 ОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХЛЕБА В БЕЛАРУСИ
2.1 Хлеб как основа жизнедеятельности человека в традиционной культуре белорусов
2.2 Традиции и технология приготовления хлеба – явление нематериальной культуры современной Беларуси
2.2.1 Технология и традиции выпечки домашнего хлеба д. Жоравка и аг. Кузьмичи Любанского района Минской области
2.2.2 Традиционная технология выпечки ржаного хлеба в д. Дерковщина Глубокского района Витебской области
2.2.3 Традиция выпечки гречневого хлеба в Малоритском районе Брестской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Согласно «Кодексу о культуре» Республики Беларусь одной из наиболее важных задач является повышение авторитета Республики Беларусь в сфере культуры и искусств на международной арене, а также обеспечение внешних культурных связей. В данном случае, важно помнить, что обмен опытом и инновациями невозможен без сохранения, трансляции и восприятия нематериального культурного наследия и традиционных культурных практик, среди которых, в рамках нашей работы, внимание будет уделено традициям приготовления хлеба.
Необходимость сохранения нематериального культурного наследия не вызывает сомнений – этот факт подтверждается наличием международных и государственных списков элементов, имеющих ценность для мира и конкретного государства соответственно.
Актуальность темы исследования. Культурное развитие любой страны непосредственно связано с сохранением национальных культурных традиций. Хлеб на протяжении всей истории белорусского народа всегда был не только пищей, но и ценностью, наделенной сакральным смыслом. В связи с чем сохранение традиций его приготовления, имеющие уникальные особенности, приобретает огромную значимость как в контексте белорусской традиционной, так и общемировой культуры.
Цель исследования: выявить особенности сохранения традиций приготовления хлеба как важного элемента нематериального культурного наследия Республики Беларусь.
Достижение цели будет осуществляться посредством решения комплекса задач:
– провести аналитический разбор литературы по теме исследования;
– охарактеризовать культурную политику ЮНЕСКО в сфере сохранения нематериального культурного наследия;
– рассмотреть с историко-культурных позиций хлеб как ценность и основу жизнедеятельности белорусов;
– изучить традиции и технология приготовления хлеба как явление нематериальной культуры современной Беларуси (на примере традиций приготовления, бытующих в д. Жоравка и аг. Кузьмичи Любанского района Минской области; в д. Дерковщина Глубокского района Витебской области; в Малоритском районе Брестской области).
Объект исследования – нематериальное культурное наследие международного и республиканского уровня.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОХРАНЕ И СОХРАНЕНИЮ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования
В рамках аналитического обзора литературы будут рассмотрены ключевые для разрабатываемой темы определения, представленные в работах ведущих отечественных и зарубежных исследователей, а также законодательные и нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по сохранению нематериального культурного наследия на республиканском и международном уровне.
Сегодня, как утверждает Н. М. Боголюбова, «именно культура, благодаря своему огромному общечеловеческому потенциалу, способна стать тем объединяющим пространством, где люди различных национальностей, языковой, религиозной, возрастной, профессиональной принадлежности смогут строить свое общение без каких-либо границ, исключительно на основе взаимопонимания» [12]. Диалог в данной сфере служит непременным условием развития коммуникаций, а также ярким примером его осуществления. Как отмечает В. С. Лисицкая, «любая, даже самая самобытная культура всегда формировалась во взаимосвязи и под влиянием других культур. “Питательная среда” таких обменов давала стимул поступательному развитию общества, способствовала социальному прогрессу отдельных наций и всего человечества» [23, с. 3].
В настоящее время ситуации вопросы всестороннего сотрудничества государств весьма актуальны. По мнению А. В. Кондратюка, это «базовый принцип международно-правового регулирования, нормативное содержание которого составляет обязанность государств сотрудничать с целью решения общих мировых проблем» [21, с. 193]. Одним из наиболее ярких практических его выражений, согласно позиции С. Н. Павловой и В. В. Трофимова, является современное международное культурное сотрудничество, которое охватывается комплексом норм, регулирующих вопросы интеграционного взаимодействия в области культуры [34, с. 3]
Вместе с тем, по мнению Г. А. Аванесой, глобализация, прозрачность границ, информационная революция ставят сегодня задачу тесного взаимодействия национальной культуры с культурами других государств, придают культурным связям большую значимость [8, с.118].
ГЛАВА 2 ОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХЛЕБА В БЕЛАРУСИ
2.1 Хлеб как основа жизнедеятельности человека в традиционной культуре белорусов
Как отмечает Е. В. Беляева «изучение культуры через практики повседневности стало трендом мировой гуманитаристики. В исследовании, анализируя характер практик, можно сделать выводы относительно того, как ценности транслируются в современной культуре. Это выгодно дополняет картину нравственной жизни. Однако выбирая практики для этического анализа, стоит сосредоточиться на тех, которые традиционно считаются носителями нравственных ценностей: например, практиках, связанных с хлебом. Связь между хлебом телесным и хлебом духовным суть важнейшая метафора культуры» [, с. 27]. Вместе с тем, по мнению Т. А. Новогродского, «традиционная культура питания – одна из самых богатых частей национальной культуры белорусов. Она включает широкое содержание – это не только блюда, которые готовят, но и способы и приемы их приготовления, трапезы, застольный этикет, это обычаи, связанные с приготовлением и употреблением пищи, предметы домашней утвари и т. д.» [32, с. 100].
Издревле в белорусской культуре хлеб считался самым дорогим и ценным продуктом – это символ солнца и земли, добра, божественной благодати, достатка, счастья и труда [22]. Как отмечают исследователи народной белорусской культуры, хлеб – наиболее сакрализованный вид еды. Образ хлеба как символа коллективной и персональной доли, добра и оберега от злых сил широко используется во всех жанрах белорусского фольклора [24, с. 532–533]. К хлебу всегда относились как к живому: его нельзя было ломать, только резать – верили, что потом у домашнего скота могут ломаться копыта. Нельзя выбрасывать и бросать на землю, но если упадет – обязательно обтереть, поцеловать и попросить прощения: «Даруй, Божухна!» [22].
С приходом на наши земли христианства хлеб не утратил своей функции оберега и «Божьего дара». В католичестве кусочки хлеба, освященные на день святой Агаты, считаются надежной защитой от всякого зла. Так же и в православии, испеченным по определенному рецепту к Пасхе белым хлебом-артосом дорожат как маленькой святыней. Считается, что если человек при смерти и не имеет возможности исповедоваться перед священником, достаточно проглотить кусочек артоса [22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были получены следующие теоретические выводы.
1. В рамках аналитического обзора литературы были рассмотрены ключевые для разрабатываемой темы определения, представленные в работах ведущих отечественных и зарубежных исследователей, а также законодательные и нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по сохранению нематериального культурного наследия на республиканском и международном уровне.
Благодаря достаточному количеству трудов, прямо или косвенно затрагивающих заявленную проблематику, а также наличию законодательных и нормативно-правовых актов, сформированный теоретический базис позволяет провести детальную проработку выбранной нами темы, то есть выявлению специфики сохранения традиций приготовления хлеба как важного элемента нематериального культурного наследия Республики Беларусь.
2. Нематериальное культурное наследие – это совокупность присущих этнической, социальной или конфессиональной группе духовных, интеллектуальных и нравственно-этических ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения.
Культурная политика ЮНЕСКО по сохранению нематериального наследия регулируется рядом важных документов, среди которых Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия»; модельный закон «Об охране нематериального культурного наследия»; модельный Кодекс о культуре для государств. Важным направлением культурной политики ЮНЕСКО является защита и сохранение элементов нематериального культурного наследия: в частности, традиционной культуры конкретного населенного пункта, конфессиональной или субэтнической общности, к которой справедливо будет отнести народную кухню и традицию приготовления отдельных блюд и продуктов.
Охрана же национального нематериального культурного наследия включает систему организационных, финансовых, материально-технических, информационных и правовых мер, направленных на обеспечение жизнеспособности национального нематериального культурного наследия. Суть реализуемой в (нормативных правовых актах, международных соглашениях) концепции «Living Heritage» заключается в том, что нематериальное культурное наследие передается и воспринимается живыми людьми.
1. Декларация принципов международного культурного сотрудничества [Электронный ресурс] // Сайт Организации Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml.
2. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры [Электронный ресурс] / Кодекс Республики Беларусь // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE». – Режим доступа: http://etalonline.by/document/?regnum=Hk1600413.
3. О Государственной программе «Культура Беларуси» на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 53 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100053_1612558800.pdf.
4. О культуре [Электронный ресурс]: модельный Кодекс о культуре для государств – участников СНГ от 29 апр. 2018 г. ; пост. от 13 апр. 2018 г. № 47-5 // Законодательство стран СНГ. – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=116820.
5. О модельном законе «Об охране нематериального культурного наследия» [Электронный ресурс]: постановление Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 29 нояб. 2013 г. № 39-17 // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE». – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=n21300182.
6. Об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс]: конвенция ЮНЕСКО от 17 окт. 2003 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml.
7. Рекомендация о международном обмене культурными ценностями (XIX сессия, 26 ноября 1976 г.) // Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. – М. : ЮниПринт, 2002. – С. 171–176.
8. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
9. Александров, А. А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия / А. А. Александров ; отв. ред. проф. В. И. Уколова. – М. : Проспект, 2010. – 171 с.
10. Анимелле, Н. Быт белорусских крестьян / Н. Анимелле // Этнографический сборник Императ. рус. геогр. о-ва. – 1854. – Вып. 2. – С. 139–151.
11. Беляева, Е. В. Нравственная ценность хлеба и книг: трансляция в практиках повседневности / Е. В. Беляева // Веснік Брэсцкага універсітэта. – Сер. 1. – 2016. – № 1. – С. 27–33.
12. Боголюбова, Н. М. Культурные связи в современном мире [Электронный ресурс] / Н. М. Боголюбова // Межкультурная коммуникация // Учебные материалы для студентов «Studme.org». – Режим доступа: https://clck.ru/Sop3N.
13. Боголюбова, Н. М. Международный культурный обмен как важнейший аспект межкультурных коммуникаций [Электронный ресурс] / Н. М. Боголюбова // Межкультурная коммуникация // Учебные материалы для студентов «Studme.org». – Режим доступа: https://clck.ru/Sooxz.
14. Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. – СПб. : СПбКО, 2009. – 416 с.
15. Бойко, Е. И. Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО –сравнение российского и австрийского путей / Е. И. Бойко // Международные отношения. – 2019. – № 2. – С. 126–134.
16. Бородин, Д. А. Культурная дипломатия в международных отношениях / Д. А. Бородин // Вестник МГИМО-Университета. – 2010. – № 1. – С. 273–275.
17. Вкусные символы белорусского гостеприимства [Электронный ресурс] // Интерфакс-Запад: новости Беларуси и мира. – Режим доступа: https://interfax.by/news/turizm/otdykh_v_belarusi/103144/.
18. Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/travel/heritage.
19. Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий! [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/travel/top-guide-belarus/belarus-udivitelnaja-top-10-narodnyx-chudes-vitebskoj-oblasti_i_0000113471.html.
20. Как и почему объекты нематериального культурного наследия включаются в государственный список [Электронный ресурс] // Сайт издательского дома «СБ: Беларусь сегодня». – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/tsennost-neosyazaemogo.html.
21. Кондратюк, А. В. Международно-правовые принципы, направленные на регулирование межгосударственного сотрудничества в сфере образования / А. В. Кондратюк // Правоведение. – 2004. – № 5. – С. 193–194.
22. Лескець, С. Живой хлеб Глубоччины [Электронный ресурс] / С. Лескець // Интерфакс-Запад: новости Беларуси и мира. – Режим доступа: https://interfax.by/news/obshchestvo/kultura/1156396/.
23. Лисицкая, В. С. Политическая составляющая российско-германских культурных отношений на рубеже XX-XXI вв.: дис. … канд. полит. наук: 23.00.04 / В. С. Лисицкая. – Санкт-Петербург, 2010. – 185 с.
24. Лобач, У. А. Хлеб / У. А. Лобач // Беларуская міфалогія: Энцыклапед. слоўн. / У. А. Лобач, С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч [і інш.]. – Мінск : Беларусь, 2004. – С. 532–533.
25. Мартыненко, И. Э. Международная и национальные правовые системы охраны историкокультурного наследия государств – участников СНГ : учеб. пособие / И. Э. Мартыненко. – М. : Зерцало-М, 2012. – 943 с.
26. Мартыненко, И. Э. Охрана нематериального культурного наследия: опыт государств-участников СНГ [Электронный ресурс] / И. Э. Мартыненко // Сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/9655/ohrana-nematerialnogo-kulturnogo-nasledia-opyt-gosudarstv-ucastnikov-sng.
27. Мартыненко, И. Э. Правовая охрана нематериального культурного наследия государств – участников СНГ на международном и национальном уровнях / И. Э. Мартыненко // Вестник Воронежского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 282–293.
28. Навагродскі, Т. А. Традыцыі народнага харчавання беларусаў / Т. А. Навагродскі. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2000. – 112 с.
29. Навагродскі, Т. А. Эвалюцыя традыцый харчавання беларусаў у ХІХ–ХХ стст. / Т. А. Навагродскі. – Мінск : БДУ, 2015. – 243 с.
30. Нематериальное культурное наследие Азербайджана, Армении, Беларуси, Республики Молдова и Российской Федерации: материалы Региональной консультативной встречи экспертов : информ. сб. / Колл. авт. – Минск : Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси, 2013. – 73 с.
31. Николаева, Ю. В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе / Ю. В. Николаева, Н. М. Боголюбова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 4 (18). – Ч. 1.– С. 22–26.
32. Новогродский, Т. А. Традиционные блюда и напитки белорусов / Т. А. Новогродский // София. – 2018. – № 2. – С. 100–107.
33. Новые туристические маршруты разрабатываются в Малоритском районе [Электронный ресурс]// Сайт Белорусского телеграфного агентства (БелТА). – Режим доступа: https://www.belta.by/regions/view/fotofakt-novye-turisticheskie-marshruty-razrabatyvajutsja-v-maloritskom-rajone-453781-2021/.
34. Павлова, С. Н. Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами: аспекты правового регулирования / С. Н. Павлова, В. В. Трофимов // Наука и образование: хозяйство и экономика, право, предпринимательство и управление. – 2011. – № 2. – C. 2–6.
35. Пракаповіч, Г. Традыцыя выпякання грачанага хлеба [Электронны рэсурс] / Г. Пракаповіч // Сайт Брэсцкага абласного грамадска-культурнага цэнтра. – Рэжым доступу: https://is.gd/PdJdTW.
36. Романюк, С. Гречневый хлеб: малоритская традиция стала нематериальной ценностью / С. Романюк, Е. Данилова // Информационно-новостной портал «Реальный Брест». – Режим доступа: https://www.realbrest.by/novosti/brest-i-region/grechnevyi-hleb-maloritskaja-tradicija-stala-nematerialnoi-cennostyu.html.
37. Савина, И. А. Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования / И. А. Савина, Г. В. Головина // Вестник Адыгейского государственного университета. –2014. – Сер. 1. – № 4 (148). – C. 162–166.
38. Саликов, А. Э. Белорусская национальная культура в условиях глобализации: сохранение самобытности и развитие (теоретико-культурологический аспект): автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / А. Э. Саликов ; БГУ культуры и искусств. – Минск, 2010. – 26 с.
39. Стельмах, А. М. Реализация государственной культурной политики Республики Беларусь / А. М. Стельмах // Социокультурный менеджмент в контексте приоритетов государственной политики в сфере культуры: к 25-летию кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. – Минск : Изд-во Вл. Сивчикова, 2018. – С. 32–37.
40. Традиционная технология выпечки ржаного хлеба [Электронный ресурс] // Историко-культурное наследие Глубокского района. – Режим доступа: http://spadchyna.glubmusej.by/ru/nematerialnoe-nasledie/299-traditsionnaya-tekhnologiya-vypechki-rzhanogo-khleba.
41. Традиционные блюда Глубокского района признали культурным наследием [Электронный ресурс] // Новостной портал «Kraj.by». – Режим доступа: https://kraj.by/news/sobitiya/traditsionnie-blyuda-glubokskogo-rayona-priznali-kulturnim-naslediem.
42. Традиция изготовления гречневого хлеба в Малоритском районе обрела статус историко‑культурной ценности [Электронный ресурс] // СБ. БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/tam-i-ray-u-kogo-khleba-kray.html.
43. Традыцыйная тэхналогія выпечкі жытняга хлеба ў вёсцы Дзеркаўшчына Глыбоцкага раёна Віцебскай вобласці [Электронный ресурс] // Сайт Витебского областного методического центра народного творчества. – Режим доступа: https://omcnt.by/tradyczyjnaya-tehnalogiya-vypechki-zhytnyaga-hleba-%D1%9E-vyosczy-dzerka%D1%9Eshchyna-glyboczkaga-rayona-viczebskaj-voblasczi/.
44. Традыцыя выпякання грачанага хлеба, Маларыцкі раён [Электронный ресурс] // Нематэрыяльная спадчына Брэстчыны // Сайт Брестского областного исполнительного комитета. – Режим доступа: http://brest-region.gov.by/index.php/obshchestvo/kultura/89-istoriko-kulturnoe-nasledie-brestskoj-oblasti/istoriko-kulturnoe-nasledie/3376-nemateryyalnaya-spadchyna-brestchyny.
45. Тэхналогія і традыцыі выпякання хлеба ў вёсках Жораўка і Кузьмічы Любанскага раёна Мінскай вобласці [Электронный ресурс] // Сайт Минского областного центра народного творчества. – Режим доступа: https://cultur.by/29-11-2021/tehnalogiya-i-tradyczyi-vypyakannya-hleba-%d1%9e-vyoskah-zhora%d1%9eka-i-kuzmichy-lyubanskaga-rayona-minskaj-voblasczi/.
46. Хотите попробовать домашнего гречишного хлеба и научиться ткать «кожушком» – отправляйтесь в Малоритский район [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Год народного единства». – Режим доступа: https://usnd.to/JklM.
47. Шна, М. На праздники и каждый день: в деревне Кузьмичи сохраняют традицию домашнего хлебопечения [Электронный ресурс] / М. Шна // Сайт Белорусского телеграфного агентства (БелТА). – Режим доступа: https://is.gd/KbusYk.
48. Энциклопедия белорусской кухни / редкол.: Т. В. Белова [и др.]. – Минск : Беларус. Энцыкл., 2008. – 717 с.
49. Этналогія Беларусі: традыцыйная культура насельніцтва ў гістарычнай перспектыве: вучэб.-метад. дапам. / Т. А. Навагродскі [і інш.]. – Мінск : БДУ, 2009. – 335 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Фотоматериалы: Технология и традиции выпечки домашнего хлеба д. Жоравка и аг. Кузьмичи Любанского района Минской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Фотоматериалы: Традиционная технология выпечки ржаного хлеба в д. Дерковщина Глубокского района Витебской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Фотоматериалы: Традиция выпечки гречневого хлеба в Малоритском районе Брестской области.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты