Детско-родительские конфликты и тактики их решения
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Детско-родительские конфликты и тактики их решения»
по дисциплине: «Теоретические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Детско-родительские конфликты и тактики их решения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теоретические основы социальной работы
Организация: Средняя школа №30, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст «теста Томаса».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты испытуемых по тесту Томаса.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ И ТАКТИКИ ИХ РЕШЕНИЯ
1.1 Феномен конфликта: сущность, типология и основные стратегии преодоления
1.2 Детско-родительские отношения как объект психолого-педагогического анализа
1.3 Причины возникновения детско-родительских конфликтов и основные тактики их разрешения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ И ТАКТИКИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка тактик решения конфликтов, возникающих в детско-родительских отношениях
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения детско-родительских взаимоотношений заключается в их cложности и парадоксальности. Процесс становления полноценной личности ребенка проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности саморегуляции 3, с. 66.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознают они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. При возникновении конфликтной ситуации, родители видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай. Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их общения и отношений. Конфликт – жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Проблемой детско-родительских взаимоотношений занимались Р. Хоментаускас, Т. Радке, Е.О. Смирнова, В.В. Столин, Е.О. Соколова, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, Т.В. Андреева и другие. В психологической науке отмечается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.
ГЛАВА 1 ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ТАКТИКИ ИХ РЕШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Феномен конфликта: сущность, типология и основные стратегии преодоления
Слово «конфликт» происходит от лат. «сonflictus» – столкновение противоположных интересов, целей, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликт представляет собой основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие, преследующее несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду.
В конфликтологии традиционно принято классифицировать конфликты в зависимости от количества участников в нём. Так, конфликты подразделяют на внутриличностные и социальные.
Внутриличностный конфликт представляет собой состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, то есть выработать приоритеты поведения, основанные на них [2, с. 87].
Выделяют следующие виды внутриличностного конфликта:
Мотивационный конфликт является конфликтом между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и к безопасности, между двумя положительными тенденциями, а также столкновением разных мотивов [14, с. 75].
Нравственный конфликт – моральный конфликт; это конфликт между такими структурами личности как желание и долг, моральные принципы и личные привязанности; стремление действовать в соответствии с желанием и требованиями социума; долг и сомнение в необходимости следовать ему.
Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, возможностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать (А. Захаров). К данному виду относятся и внутренние конфликты, связанные с сексуальными патологиями (С. Кратохвил, А. Свядош, А. Харитонов).
Ролевой конфликт – это конфликт, обусловленный противоречием переживания невозможности одновременно реализовать несколько гендерных или социальных ролей, разное понимание требований самой личности к выполнению данной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегиями жизни [4, с. 176].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ И ТАКТИКИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Базой проведенного исследования послужила ГУО «Средняя школа №30 г.Минска». Выборку нашего исследования составили учащиеся 9 класса, в количестве 20 человек.
При исследовании детско-родительских конфликтов учащихся мы использовали методику для диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса. С помощью этой методики мы провеедм исслдеование тактик выхода подростков из конфликтной ситуации с родителями.
Личностный опросник разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Инструкция, которая давалась испытуемым: «В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации». Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «родительские отношения» необходимо понимать целую систему родительского и эмоционального отношения к своему ребенку, а также полноценное восприятие детьми своих родителей и способов поведения с ним. Выделяют следующие основные стили семейного воспитания: демократический, авторитарных, попустительский, гиперопека, гипоопека, повышенная моральная ответственность, анархический, эмоциональное отвержение, гипопотекция, жестокое обращение. Необходимо отметить, что на формирование личности ребенка оказывает достаточно большое влияние именно семья. Семья оказывает данное воздействие через домашнюю среду и воспитание, наследственность, переданные задатки и способности, общение. Все эти факторы действуют в комплексе и при разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности.
Конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностном взаимодействии, характеризующееся отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликты могут быть следующих видов: социальные, организационные, личностные; вертикальными и горизонтальными. Конфликты бывают конструктивными и деструктивными, открытыми, скрытыми, потенциальными. Выделяют следующие стратегии при конфликтном взаимодействии: соперничество как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; приспособление, означающее готовность уступить, пренебрегая собственными интересами; компромисс, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон; избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; сотрудничество, направлено на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон.
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения; конфликт сверхзаботы; конфликт неуважения прав на самостоятельность; конфликт отцовского авторитета. Предупреждение конфликта основано, в первую очередь, на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Обычно люди уже в предконфликтной ситуации в состоянии понять, что появились проблемы, которые могут вызвать осложнение их взаимоотношений. Во многих случаях эти проблемы возможно решить, не ожидая, чтобы дело дошло до конфликта.
1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981 – С. 19-44.
2. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев – М., 1995 – 152 с.
3. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев – М., 2005. – 67 с.
4. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. / Т.В. Андреев. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
5. Анцупов, А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения конфликтов межличностных во взаимоотношениях офицеров. / А.Я. Анцупов. – М.: ГАВС, 1992. – 262 с.
6. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М., ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
7. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов / А.А. Бодалев // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 2006. – С. 18-26
8. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова – М., 2004. – 207 с.
9. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) / Ю.В. Василькова. – М., 1998. – С. 373-387
10. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин и др. – М: Инфра-М, 2002. – 240 с.
11. Гозман, Л.Я. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы. Проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман // Вестник МГУ. – М.: Психология, 2005. – №4 – С. 4-6.
12. Емельянов, С.М.. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, доп., перераб. / С.М. Емельянов. – СПб: Питер, 2001. – 400 с.
13. Ершов, А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. – Л., 1973. – С. 37-38.
14. Ключников, С.Ю. Семейные конфликты: Практика решения / С.Ю Ключников. – СПб: Питер, 2001. – 160 с.
15. Леонов, Н.И. Конфликтология: Учебно-методическое пособие / Н.И. Леонов. – М: МПСИ / Воронеж: МОДЭК., 2002. – 192 с.
16. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. / Б.Ф. Ломов – М., 1981. – С. 3-23.
17. Орлова, Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.М. Шороховой, М.И. Бобневой – М., 1976. – С. 319-342.
18. Первышева, Е.В. Межличностные конфликты как фактор социализации подростков: Дис. канд. психол. наук. / Е.В. Первышева – М., 1989. – 157 с.
19. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Л.А. Петровская. – М., 1977 – 143 с.
20. Светлов, В.А.. Аналитика конфликта: Учебное пособие / В.А. Светлов. – СПб: Росток, 2001. – 512 с.
21. Смирнова, Е.О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду. / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова – 2003. – №4. – С.102-108.
22. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. / Е.О. Смирнова – 2000. – №3. – С.3-9.
23. Столин, В.В. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989. – №3. – С. 16-37.
24. Шумилин, Е.А. Конфликты в старшем школьном возрасте // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. / Е.А. Шумилин, И.Г. Шендрик – М., 1986. – С. 111-119.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст «теста Томаса».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты испытуемых по тесту Томаса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты